Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную, духовно-нравственную сферу жизни общества.
В связи со вступлением в силу ФГОС НОО, актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций школьников [3]. Особое значение в деле передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей придается нравственному воспитанию школьников. У младших школьников происходит наиболее интенсивное личностное развитие, у детей совершенствуется мыслительная деятельность, развивается способность к произвольному управлению своими действиями и поведением, возникают психологические предпосылки для формирования различных этических представлений. Цель воспитания и образования дошкольников предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы нравственной культуры.
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» духовно-нравственное воспитание у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических задач [2]. От решения данной проблемы зависит не только благополучие каждого школьника, но и общества в целом. Следует отметить, что, на сегодняшний день, усиливается воспитательный аспект работы на всех ступенях образования.
Немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании младшего школьника отводится народным праздникам, так как именно в них концентрируется значительный воспитательный потенциал для будущего поколения.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между потенциалом народных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников, с одной стороны, и недостаточным использованием данного потенциала в воспитательном процессе, с другой.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет: народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: раскрытие потенциала народных праздников в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе;
2) Выявить психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников;
3) Определить роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании младших школьников;
4) Исследовать уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников;
5) Разработать программу духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством проведения народных праздников;
6) Изучить опыт проведения народных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что проведение народных праздников будет способствовать повышению результативности духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов при условии:
– учета лучшего опыта проведения народных праздников в духовно-нравственном воспитании младших школьников;
− разработки программы духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством проведения народных праздников.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция, анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования, обобщение и конкретизация.
Методологическая основа исследования. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н. Г. Авериной, А. М. Архангельского, Е. А, Лобановой, в которых выявляется сущность основных понятий теории воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов воспитания.
База исследования: МОУ СОШ № 20, г. Иваново.
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа отвечает логике исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе
Воспитание является базовой категорией педагогики, которое является основой в обеспечении основного пласта формирования личности. Воспитательный процесс подвергается воздействию факторов внешней среды, социоприродного окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключается в переходе ребенка из одного состояния в иное, а результат воспитания – перевод опыта и знаний, ценностей в личностные установки, в поведение, в частности [17, с. 19].
Нравственность это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. Нравственность является в этике синонимом понятия «мораль».
Нравственное воспитание это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения.
Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.
Сердцевина воспитания развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нрав-ственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.
Огромный вклад в теорию духовного формирования и нравственного развития человека, его высших психических функций был внесен психологами Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским и другими.
Нравственное воспитание состоит в целенаправленном воздействии на конкретного человека, применение необходимых мер, программ, активизирующих воспитательный процесс. Целью нравственного воспитания детей младшего школьного возраста является привитие моральных ценностей, формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности [12, с. 56].
Образовательная среда должна создавать у школьника ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь расширяет границы личности и стимулирует активность ребёнка.
Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания[7, с. 19]:
- взаимодействие;
- сотрудничество;
- воспитательные отношения;
- педагогическая ситуация;
- социальная обстановка.
Многообразие факторов, с одной стороны, обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны, делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
И. Г. Щукина выделяет три группы методов [29, с. 84]:
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- патриотическое воспитание;
- формирование духовности средних школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- развитие детского общественного движения;
— совместная работа школы и семьи.
Итак, нравственное воспитание − процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой. Нравственная культура личности включает в себя когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Взаимодействие когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивает единство нравственного сознания и поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2020. – 64 с.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.01.2021)
3. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.
4. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 68-74.
5. Архангельский А. М. Воспитание младших школьников / Педагогика. – 2017. – 364 с.
6. Батчаева М. А. Духовно-нравственное воспитание школьников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск. – 2016. – № 3. – С. 15-19.
7. Божевич Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И.Божович// Вопросы психологии – М: Просвещение, 2014. – 354 с.
8. Бурлачко Т. С., Градусова Л. В. Ознакомление детей с устным народным творчеством / Т.С. Бурлачко, Л. В. Градусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7 – С. 12-13.
9. Волков, Н. Г. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
10. Воспитание в школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raguda.ru/ds/poslovicy-i-pogovorki-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения: 11.02.2021)
11. Воспитание младшего школьника. Основные вопросы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/doshkol-noe-vospitanie-detei.html (дата обращения: 12.02.2021)
12. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь/Л. С. Глебова. - М.: Большая энциклопедия, 2016. – 415 с.
13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В. И. Даль. – М, 1979. – Т.11. – 647 с.
14. Капрова И. А. Развитие школьников в процессе воспитания / И. А. Капрова. - М: Просвещение, 2015. – 326 с.
15. Караковский В. А. Воспитание для всех / В.А. Караковский. М.: Лига, 2018. – 240 с.
16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 312 с.
17. Лобанова Е. А. Педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2016. – 213 с.
18. Опыт работы ГБОУ прогимназии № 675 «Талант» Крыловой Т.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/05/statya-iz-opyta-raboty-uchitelya-nachalnykh
19. Педагогический опыт И.Н. Прунина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/stat-ia-priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-istokam-russkoi-narodnoi-kul-tury
20. Педагогический опыт Чуевской Н. И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/06/opisanie-peredovogo-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-narodnye-prazdniki
21. Сухомлинский В. А. Педагогика / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 195 с.
22. Толстова Е. А. Традиционные народные праздники и их роль в воспитании подрастающего поколения / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, Н. П. Смалькова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 7. – С. 710-712.
23. Ушакова О. С. Развитие речи школьников / О. С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2015. – 205 с.
24. Ушинский К. Д. Педагогика / К. Д. Ушинский. – М: Наука, 2019. – 389 с.
25. Фридман, Г.М. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г. М. Фридман [Электронный ресурс]. – URL: https://gigabaza.ru/doc/100523.html (дата обращения: 15.01.2021)
26. Шершенева А. П. Духовно-нравственное воспитание школьников / А. П. Шершенева // Молодой ученый. – 2018. – № 6. – С. 10-14.
27. Щукина И. Г. Воспитание младших школьников / И. Г. Щукина. – 2014. – 187 с.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2020. – 64 с.
2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.01.2021)
3. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.
4. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 68-74.
5. Архангельский А. М. Воспитание младших школьников / Педагогика. – 2017. – 364 с.
6. Батчаева М. А. Духовно-нравственное воспитание школьников / М. А. Батчаева, Ф. М. Узденова // Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения. – Карачаевск. – 2016. – № 3. – С. 15-19.
7. Божевич Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л.И.Божович// Вопросы психологии – М: Просвещение, 2014. – 354 с.
8. Бурлачко Т. С., Градусова Л. В. Ознакомление детей с устным народным творчеством / Т.С. Бурлачко, Л. В. Градусова // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7 – С. 12-13.
9. Волков, Н. Г. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
10. Воспитание в школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raguda.ru/ds/poslovicy-i-pogovorki-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения: 11.02.2021)
11. Воспитание младшего школьника. Основные вопросы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/doshkol-noe-vospitanie-detei.html (дата обращения: 12.02.2021)
12. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь/Л. С. Глебова. - М.: Большая энциклопедия, 2016. – 415 с.
13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В. И. Даль. – М, 1979. – Т.11. – 647 с.
14. Капрова И. А. Развитие школьников в процессе воспитания / И. А. Капрова. - М: Просвещение, 2015. – 326 с.
15. Караковский В. А. Воспитание для всех / В.А. Караковский. М.: Лига, 2018. – 240 с.
16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 312 с.
17. Лобанова Е. А. Педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2016. – 213 с.
18. Опыт работы ГБОУ прогимназии № 675 «Талант» Крыловой Т.В. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/05/statya-iz-opyta-raboty-uchitelya-nachalnykh
19. Педагогический опыт И.Н. Прунина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/stat-ia-priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-istokam-russkoi-narodnoi-kul-tury
20. Педагогический опыт Чуевской Н. И. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/04/06/opisanie-peredovogo-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-narodnye-prazdniki
21. Сухомлинский В. А. Педагогика / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 195 с.
22. Толстова Е. А. Традиционные народные праздники и их роль в воспитании подрастающего поколения / Е. А. Толстова, С. П. Муравьёва, Н. П. Смалькова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 7. – С. 710-712.
23. Ушакова О. С. Развитие речи школьников / О. С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2015. – 205 с.
24. Ушинский К. Д. Педагогика / К. Д. Ушинский. – М: Наука, 2019. – 389 с.
25. Фридман, Г.М. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г. М. Фридман [Электронный ресурс]. – URL: https://gigabaza.ru/doc/100523.html (дата обращения: 15.01.2021)
26. Шершенева А. П. Духовно-нравственное воспитание школьников / А. П. Шершенева // Молодой ученый. – 2018. – № 6. – С. 10-14.
27. Щукина И. Г. Воспитание младших школьников / И. Г. Щукина. – 2014. – 187 с.