Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика любого развитого государства представляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.
В современных условиях все большую значимость приобретает социально-активное заслуженное поведение личности, являющееся основанием для самого эффективного юридического средства и правового стимула – поощрения. Заслуженное поведение (заслуга) не должно оставаться без внимания со стороны права. Именно такое поведение субъектов приносит и государству, и обществу в целом особенно важные и нужные результаты, превосходящие по своим масштабам результаты обычных действий. Однако оно практически не замечается, в том числе в контексте правового регулирования. В этой связи на юридико-доктринальном уровне необходимо очень внимательное отношение к данной проблеме, глубокое и всестороннее её исследование.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие порядок предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству.
Целью исследования является анализ порядка предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение в ходе работы следующих задач:
– раскрыть понятие дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
– рассмотреть виды дополнительного материального обеспечения;
– проанализировать законодательное регулирование дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
– исследовать круг лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение;
– охарактеризовать условия и порядок предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
– выявить проблемы предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству и пути их решения.
Теоретическую основу составляют работы ученых-юристов: К.А. Агадилова, Е.М. Рузаева, Р.М. Агержанокова, Э.А. Хаджинова, Н.З. Байбиков, И.В. Романов, В.Д. Емелин, А.Д. Бурцева, Е.Т. Соколова, Е.Ю. Карнеева, Н.С. Маянцева, А.Б. Берендеева и др.
Методологической основой составила совокупность социологического, статистического, формально-юридического и сравнительно-правового методов. Кроме того, автором использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и моделирование.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, две главы, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
1.1 Понятие дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан
Один из приоритетов социальной политики России – обеспечить достойную жизнь и благополучие гражданам, которые отличились особыми, наиболее значительными заслугами перед Россией или СССР. Такими заслугами считается деятельность или подвиги, отмеченные соответствующими медалями, орденами и почетными премиями.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – это дополнительная финансовая помощь, осуществляемая определенным категориям граждан РФ. Средства на доплату выделяются из федерального или регионального бюджета. Назначается она отделением Пенсионного фонда. Доплаты осуществляются одномоментно с основной пенсией, получаемой человеком.
Граждане, отличившиеся особыми достижениями, имеют право пользоваться следующими льготами социального плана1:
1. Оплачиваемая государством госпитализация, лечение и иные виды медицинского обслуживания – вне очереди.
2. Безвозмездные путевки в санатории профилакторного типа.
3. Обеспечение необходимыми лекарствами бесплатно или со значительный скидкой.
4. Полная компенсация затрат на оплату ЖКХ.
5. Освобождение от любого вида оплаты жилья.
6. Улучшение жилищных условий во внеочередном порядке.
7. Бесплатная выдача строительных материалов для проведения ремонтных работ и строительства нового жилья.
8. Бесплатная внеочередная установка средств связи и охраны в жилье.
9. Право неограниченного пользования общественными видами транспорта.
10. Особые льготы при обучении в государственных образовательных учреждениях.
11. Особая льготная отпускная политика для трудоустроенных граждан.
Бывают случаи, когда российские граждане, являющиеся обладателями почетных наград и орденов, не испытывают необходимости в пользовании вышеперечисленными льготами и отказываются от их предоставления. В такой ситуации они имеют возможность подать заявление на назначение им равнозначных ежемесячных выплат к пенсии2.
В научной литературе можно встретить различные дефиниции этого понятия. Так, С.В. Старцева и К.Р. Куандыкова определяют социальную пенсию как ежемесячную государственную денежную выплату, выплачиваемую в целях предоставления средств к существованию лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в случае наступления престарелого возраста, инвалидности или потери кормильца нетрудоспособным гражданам и не зависящую от их трудовой деятельности3.
М.А. Катковская считает, что в основе определения термина социальной пенсии лежит такой признак, как алиментарность, и, исходя из этого, трактует рассматриваемое понятие как «ежемесячную денежную выплату, предоставляемую государством гражданину с целью его содержания и удовлетворения алиментарных потребностей по основаниям, на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных действующим законодательством»4.
Важным признаком социальных пенсий является их независимость от трудового стажа и величины заработка, который выплачивался при осуществлении гражданином трудовой деятельности. Однако некоторые исследователи на этом основании оспаривают наименование данных выплат и считают, что их следует называть государственным пенсионным пособием. В частности, так считают Н.З. Байбиков, И.В. Романов, В.Д. Емелин, которые в подтверждение своей позиции указывают, что пенсии имеют другую социально-правовую природу5.
Полагаем, что данное мнение не лишено логического обоснования, поскольку такая выплата производится из средств государства и не является результатом трудовой деятельности граждан.
Выплата пенсий осуществляется из средств Пенсионного фонда РФ и является средством оказания материальной помощи незащищенным слоям населения. При этом она может выплачиваться как в дополнение к заработку гражданина, так и взамен него либо в дополнение к нему. Необходимо отметить, что на социальную пенсию могут претендовать только лица, постоянно проживающие на территории РФ. В случае выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы РФ социальная пенсия не выплачивается. Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, может устанавливаться только одна пенсия по их выбору.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – 16 марта. – № 11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О ветеранах: фед. закон Рос. Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - №3, ст. 168. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: фед. закон Рос. Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - №51, ст. 4831. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией: фед. закон Рос. Федерации от 04.03.2002 № 21-ФЗ [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - №10, ст. 964. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1490 «О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией» [Электронный ресурс] // Доступ из справоч.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Указ Президента РФ от 21.06.2004 № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» [Электронный ресурс] // Доступ из справоч.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» [Электронный ресурс] // Доступ из справоч.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» [Электронный ресурс] // Доступ из справоч.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Приказ Минтруда России от 20.03.2018 № 172н «Об утверждении перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» [Электронный ресурс] // Доступ из справоч.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. ОК 003-2017. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.05.2017 № 424-ст) [Электронный ресурс] // Доступ из справоч.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Специальная литература:
11. Агадилова К.А., Рузаева Е.М. Меры социальной поддержки ветеранов ВОВ и проблемы их реализации // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 1 (40). – С. 639-645.
12. Агержанокова Р.М., Хаджинова Э.А. Государственное финансовое регулирование системы социального обеспечения ветеранов и инвалидов великой отечественной войны в России // Финансы в экономике России: опыт прошлого на службе будущему поколению: сборник статей. Под ред. М.С. Шальневой, Д.А. Егоровой. – Москва, 2020. – С. 14-17.
13. Байбиков Н.З., Романов И.В., Емелин В.Д. Понятие, условия и порядок назначения социальной пенсии // Актуальные проблемы науки: сборник статей по материалам ХVI Международной научно-практической конференции . – 2020. – С. 5-8.
14. Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г., Соловьева Т.В. Трансформация социального статуса ветеранов великой отечественной войны в современных социокультурных условиях // Социальные процессы современной России: Международная научно-практическая конференция. – Нижний Новгород, 2020. – С. 402-406.
15. Бурцева А.Д., Соколова Е.Т. Поддержка ветеранов Великой отечественной войны в современном мире // Colloquium-journal. – 2019. – № 14-7 (38). – С. 34-35.
16. Ильина Д.Б. Пенсия: понятие, содержание, признаки, виды: социально-правовой анализ // Правовое образование. Сборник научных статей/ Под общей редакцией Б.М. Магомедова, И.А. Сизько. Ростов-на-Дону, 2018. – С. 150-155.
17. Казова З.М. Пенсионное и социальное обеспечение // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. – 2019. – № 3 (25). – С. 114-119.
18. Карнеева Е.Ю., Маянцева Н.С., Берендеева А.Б. Социальная защита ветеранов и пенсионеров в россии: анализ региональных практик // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. – 2019. – № 1 (19). – С. 49-63.
19. Катковская М. А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018. – С. 140–142.
20. Кулагин А.С. О поощрении научных работников за получение высокозначимых научных результатов // Вестник Российской академии наук. – 2017. – Т. 87. – № 11. – С. 1008-1016.
21. Малько А.В., Типикина Е.В. Заслуженное поведение как основание для правового поощрения: необходимость формирования теории // Государство и право. – 2019. – № 11. – С. 32-42.
22. Олесова М.М. Некоторые аспекты выплаты пенсий // Образование и право. – 2020. – № 3. – С. 96-98.
23. Петрова Л.А. Понятие и виды социальных пенсий в России // Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов ХIII Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 2020. – С. 126-127.
24. Сивакова И.В. Пенсионное обеспечение за особые заслуги перед государством // Право и политика. – 2016. – № 5. – С. 632-641.
25. Старцева С.В., Куандыкова К.Р. Виды выплат пенсионерам в системе социального обеспечения РФ // Modern Science. – 2019. – № 12-1. – С. 402-406.