Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Пейзаж - это жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
Изображение природы оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведения искусства. Пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира.
Основная ценность детского рисунка заключается в том, что в процессе изображения ребёнок постигает внешний мир и тем самым обогащает свою личность. Однако познание окружающей действительности должно осуществляться в ходе специального ведения, без которого никакое реалистическое изображение невозможно. Эмоциональное отношение учащихся к рисованию - значимый фактор, на который должен опираться преподаватель в обучении этому предмету и в развитии декоративности. Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.
Важнейшую ценность для исследования представляют работы ученых С.С. Алексеева, К. Ауэра, Л. Терека, В.П. Ершакова, И. Иттена, СВ. Кравкова, Л. Лукхарда, В. Оствальда, П.А. Шеварева, которые проанализировали процесс особенности формирования навыков изобразительного искусства у детей. Ознакомления детей с цветом и обучения их элементам живописи на первоначальных этапах обучения в общеобразовательной школе уделяли внимание такие просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель.
Сформулирована гипотеза - раскрытию и дальнейшему развитию художественно-творческого потенциала у детей начального школьного возраста способствует система педагогических условий, включающая в себя:
-использование методов и средств активизации мыслительной деятельности учащихся;
-знакомство с различными видами пейзажной живописи;
-ознакомление детей со средствами выразительности в пейзажной живописи;
-использование уроков комбинированного типа при ознакомлении с пейзажной живописью.
Объект исследования: развитие художественно-творческого потенциала и формирования эмоционально-целостного опыта учащихся начальных классов через ознакомление с пейзажной живописью.
Предмет исследования: обучение учащихся 1-4 классов основам пейзажной живописи
Цель работы – проанализировать методы обучения учащихся 1- 4 классов выполнению пейзажа с натуры.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность изобразительных умений и восприятия цвета у младших школьников;
- проанализировать формирование художественных способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства;
- рассмотреть пейзаж - как жанр живописи;
- изучить методику обучения школьников созданию живописного пейзажа с натуры.
Методику работы составили метод сравнения, классификации, а также изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений младших школьников
1. 1. Сущность изобразительных умений и восприятия цвета у младших школьников
Для того чтобы правильно выстроить процесс формирования изобразительных умений младших школьников, необходимо выяснить содержание и структуру изобразительных умений младших школьников. При обосновании понятия «изобразительные умения младших школьников» будем придерживаться дедуктивного метода исследования.
В определении сущности многие ученые придерживаются мнения, что это знания в действиях. Сущность понятия «умение» в педагогической энциклопедии определяется, как возможность эффективно выполнять действие, при этом оно может быть как теоретическим, так и практическим. Выделяют два основных подхода к рассмотрению этого понятия:
- умение – это процесс деятельности, отдельные действия, которые усвоил человек и выполняет сознательно;
- умение – это готовность и способность выполнять определенные виды деятельности. Функциональность понятия «умение» обнаруживается в успешном использовании знаний и навыков, правильном применении их в новых сложных ситуациях. В отличие от навыка, умение предусматривает активность сознания, четкий самоконтроль, овладение обобщенными способами выполнения действий. В результате анализа психолого-педагогических исследований, выяснили, что в определении сущности понятия «умение» единого мнения не представлено.
В то же время выделяются основные характеристики умения. Это умственные действия, практические и опыт осуществления операций и действий. В структурную характеристику умений входят система умственных, практических действий. Среди основных свойств умений выделены разносторонность, гибкость, качество, скорость функционирования и обобщенность. Учитывая все вышеперечисленные характеристики «умение» следует рассматривать как владение сложной системой действий и операций, которые подчиняются осознанной цели и используются человеком в новых для него условиях посредством переноса приобретенных умений и навыков.
У младших школьников на занятиях изобразительного искусства происходит формирование изобразительных умений. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий – это уже изобразительная задача.
Изобразительные умения – это освоенные субъектом способы действий по передаче, в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому. Т.С. Комарова и Н.П. Сакулина основной задачей обучения изобразительного искусства младших школьников определяли формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Школьнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков.
«Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития младшего школьника. Обучающимся доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется на занятиях декоративным рисованием». [6, С. 42]/ Одной из важных задач обучения изобразительному искусству является овладение техническими приемами работы с различными материалами. Т.С. Комарова под изобразительными умениями младшего школьного возраста выделяла совокупность следующих изобразительных умений:
«- умение использовать простой графитный карандаш, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта;
- умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования;
- умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге;
- умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине прямоугольник, квадрат;
- умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;
- умение получать разнообразные оттенки цвета» [6, С. 78].
Формирование изобразительных умений на уроках изобразительного искусства, также обуславливается рядом условий:
- создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять младшего школьника, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;
- создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
- восхищение каждой идеей младших школьников;
- важное значение имеет подготовительная работа перед уроком, когда учитель развивает у учащихся восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память;
- главная направленность работы учителя заключается в развитии самостоятельных действий школьников.
Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла выбор объекта, содержание будущей композиции, отборе материала бумага, краски, пастель реализации замысла нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, оценке продукта деятельности.
- понимание учителем сущности изобразительных умений в целом;
- уметь организовывать учебный процесс на уроке так, чтобы сформировать интерес, мотивировать на данный вид деятельности;
- проводить систематическую и целенаправленную работу по формированию изобразительных умений младших школьников в различных видах рисования. Исследования советских психологов о формировании двигательных навыков при различных способах обучения позволили определить и проверить наиболее эффективные способы обучения изобразительным умениям.
Цвет - мощное средство воздействия на человека: он оживляет и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баттершилл Норман. Учитесь рисовать пейзаж [Текст] / Н. Баттершилл. - Минск: Попурри, 2009. – 47 с.
2. Белякова Л. Г. Учим детей рисовать пейзаж: учеб. пособие для преподавателей дополнительного образования по направлению «Изобразительное искусство» [Текст] / Л. Г. Белякова. - М.: МПГУ, 2010. – 62 с.
3. Виноградова, Г.Г. Уроки рисования с натуры [Текст]: учебное пособие / Г.Г. Виноградова. - М.: Просвещение, 2007. – 145 с.
4. Евтых, С.Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы [Текст]: учебное пособие для студентов / С.Ш. Евтых. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 115 с.
5. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2007. – 256 с.
6. Комарова, Т.С. Обучение школьников технике рисования [Текст]: учебное пособие / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
7. Милованова, Г.П. Диагностика уровня сформированности навыков рисования [Текст]: дополнительное образование / Г.П. Милованова, О.В. Овчинникова. 2002. - № 7.– 51 с.
8. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс [Текст]: пособие для учителя начальной школы / Ю.А. Полуянов. - М.: Вита-Пресс, 2003. – 226 с.
9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2015. – 256 с.
10. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2003. – 368 с.
11. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2013. – 256 с.
12. Флерина, Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства [Текст]: хрестоматия / Е.А. Флерина, Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко. - М.: Просвещение, 2000. – 313 с.
13 Шпикалова, Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2015. – 254 с.