Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье и благополучие детей - главная забота семьи, государства и общества в целом, так как дети составляют единственный резерв страны, который в недалеком будущем будет определять ее благополучие, уровень экономического и духовного развития, состояние культуры и науки.
Вместе с тем, в связи с социально-экономическим кризисом последних лет усиливаются отрицательные тенденции в динамике здоровья детского населения: растет численность детей с хронической патологией и морфофункциональными отклонениями, остается высокой острая заболеваемость. Ухудшение здоровья детей обусловлено не только экономической нестабильностью, но и нарастающими масштабами загрязнения окружающей среды, широким распространением вредных социальных привычек и болезней, слабым внедрением здорового образа жизни и рядом других причин. Это отразится и на здоровье последующих поколений.
Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Одной из важнейших современных профилактических задач является формирование здоровья подрастающего поколения через гигиеническое воспитание и обучение здоровому образу жизни.
Таким образом, формирование здоровья ребенка, грамотное воспитание детей раннего возраста во многом зависят от организации профилактической работы в детских поликлиниках и консультациях. Ведущая роль в этом направлении отводится работе кабинета здорового ребенка (КЗР).
Работу кабинета возглавляет медицинская сестра или фельдшер, хорошо знающие особенности детей раннего возраста, их вскармливание, сроки введения прикормов, подготовки детей в детские общеобразовательные учреждения.
Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход), санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики анемии, рахита). Кабинет работает в тесном контакте с такими специалистами, как невролог, гинеколог, психолог и участковыми педиатрами. В кабинете здорового ребенка работа с детьми начинается еще до рождения.
Совместно с педиатром и психологом проводится работа по подготовке детей к поступлению в детские сады и школы. Цель этой работы – привести психофункциональные возможности ребенка в соответствие с предъявляемыми ему требованиями новой микросоциальной среды. Подготовка начинается задолго до того, как ребенок поступит в дошкольное учреждение. Важным разделом работы медицинской сестры КЗР при подготовке детей к ДОУ является санитарно-просветительная работа с родителями. В ходе этой работы необходимо научить родителей базовым приемам подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение. Основными формами такой работы являются беседы на темы: «Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение», «Организация режима дня ребенка в период привыкания к условиям детских яслей и сада», «Закаливание детей и профилактика простудных заболеваний», «Режим дня детей первых трех лет жизни». Работа с родителями детей, поступающих в детский сад, способствует подготовке детей к режиму детского сада, и дети быстрее и легче адаптируются.
Проводимая в кабинете здорового ребенка работа помогает молодым родителям вырастить здоровых детей, которые хорошо адаптируются в детских дошкольных учреждениях и школах. Они меньше болеют, без особых проблем вливаются в коллективы. Все вышеперечисленные функции кабинета обуславливают его необходимость и актуальность данной темы.
Цель: Изучить особенности организации кабинета здорового ребенка.
Задачи:
1. Рассмотреть функции кабинета здорового ребенка;
2. Изучить медицинскую документацию кабинета здорового ребенка;
3. Проанализировать роль медицинской сестры в кабинете здорового ребенка.
Объект: Кабинет здорового ребенка.
Предмет: Роль медицинской сестры в кабинете здорового ребенка.
ГЛАВА 1
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
1.1. Задачи и функции кабинета здорового ребенка
Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка) организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи детскому населению в городах».
В крупных детских поликлиниках кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания.
Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения. В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно - просветительной работе с населением. В детских поликлиниках, обслуживающих до 10 тыс. детей, выделяется одна должность, а свыше 10 тыс. - две должности фельдшеров или медицинских сестер для работы в кабинете здорового ребенка.
Руководит и контролирует работу КЗР заведующий - педиатр одного из отделений данного детского медицинского учреждения.
Основными задачами КЗР являются:
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);
- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка [9].
Для выполнения выше перечисленных задач персонал КЗР:
- помогает участковым педиатрам организовывать школы для молодых родителей, будущих мам, занятия которых проводятся в КЗР;
- организовывает и проводит семинары и тренинги для молодых родителей по охране здоровья детей, разрабатывают и раздают различные методические материалы;
- рассказывают и показывают родителям, как правильно ухаживать за ребенком, как организовать режим дня ребенка, основы массажа и гимнастики, как правильно закалять ребенка, какую еду и когда давать ребенку, основные нюансы прикорма;
- обязательно контролируют наличие рахита у детей, выдают витамин Д, организовывает кварцевание детей;
- вместе с врачом проводят подготовку детей к дошкольному учреждению;
- проводят обучения медицинских участковых медсестер основам массажа и гимнастики, как правильно проводит закаливание и т.д.;
- обязательно информирует врача – педиатра и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и о нормах и правила, которые нарушают родители в процессе ухода за малышом;
- обязательно взаимодействует с санитарным домом для того, чтобы всегда быть в курсе новшеств, введённых в процесс ухода за ребенком и распространения их среди родителей и медицинского персонала;
- оформляют все необходимые стенды для просветительской работы среди родителей - таблицы, плакаты, различные пособия по уходу за ребенком;
- заполняет и контролирует всю документальную отчетность и всю документацию КЗР [1].
Функции кабинета здорового ребенка:
Функции персонала кабинета здорового ребенка:
оказание помощи участковым врачам-педиатрам в проведении организуемых в кабинете занятий школ молодых матерей, отцов;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова О.В., Васнецова О.А. Маркетинговые исследования сестринского ухода. Медицинская сестра. 2010; 7: 7–9.
2. Гончарова О. В. Образовательные программы по уходу за ребенком в кабинетах здорового ребенка детских лечебно-профилактических учреждений. Медицинский Совет. 2013; 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-programmy-po-uhodu-za-rebenkom-v-kabinetah-zdorovogo-rebenka-detskih-lechebnoprofilakticheskih-uchrezhdeniy
3. Григорьев К.И. Диагностика и лечение пациентов детского возраста: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019; 560.
4. Зубкова Н.З., Скворцова Е.С., Прилепина И.А., Лещенко М.В. Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике. Методические рекомендации. М., 2007; 72.
5. Лещенко М.В., Деринова Е.А., Макарова З.С., Прилепина И.А., Печора К.Л., Зелинская Д.И., Уханова Г.Ю. Кабинет здорового ребенка в условиях реформирования здравоохранения. Рос. вест. перинатол. и педиатр. 2017; 62 (6): 104–9.
6. Методические рекомендации «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике» (утв. Минздравом СССР от 23.03.1987; 11-11/6-25).
7. Постановление Правительства РФ №294 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» (Собрание законодательства Российской Федерации № 17 от 28 апреля
8. 2014 г. ст. 2057).
9. Приказ МЗ РФ № 267 от 16 августа 2002 г. «О внесении дополнений в Приказ Минздрава России №337 от 27.08.99 г. «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».
10. Приказ Минздрава РФ №186 от 05.06.1998 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» с изменениями, внесенными приказом Минздрава России №332 от 5 августа 2003 г.
11. Приказ Минздравсоцразвития РФ №541н от 23.07.2010 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»; раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 964 от 03 сентября 2015 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки. 34.03.01 – Сестринское дело (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс]. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
13. Профилактическая педиатрия. Под ред. А.А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2012; 692