Фрагмент для ознакомления
2
При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются психолингвистические данные, основанные на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и речевой генерации. [1].
Восприятие и формирование речевого выражения - это многоуровневые процессы со сложной иерархически организованной структурой, включающей в себя различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса генерации речевого выражения имеет свой собственный словарь, свой собственный синтаксис для объединения единиц.
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций формирования речевого выражения была нарушена. Русская логопедия использует модели генерации речевого выражения, разработанные Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Рябовой. [3].
Л.С. Выготский рассматривал отношение мысли и речи как процесс движения от мысли к речи и наоборот, выделял следующие плоскости движения: мотив- мысль - внутренняя речь - внешняя речь, различая внешнюю (физическую) и смысловую (психологическую). планы речи. Во внешнем дискурсе проявляется взаимодействие грамматических и семантических (психологических) структур. Переходной структурой от смысловой плоскости к внешней речи является внутренняя речь. Л. С. Выготский дал обстоятельный анализ внутренней речи, выявил ее характерные черты [3].
Основываясь на структуре языкового процесса, описанной Л.С. Выготским, А.А. Леонтьев выделяет следующие операции по формированию речевого высказывания: мотив - мышление (языковое намерение) - внутреннее программирование - лексическое употребление и грамматическое построение - моторная реализация - внешний язык.
Каждое произнесение речи порождается определенным мотивом, определяющим возникновение языковых намерений (мыслей). На этапе внутреннего программирования, который соответствует «передаче мысли во внутреннем слове» Л.С. Выготского, языковое намерение передается через код личных значений, который определяется в определенных субъективных единицах кода («Код изображений и схем», согласно Н.И. Жинкин) Создается программа как целостного связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, организуя систему предсказательных высказываний в коде внутреннего языка [5].
Программа индивидуального высказывания включает такие компоненты, как субъект, объект, сказуемое и т. д., Которые связаны смысловой семантической связью («психологический синтаксис»). В процессе восприятия на этом этапе выполняется операция сворачивания системы объективных языковых значений во внутреннюю схему.
Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языка и речевых структур в рамках одной системы. В последние годы эта проблема продуктивно разрабатывается на основе системного подхода В.И. Бельтюкова.
На основе анализа многочисленных литературных данных автор убедительно показывает противопоставление характера построения языковых и речевых структур, заключающееся в усмотрении первых и преемственности вторых. Хотя речь и язык формируются на основе одних и тех же элементов, характер их взаимоотношений в образованных структурах существенно различается.
Принципы взаимодействия языковых структур и речи, по В.И. Бельтюкову, отражают общий механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой природе, а именно не только принцип интернализации, но и принцип экстернализации в их диалектическом пространстве [4].
Логопедия строится на следующих основных принципах: последовательность, сложность, принцип развития, учет речевых нарушений в связи с другими аспектами психического развития ребенка, подход к деятельности, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии, и механизмы (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптомов нарушения и структурных дефектов речи, принцип кругового маршрута, общие дидактические правила и другие.
Для заключения логопеда, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений, корреляционного анализа речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотношения уровней развития познавательной деятельности и речи, необходимо состояние речи и особенности сенсомоторного развития ребенка.
Речевые расстройства во многих случаях входят в синдром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер.
Поэтому при изучении и устранении нарушений речи большое значение имеет принцип комплексности.
В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Принцип развития предполагает выбор задач, трудностей и этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, в процессе логопедии.
Обследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними проводится с учетом основной деятельности ребенка (практической, игровой, обучающей).
Разработка методики корректирующей логопедии осуществляется с учетом порядка появления форм и функций языка, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Возникновение речевых нарушений во многих случаях связано со сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для эффективной логопедической коррекции нарушений речи важно определить этиологию, механизмы, симптомы нарушения, выявить основные нарушения, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре дефекта в каждом индивидуальном случае.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки работы функциональных систем используется принцип обходного пути, то есть создание новой функциональной системы в обход пораженного звена.
Важное место в обследовании и коррекции нарушений речи занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, осведомленность, индивидуальный подход и др.
Логопедические методы как науку условно можно разделить на несколько групп.
Первая группа - методы организации: сравнительный, лонгитюдный (динамическое исследование), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: наблюдательные (наблюдение), экспериментальные (лабораторные, натурные, формирующие или психолого-педагогические эксперименты), психодиагностические (стандартизованные и проективные тесты, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
Третья группа включает количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных; машинная обработка данных осуществляется с помощью компьютера.
Четвертая группа - методы интерпретации, методы теоретического изучения связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и т. д.).
Для обеспечения объективности исследования широко используются технические средства: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречия, фонографы, спирометры и другое оборудование, а также рентгеновская фотография, глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие комплексно изучить вокал. возможна деятельность и отдельные ее составляющие в динамике.
Различают следующие типы нарушений речи:
1. Заикание. Заикание, то есть нарушение ритма, времени и текучести речи из-за судорожного сокращения различных групп мышц, образующих звуковой дизайн речи (экспрессивную речь), - одно из самых распространенных расстройств в детском и подростковом возрасте (в 70-х гг. У 90% пациентов начинается в 2-4 года, то есть в момент формирования речи). Речь - более молодая функция в онто- и филогенетическом плане, чем быстрее она нарушается, чем моложе пациент, тем более выражена его соматическая слабость, психическая уязвимость, впечатлительность и т. д.
2. Неврозоподобный синдром речевого расстройства.
Общими для всех компонентов синдрома неврозоподобного остаточного органического речевого расстройства (это расстройство также можно назвать неврозоподобным логосиндромом) 1 являются:
1) их появление из-за органических или наследственных поражений центральной нервной системы - роль психогенных факторов незначительна. Если психогеника играет роль, то это либо как провоцирующий момент, либо как дополнительный фактор, возникающий в результате длительного течения синдрома неврозоподобного нарушения речи с последующим дефектом у пациента;
Фрагмент для ознакомления
3
. Белкина Ю.Б. Вариант комплексного логопедического пособия в нейрореабилитации после инсульта // Специальное образование. 2010. № 2 С. 12-18.
2. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для ВУЗов. 7-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
3. Авдюнина И.А. Управление нейрогенной дисфагией: использование загустителя жидкостей и пищи (анализ двух клинических случаев) / И.А. Авдюнина, В.В. Селиванов, Е.В. Селиверстова, А.А. Теленков // Лечащий врач 2015. №1. С. 70-74.
4. Стрельникова И.А. Динамика восстановления функции глотания у больных с инсультом на фоне комплексного лечения с применением нейромышечной электростимуляции // Аспирантский вестник Поволжья 2013. № 1-2. С. 64-68.
5. Камаева О.В. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных: методическое пособие. Часть 1. Организация Инсультного Блока / под ред. А.А. Скоромца. – СПб., 2003.
6. Блудов, А. А. Дизартрия.NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых (+ DVD-ROM) / А.А. Блудов, Н.В. Белова. - М.: Наука и техника, 2009. - 160 c.
7. Воронцов, И. М. Здоровье. Создание и применение автоматизированных систем для мониторинга и скринирующей диагностики нарушений здоровья / И.М. Воронцов, В.В. Шаповалов, Ю.М. Шерстюк. - М.: "ИПК "Коста", 2006. - 432 c.
8. Диагностика и лечение нарушений ритма сердца. Общие принципы / Н.А. Новикова и др. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 880 c.
9. Сикорский, И. А. Заикание : учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.
10. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 189 с.
11. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика : учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 215 с.
12. Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М. : АСТ :Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с
15. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студентов вузов [Текст] / Г. А. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.