Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Тема социально-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста является крайне актуальной, так как позволяет уменьшить число детей, испытывающих в дальнейшем трудности в адаптации и обучении. Наряду с психологической и педагогической поддержкой дети в раннем возрасте нуждаются в социально-педагогическом сопровождении, которое включает поддержку и помощь ребенку в учебно-воспитательном процессе, в вопросах социализации. Сопровождать – значит следовать рядом, вместе с ребенком, сопутствовать его личностному становлению [12, с. 134].
В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку детей к жизни в обществе; выработку у них умения общаться, обслуживать себя, привычек здорового и безопасного образа жизни. И такая работа должна начинаться с раннего возраста, что и определило актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявление условий оптимизации социально-педагогического сопровождения опекунских семей.
Исходя, из цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста.
3. Проведение диагностики развития детей раннего возраста.
4. Апробация программы социально-педагогического сопровождения и определение её результативности
Объект исследования: развитие ребёнка в раннем детстве.
Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение.
Гипотеза: оптимизация социально-педагогического сопровождения ситуации развития детей возможна при:
- своевременном выявлении проблем развития детей раннего возраста;
-определении основных условий и направлений социально-педагогического сопровождения ситуации развития детей раннего возраста.
В работе использовала следующие методы:
1. Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы.
2. Эмпирические: - Диагностика нервно-психического развития детей 2-3 года жизни (К.Л. Печора);
- «Диагностика познавательного развития детей раннего возраста» (Е. А. Стребелева);
- Анкета для родителей, направленная на получение информации о ребенке (количество членов семьи, детей в семье, порядковый номер рождения ребенка, наличие нервно-психических заболеваний, в том числе, ПЭП); о самих родителях (возраст, образование, профессия); о речевом развитии ребенка (время начала гуления, лепета, появление первых фраз);
- Мюнхенская функциональная диагностика развития ребёнка (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут).
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования
Опираясь на тему социально-педагогических учений, главные моменты, которые мы сегодня будем рассматривать, это – специфика психологического становления личности ребенка дошкольного возраста на основных возрастных этапах, а так же принцип социально-педагогического сопровождения образовательного процесса [15, c. 45].
Рассмотрим понятие, используемое в социальной педагогике, - ранний возраст.
Если в коррекционно-развивающей работе работник системы сопровождения имеет определенный образец психического развития, к которому необходимо стремиться приблизить уровень развития ребенка, то в развивающей работе он опирается на средние нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Коррекционная работа имеет смысл «выправления» отклонений, а развивающая – значение проявления потенциальных способностей ребенка. При всем этом развивающая работа действует не только тренингом некоторой способности, но и направлена на работу с многими факторами, обозначающими продвижение в учебной деятельности [57, c. 74].
Во-первых, они говорят о системе социально-педагогического воздействия в ходе программы развития.
Во-вторых, делают экспертизу значения других блоков программы с точки зрения психологии.
Поэтому необходимо сделать вывод о том, что развитие теории и практики социально-педагогического сопровождения в настоящее время связано с разнообразием представлений о значении образования, в ряд которых включают задачи развития, воспитания, физического, психологического, морального и социального здоровья подрастающего поколения. При этом подходе социально-педагогическое сопровождение не может пониматься как «сфера обслуживания», а имеет значение неотъемлемого элемента системы образования, равнозначный партнер подразделений и специалистов другого профиля в осуществлении задач обучения, воспитании и развития детей. Следует учитывать специфику личности детей раннего возраста при формировании системы психолого-педагогического сопровождения [49, c. 55].
1.2. Основные подходы к социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста
В методических рекомендациях по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513\16) говорится о том, что:
Объектом социально-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс);
Предметом деятельности - ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка:
n с миром;
n с окружающими (взрослые, сверстники);
n с самим собой.
Целью социально-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи социально-педагогического сопровождения.
n предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
n помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями [31. c. 56];
n психологическое обеспечение образовательных программ;
n развитие социально-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Направления работы по социально-педагогическому сопровождению.
n Профилактика - это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.
n Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Беря во внимание возрастные особенности ребёнка, а так же цели и задачи социально-педагогического образовательного процесса в дошкольных учреждениях можно выделить главные направления, которых необходимо придерживаться в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их. Нам известны новообразования разных этапов в развитии ребёнка, мы отслеживаем их кризисные периоды и во - первых, проблемной зоной будет являться адаптация к дошкольному образовательному учреждению (возраст детей от полутора лет и старше, так как дети начинают посещать детский сад с разного возраста) [40, c. 56].
Сопровождение кризиса 3-х лет. Мы о нем уже говорили подробно. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде, которые уже перечислялись. А так же сопровождать готовность к обучению в школе. Хочется отметить, что у вас есть помощники педагоги, которые так же отслеживают результативность педагогической деятельности [56, c. 69].
По анализу отчётов педагогов-социологов выявили, что только 9% специалистов педагогов уделяют внимание отслеживанию адаптации детей в младших и средних группах. Отслеживают нор
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авдеева, H.H. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества Текст. / H.H. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Ражников. М.: ACT, 1996.-384 с. ISBN 978-5-9949-0578-4
2. Актуальные проблемы современного воспитания Текст. / отв. ред. Т.Ф. Яркина; ред. В.Г. Бочарова, В.Е. Львова. Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990.- 168 с. ISBN 1234-5-9949-0678-8
3. Алямовская, В.Г. О некоторых подходах к организации кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении Текст. / В.Г. Алямовская // Обруч. 2001. - № 1. ISBN 7868-5-5679-0578-4
4. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Текст.: Учебное пособие для студ. вузов. 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -672с. ISBN 7865-5-7949-0578-4
5. Авдеева, H.H. Понятие идентификации и его применение к проблемепонимания человека человеком Текст. // Теоретические и прикладныепроблемы познания людьми друг друга / H.H. Авдеева. Краснодар,1975. С. 6-15. ISBN 4463-5-6789-0578-4
6. Айсина, Р.К., Дедкова В.В., Хачатурова Е.Л. Социализация и адаптация детей раннего возраста Текст. // Ребенок в детском саду. 2003. -№ 5. - С. 49-53; № 6. - С. 46-51. ISBN 567-5-9949-0578-4
7. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста Текст. М., 1993.-290 с. ISBN 3245-5-9949-05978-4
8. Акулова, Е. Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте Текст. / Е. Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. - № 3. - С. 5-17
9. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям Текст. / Ш. А. Амонашвили ; Моск. психол.-социал. ин-т. М.: Моск. пси-хол.-социал. ин-т ; Воронеж: МОДЭК,1998. - 544 с.
10. Асеев, В.Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе Текст. // Психология формирования и развития личности: Сб. науч. тр. М., 1981. С. 199-200. ISBN 564-5-34329-0458-4
11. Агеев, А.К. Онтогенетические особенности адаптации детей Текст. М., 1985., С. 75-80. ISBN 435-5-3469-3438-4
12. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст.: пер. с англ. М., 1995. - 75 с. ISBN 4338-5-9934-0578-4
13. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2001. 288 с. ISBN 9435-5-34349-0348-4
14. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети Текст. М., Педагогика, 1983.-208 с. ISBN 945-5-9432-0338-4
15. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование и психологическая защита Текст. // Психологический журнал, № 1, 1994, С. 3-18. ISBN 5438-5-9949-0578-4
16. П.Ананьев, Б.Г. О преемственности в обучении Текст. // Советская педагогика, 1953, № 2. С. 23-25. ISBN 9898-5-9565-0578-4
17. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека Текст. / Психология личности: В 2-х т. Т.2: Хрестоматия. Изд. второе, допол. -Самара: Издательский Дом «Барах-М», 2000. 544 с. ISBN 967-5-9654-0568-4
18. Ананьев, Б.Г. Проблемы социализации индивида Текст. / Б.Г. Ананьев // Человек и общество. Вып. 9. - JI., 1971.-144 с. ISBN 97678-5-9949-0578-4
19. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. М.: Медицина. 1980. - 447 с. ISBN 967-5-9949-0578-4
20. Арнаутова, Е.П., Разгонова H.A. Педагог и семья Текст. М.: Карапуз, 2002. - 264 с. ISBN 9768-5-9769-05778-4
21. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений Текст. 3-е изд. Исправленное, дополненное. М.: Издательство ACT, 2008, 427 с. ISBN 989-5-9967-0578-4
22. Барашникова, Н.А. О мальчиках и девочках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов ДОУ / Н.А. Барашникова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. ISBN 978-5-9988-0578-4
23. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие Текст. / Т.М. Бабунова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с. ISBN 97875-996540578-4
24. Белкин, A.C. Технология развивающих игр-занятий у детей младшего дошкольного возраста: методические рекомендации Текст. / A.C. Белкин, И.С. Зимина, В.И. Яковлев. Екатеринбург, 1995. - 48 с. ISBN 978-5-976549-05776-4
25. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие Текст. / В.Н. Белкина. М.: Академический проспект: Гаудемаус, 2005.-256 с. ISBN 968-5-96549-0578-4
26. Баркан, А.И. Его величество ребенок Текст. М., 1996.-210с. ISBN 9765-5-9659-0768-4
27. Баркан, А.И. Особенности адаптации и состояния здоровья детей раннего возраста в дошкольных коллективах Текст.: автореф. дис. . канд. мед. наук. М.; [б.и.]1979. - 22 с. ISBN 9787-5-9949-0578-4
28. Безрукова, B.C. Педагогика: Проектирование педагогики Текст. Ек-г.: Деловая книга. 1996. 344 с. ISBN 978-5-9949-0578-4
29. Безрукова, B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации Текст. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. 152 с. ISBN 97668-5-9949-0578-4
30. Белая, К.Ю., Третьяков П.И. Дошкольное образовательное учреждение Текст.: управление по результатам. М., 2007. 304 с. ISBN 97768-5-9659-0588-4
31. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности Текст.: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. -301 с. ISBN 987-5-9965-05798-4
32. Белкин, A.C. Педагогика детства Текст. Екатеринбург: «Сократ», 1995.- 151 с. ISBN 989-5-9949-0578-4
33. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. 151 с. ISBN 989-5-99909-0589-4
34. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности Текст. / Пер. с анг. и вступ. ст. А.Б. Хавина. М.: КСП, 1996. - 247 с. ISBN 989-5-9989-0589-4
35. Берне, Р. Развитие Я концепции и воспитание Текст. Пер. с анг. / Общ. ред. И вст. Сатья В.Я. Пилиповского. - М.: прогресс, 1986. - 422 с. ISBN 967-5-9945-0548-4
36. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем Текст. / В.П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. 92 с. ISBN 978-5-9949-0578-4
37. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Беспалько. М.,: Политиздат, 1990. 98 с. ISBN 989-5-9990-0578-4
38. Берн, Э. Игры, в которые играют люди Текст. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. СПб., 1992. 448 с. ISBN 9789-5-9967-05567-4
39. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. Ростов, 1983.-125с. ISBN 978-5-9990-0589-4
40. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. М., 1968. - 464 с. ISBN 978-5-9949-0578-4
41. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. -2007.-№8.-с. 44-53. ISBN 978-5-9954-0578-4
42. Буева, Л.П. Социальная среда и создание личности Текст. М.: МГУ, 1968.-268 с. ISBN 9765-5-9949-0578-4
43. Диагностика в детском саду. Методическое пособие / Л.А. Баландина и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 288 с. ISBN 5-222-04157-3
44. Давыдов, В.В. Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной Текст. / В.В. Давыдов //Дошкольное воспитание. 1997. - № 5. -С. 83-85. ISBN 96578-5-9949-0578-4