Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что при подготовке к школьному обучению воспитатели и родители зачастую забывают о важности творческого развития старших дошкольников, а потому программы ДОУ не всегда включают разделы, направленные на формирование и совершенствование способностей детей заниматься творческой деятельностью.
Театрализация как форма творческой деятельности может позволить затронуть все психические процессы дошкольника, позволить ему самостоятельно развивать свое воображение и фантазию, участвовать в коллективной работе над созданием творческого продукта.
Степень изученности проблемы. Вопросом определения наиболее эффективных принципов и форм проведения театрализации литературных произведений старшими дошкольниками занимались такие ученые как А.А. Феоктистова, Б.Ю. Суворов, А.Д. Бородина, Г.В. Васильева и др. Ученые не пришли к единому мнению, касаемому роли воспитателя в данном процессе и важности театрализаций для творческого развития старших дошкольников в условиях ДОУ.
ГЛАВА 1. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности творческого развития старших дошкольников
В научных исследованиях творческие способности старших дошкольников делятся на две большие группы. Это разделение условно, но эффективно, с точки зрения разграничения средств, используемых детьми при решении задач разной направленности и степени сложности .
Первая группа – это способность познавать реальность, которая позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, выделять визуальные, объективные связи между объектами, необходимые для решения проблемы, т.е. обобщать свой познавательный опыт. Например, ребенок использует план комнаты, чтобы найти определенный объект в комнате, или использует диаграмму, чтобы строить из предложенных частей (кирпичей, элементов Lego, киндер-сюрпризов и т.д.).
Вторая группа – это способности, позволяющие ребенку передать отношение к действительности посредством символического обозначения смысла ситуации. Эти инструменты позволяют дошкольникам обобщать и выражать свой эмоциональный и познавательный опыт. Например, в игре ребенок часто воспроизводит радость, злость, горе, удовольствие с помощью символики, содержащейся в мимике, жестах, восклицаниях и т.д. С помощью рисования (композиция, цвет, размер, форма) дошкольник передает его отношение к изображаемому персонажу или событию .
1.2. Понятие и виды театрализации
Театрализация является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, являясь конкретным, видимым результатом; развивает эмоциональную сферу дошкольника, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разворачивающимся событиям .
В процессе этой эмпатии создаются определенные установки и моральные оценки, имеющие несравнимо большую мотовиационную силу, чем оценки, которые просто передаются и усваиваются .
Наибольшая ценность детской театральной деятельности заключается в том, что драматизация напрямую связана с игрой, поэтому она наиболее синкретична, т.е. содержит элементы различных видов творчества. Сами дети сочиняют, импровизируют свои роли, глубоко изучают готовый литературный материал.
Театрализация в детском саду – это хорошая возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую направленность личности .
1.3. Роль воспитателя в театрализации литературных произведений старшими дошкольниками
Воспитатель является основным организатором театрализаций литературных произведений в группах старших дошкольник. Он выполняет функции куратора, руководителя, главного режиссера и критика, поскольку без помощи взрослых старшим дошкольникам не справиться с этой довольно сложной творческой задачей .
Для проявления самостоятельности и творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализации воспитатель должен обеспечивать следующие условия :
– содержание игр и театральных постановок должно соответствовать интересам и возможностям детей;
– педагогическая поддержка должна строиться с учетом постепенного роста самостоятельности и творческих способностей ребенка;
– театрально-игровая среда должна динамично изменяться, в ее создании должны участвовать сами старшие дошкольники.
Таким образом, при организации театральной деятельности в детском саду воспитателю необходимо учитывать следующие принципы: постепенность, динамичность среды, учет интересов и возможностей детей.
Также каждый воспитатель, который занимается организацией театрализации, должен учитывать, что старший дошкольный возраст – время расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деяте
Выводы по первой главе
В первой главе курсовой работы, которая называется: «Театрализация литературных произведений как направление творческого развития старших дошкольников», были сделаны следующие выводы:
1. Творческое развитие старших дошкольников является важным компонентом воспитания, поскольку именно в этом возрасте у детей проявляется максимальная творческая активность, интерес ко всему новому, способность фантазировать и создавать интересные образы. В условиях ДОУ этому моменту должно уделяться особенное внимание, т.к. именно в творчестве формируется здоровая личность, нейтрализуются многие психологические проблемы старших дошкольников.
2. Театрализация – это вид творческой деятельности старших дошкольников, в ходе которой они могут в полной мере проявить все свои способности и развивать разного рода психические процессы, в том числе мышление, воображение, память и речь. В условиях ДОУ детям предлагаются различные формы театрализации, одной из которых является театрализация литературных произведений.
3. Роль воспитателя в организации театрализации старшими дошкольниками литературных произведений очень велика. Он выступает в качестве координатора всех процессов, дает детям возможность проявить себя, придумывает вместе с ними концепцию спектакля, помогает находить материально-техническое обеспечение для театрализации, а также выступает в качестве оценочного субъекта, что очень важно на протяжении всего процесса подготовки представления, поскольку именно так обеспечивается возможность исправления ошибок на каждом этапе творческой работы.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1. Выбор литературного материала
Выбор литературного материала для театрализации в старшей группе ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными возможностями понимания и анализа текстов, способности детей к воспроизведению определенного текстового материала, пониманием старших дошкольников принципа формирования вымышленных образов .
В большинстве случаев для театрализации в данной возрастной группе используются сказки или басни, которые не просто являются интересными с точки зрения художественного оформления, но и могут многому научить детей .
В ходе выбора литературного материала для организации театральной постановки можно выделить следующие этапы, которые должен учитывать воспитатель :
1. Определение цели организации театральной постановки: чему должен научить детей данный спектакль? Какие выводы они должны сделать из знакомства с данной темой.
2. Определение примерной темы литературного материала: какие персонажи и темы будут актуальны для данной группы детей? Для этого важно хорошо знать детей, а также их психологические проблемы и трудности внутригруппового взаимодействия.
3. Выбор нескольких вариантов литературных произведений, где количество персонажей соответствует количеству детей в группе, чтобы всем хватило работы в ходе театрализации.
4. Обсуждение с детьми выбранных вариантов, анализ возможности старших дошкольников эффективно воспроизвести тексты каждого из вариантов произведений.
5. Выбор конкретного варианта литературного произведения, прочтение его вслух детям, получение эмоциональной обратной связи.
6. При необходимости адаптация литературного произведения под возможности и потребности старших дошкольников. Если в произведении мало героев, может возникнуть необходимость придумать своих дополнительных персонажей, чтобы каждый ребенок мог создать свой образ.
2.2. Особенности и принципы распределения ролей в театральной постановке
Распределение ролей в театральной постановке старших дошкольников осуществляется воспитателем в соответствии с существующими в группе психологическими типами личности. Важно понимать, что предлагать ребенку, имеющему спокойный характер и темперамент, динамичную роль, бессмысленно и неэффективно для его творческого и психического развития .
Кроме того, от правильности подбора «актеров» для воспроизведения определенных персонажей, зависит успех всего спектакля и эмоциональное состояние его участников.
2.3. Подбор костюмов и декораций для театрализации
Подбор костюмов и декораций для театрализации литературных произведений старшими дошкольниками в ДОУ осуществляется, прежде всего, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности, поскольку старшие дошкольники очень активны и неаккуратное обращение с реквизитом может не только испортить весь спектакль, но и спровоцировать получение детьми травм .
Рассмотрим основные принципы подбора костюмов для театральных постановок в ДОУ :
1. Костюм чаще всего изготавливается из существующей в ДОУ или у детей дома предметов одежды или целиком покупается в магазине.
2. Костюм должен соответствовать персонажу, которого изображает старший дошкольник: при этом он может как в прямом смысле передавать образ изображаемого героя, так и включать в себя отдельные символы, указывающие на принадлежность определенному персонажу.
3. Костюм должен соответствовать по размеру, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно и не отвлекался во время представления.
4. Для старших дошкольников в большей степени подходят костюмы из натуральных тканей, с яркой окраской.
Выводы по второй главе
Во второй главе курсовой работы, которая носит название: «Структура процесса театральной постановки литературных произведений старшими дошкольниками», были сделаны следующие выводы:
1. Выбор литературного материала для театрализации в старшей группе ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными возможностями понимания и анализа текстов, способности детей к воспроизведению определенного текстового материала, пониманием старших дошкольников принципа формирования вымышленных образов. В большинстве случаев для театрализации в данной возрастной группе используются сказки или басни, которые не просто являются интересными с точки зрения художественного оформления, но и могут многому научить детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Театрализация литературных произведений старшими дошкольниками» состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы по результатам исследования.
Творческое развитие старших дошкольников является важным компонентом воспитания, поскольку именно в этом возрасте у детей проявляется максимальная творческая активность, интерес ко всему новому, способность фантазировать и создавать интересные образы. В условиях ДОУ этому моменту должно уделяться особенное внимание, т.к. именно в творчестве формируется здоровая личность, нейтрализуются многие психологические проблемы старших дошкольников.
Театрализация – это вид творческой деятельности старших дошкольников, в ходе которой они могут в полной мере проявить все свои способности и развивать разного рода психические процессы, в том числе мышление, воображение, память и речь. В условиях ДОУ детям предлагаются различные формы театрализации, одной из которых является театрализация литературных произведений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристархова, И.А., Смолякова, А.С., Федоренко, Т.И. Принципы организации театральных постановок в детском саду [Текст] / И.А. Аристархова, А.С. Смолякова, Т.И. Федоренко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 46–50
2. Баринова, С.Е., Комская, И.И., Таганова, О.Д. Творческое развитие дошкольников как направление психолого-педагогической работы в ДОУ [Текст] С.Е. Баринова, И.И. Комская, О.Д. Таганова // Вопросы педагогики. – 2018. – № 8. – С. 23–34
3. Боровкова, Т.И., Велинская, А.А. Театрализация как форма развития воображения дошкольников: психологический аспект исследования [Текст] / Т.И. Боровкова, А.А. Велинская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 100–108
4. Бородина, А.Д., Хвостова, И.И., Пустырников, П.А. Творческое развитие дошкольников в условиях ДОУ: методы и формы практической работы [Текст] / А.Д. Бородина, И.И. Хвостова, П.А. Пустырникова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольной педагогики». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. – С. 50–64
5. Варфоломеева, А.В., Христенко, И.И., Павлова, А.С. Психологические типы старших дошкольников и особенности развития их творческих способностей в условиях ДОУ [Текст] / А.В. Варфоломеева, И.И. Христенко, А.С. Павлова // Сборник статей Балтийского государственного университета. Вып. 4. – Калининград: Издательство Балтийского государственного университета, 2019. – С. 54–67
6. Васильева, Г.В., Чертков, И.И., Самойлова, А.П. Театрализация как форма творческой работы в условиях ДОУ [Текст] / Г.В. Васильева, И.И. Чертков, А.П. Самойлова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 81–92
7. Викторова, Н.Е. Специфика театрализации как формы работы с дошкольниками [Текст] / Н.Е. Викторова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2017. – С. 16–28
8. Гридасова, П.А., Федорова, И.И. Психологические особенности творческой работы дошкольников: научно-методические подходы исследования и классификации [Текст] / П.А. Гридасова, И.И. Федорова // Психологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 42–53
9. Гудыменко, С.И., Головина, А.А., Павлова, И.М. Структура и принципы организации театрализаций в ДОУ [Текст] / С.И. Гудыменко, А.А. Головина, И.М. Павлова // Вопросы дошкольного образования. – 2018. – № 6. – С. 32–46
10. Дементьева, М.М. Творческое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Дементьева. – Махачкала: Старт, 2015. – 156 с.
11. Демьяненко, И.И., Фролова, А.Г., Сапунова, Т.И. Театрализации как педагогический метод: история, современное состояние и перспективы развития [Текст] / И.И. Демьяненко, А.Г. Фролова, Т.И. Сапунова. – Томск: Светофор, 2021. – 288 с.
12. Иванов, П.А., Хрулева, С.С., Марченко, О.В. Проблемы организации театральной постановки в детском саду: теоретические и практические аспекты исследования [Текст] / П.А. Иванов, С.С. Хрулева, О.В. Марченко // Вестник Астраханского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 4–12
13. Казанцева, О.А., Фролова, И.С., Панченко, Т.В. Современные аспекты исследования принципов организации театральных постановок в ДОУ: психолого-педагогический аспект исследования [Текст] / О.А. Казанцева, И.С. Фролова, Т.В. Панченко // Материалы научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2019. – С. 23–33
14. Кириченко, М.И., Фадеева, П.А. Принципы и модели театрализации литературных произведений в ДОУ как направление творческого развития дошкольников: методологические основы исследования [Текст] / М.И. Кириченко, П.А. Фадеева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 40–46
15. Клименко, О.А., Федорова, С.И., Палашина, Е.К. Проблемы творческого развития дошкольников на современном этапе: психолого-педагогическое исследование [Текст] / О.А. Клименко, С.И. Федорова, Е.К. Палашина // Государственное регулирование дошкольного образования. – 2020. – № 9. – С. 99–113
16. Коношенко, И.М., Шаврина, Ю.А. Дошкольный возраст [Текст] / И.М. Коношенко, Ю.А. Шаврина. – Вологда: Перекресток, 2018. – 590 с.
17. Крапивина, И.С. Творческое развитие детей в ДОУ [Текст] / И.С. Крапивина. – Сыктывкар: Омега плюс, 2019. – 340 с.
18. Кресс, Н.В. Творчество детей и его характеристики [Текст] / Н.В. Кресс. – Махачкала: Рубин, 2020. – 290 с.
19. Курскиева, О.В. Организация театральной постановки в детском саду: методические основы [Текст] / О.В. Курскиева. – Симферополь: Омега, 2020. – 152 с.
20. Ладченко, А.П., Мурашова, Г.В. Модели творческой работы в ДОУ [Текст] / А.П. Ладченко, Г.В. Мурашова. – Хабаровск: Звезда, 2021. – 288 с.
21. Ломаченкова, Ю.Е., Хабарова, С.И. Современные принципы театрализации литературных произведений как форма педагогической работы в ДОУ [Текст] / Ю.Е. Ломаченкова, С.И. Хабарова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 51–67
22. Москвина, А.А. Дошкольная педагогика [Текст] / А.А. Москвина. – Воронеж: Спектр, 2018. – 460 с.
23. Орловская, О.А., Велигодская, Е.Н., Залеская, Д.О. Театрализованные представления в ДОУ как форма групповой работы старших дошкольников [Текст] / О.А. Орловская, Е.Н. Велигодская, Д.О. Залеская // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 4. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2019. – С. 100–113
24. Панченко, А.А. Принципы построения творческой деятельности старших дошкольников в детском саду [Текст] / А.А. Панченко. – Вологда: Мир, 2017. – 212 с.
25. Прокопенко, Ю.И. Проблема классификации форм творческой работы в ДОУ [Текст] / Ю.И. Прокопенко // Педагогика. – 2016. – № 8. – С. 60–78
26. Семина, Е.К. Театральная деятельность дошкольников [Текст] / Е.К. Семина. – М.: Форум, 2021. – 96 с.
27. Суворов, Б.Ю. Творческое развитие дошкольников [Текст] / Б.Ю. Суворов. – Хабаровск: Мега, 2015. – 328 с.
28. Феоктистова, А.А. Дошкольный возраст: основные направления исследования [Текст] А.А. Феоктистова. – Омск: Перспектива, 2018. – 560 с.
29. Харитонова, С.И., Мясникова, А.А. Принципы и методы организации театральных постановок в детском саду [Текст] / С.И. Харитонова, А.А. Мясникова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2019. – С. 124–134
30. Чиркова, А.Я. Театрализация литературных произведений [Текст] / А.Я. Чиркова, 2020. – 190 с.
31. Яковлева, С.М., Шилова, А.Е. Театральные постановки в ДОУ: научно-методические принципы [Текст] / С.М. Яковлева, А.Е. Шилова. – Воронеж: Спектр, 2018. – 152 с.