Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие творческих способностей личности - насущная проблема педагогики и психологии. Эта проблема особенно обостряется в трудные критические периоды жизни общества, когда потребность в творческих людях, способных самостоятельно решать трудности по-новому, наиболее актуальна. Развитие творческой личности невозможно без использования такого эффективного средства воспитания, как культурно-досуговые мероприятия для детей. Особое место занимает игра, способная приобщиться к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, как средству и средству самопознания, самопознания и самореализации.
Проблемы в школьной системе отчасти объясняются тем, что возможности художественного, театрального творчества и т. не в полной мере используются в общеобразовательной школе, огромные возможности общего развития остаются, по большей части, еще невостребованными, и это происходит на фоне неуклонного снижения интереса школьников к искусству. Хотя сейчас все более жесткие меры общеобразовательной школы направлены на переориентацию, опору на принципы развивающегося обучения, обеспечение формирования творческих способностей школьников посредством культурно-досуговых мероприятий. Это культурно-досуговое объединение, которое может функционировать только при условии развития творческих принципов. Кроме того, дети и учитель включаются в процесс соавторства.
Организации культурно-досуговых мероприятий (художественные, танцевальные, театральные) сегодня вызывают у детей активный интерес. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и учиться дети разного развития, различного социального положения, то есть одаренные, и с огромной патологией, с отставанием в психологическом развитии, левши и правши, дети богатых и бедных и малообеспеченных семей. Однако с переходом в сферу платных услуг многие культурные учреждения выдвигают на первый план финансовые вопросы, коммерциализация вытесняет многие виды культурной деятельности и досуга. Детское творчество требует слишком большой отдачи как моральной, так и материальной, оно всегда было невыгодным. Но отсутствие внимания к вопросам творческого развития, нравственного и эстетического воспитания в большей степени превращается в отсутствие духовности, в безнравственность подрастающего поколения. Часто сегодня в творческих студиях преобладает узкая профориентация, акцент делается на образовательном процессе, а комплексное развитие ребенка отводится второстепенной роли.
Актуальность темы. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности-одна из главных задач современного общества.
Суть воспитания заключается в построении такой системы практических отношений и отношений индивида с коллективом и обществом, которая обеспечивает его социализацию – овладение набором социальных норм, социальных ценностей. Образование в рекреационной и игровой деятельности важно, так как досуг и игра для школьников-привычная среда.
Объект курсовой работы – воспитание школьника через игровую и досуговую деятельность.
Предмет – игровая и досуговая деятельность.
Цель курсовой работы – рассмотреть воспитание в процессе игровой и досуговой деятельности.
В соответствии с целью были определены задачи:
1. Рассмотреть понятие воспитание.
2. Изучить сущность досуговой и игровой деятельности.
3. Проанализировать роль игровой и досуговой деятельности в воспитании школьников.
4. Раскрыть воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ творческих работ.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания школьников
1.1. Сущность процесса воспитания
Центральной категорией педагогики, определяемой как наука об образовании, является понятие образования. В прямом смысле «воспитание» - это питание, питание ребенка. Считается, что этот термин был введен в науку русским учителем середины XVIII в. И. Бецким [2], деятельность которого была направлена на создание «новой породы людей» путем образования.
Как сложное социокультурное явление образование является предметом ряда исследований в области гуманитарных наук, каждое из которых анализирует свой собственный аспект явления:
* философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, то есть выявляет онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства;
* социология изучает социальные проблемы личностного развития, то есть выявляет особенности социального порядка, которым общество придает систему образования в виде государственных документов; определяет региональные и социокультурные формы образования; изучает естественное соотношение социальных влияний и целенаправленного вмешательства личности в процесс социализации и воспитания;
* этнография исследует специфику воспитания народов мира в контексте исторического развития и современности; раскрывает нормативный канон человека (нравственности), существующий у разных народов, и его влияние на воспитание; исследует характер проявления родительских чувств, ролей и отношений;
* экономическая наука определяет роль образования в росте эффективности общественного производства; определяет финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы образования;
* в законодательстве рассматриваются правовые формы организации и функционирования образования, правовые нормы, регулирующие статус, права и обязанности государства, его учреждений и граждан в сфере образования;
* биология, физиология и генетика изучают наследственные особенности развития, влияющие на процесс и результаты образования;
* психология выявляет индивидуальные, возрастные и групповые особенности развития и поведения людей, создавая объективные и субъективные предпосылки для процесса воспитания;
* общая педагогика изучает сущность образования, его место в структуре целостного педагогического процесса, закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методологию образовательного процесса; определяет его принципы, содержание, формы и методы его осуществления.
Одна из древнейших проблем междисциплинарного изучения образования заключается в определении его сущности, поскольку в разные исторические периоды общество характеризовало эту категорию в зависимости от своих социальных установок и текущих задач. Чаще всего образование рассматривалось как управление процессом формирования личности или ее индивидуальных качеств в зависимости от потребностей общества. Однако на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, имеющее столько разных определений. Разнообразие интерпретаций понятия «образование» связано с социальным или педагогическим аспектом этого явления, который представляется исследователю наиболее значимым.
Если образование рассматривается как социальное явление, оно должно быть определено как сложный и противоречивый социально-исторический процесс интеграции молодого поколения в общество, ведущий к культурной и исторической преемственности между поколениями.
Образование как социальное явление характеризуется рядом основных характеристик, выражающих его сущность:
– это вечное, необходимое и общее явление, возникшее вместе с человеческим обществом и существующее, пока само общество живет;
– образование возникло из практической необходимости знакомить молодое поколение с условиями жизни общества;
– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит специфический и исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности общества;
– воспитание подрастающего поколения осуществляется путем овладения социальным опытом в процессе общения и деятельности;
– по мере того, как взрослые осознают свои воспитательные отношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей определенных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.
Таким образом, образование как социальное явление является объективно существующим и реализуемым в конкретных исторических условиях средством подготовки подрастающего поколения к полноценной общественной жизни. На современном этапе образование как социальное явление чаще всего рассматривается как синоним понятия «социализация», которое включает интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных сообществ (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых осуществляется социализация.
Образование как педагогическое явление-целенаправленный, систематически организованный процесс, осуществляемый специально подготовленными людьми (учителями) в различных видах учебных заведений и ориентированный на овладение принятыми обществом нормами и правилами поведения. В этом смысле воспитание тесно связано с рядом психолого-педагогических понятий, основными из которых являются:
* тренинг-процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к конечному результату;
* развитие-процесс поступательного движения личности, который определяется внутренними противоречиями (физиологическими, психическими, наследственными и биологическими) и внешними факторами (экологическими, социокультурными и др.);
• личностное развитие-деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включая любую деятельность субъекта, осуществляемую сознательно или бессознательно, прямо или косвенно, и приводящую к постепенным изменениям психических и физических функций; совершенствование талантов и способностей;
* самообразование-сознательная деятельность субъекта, параллельно с воспитанием осуществляемая под его влиянием и направленная на развитие личностно значимых качеств и совершенствование образа жизни путем овладения духовными ценностями, традициями и обычаями, служащими эталоном для данного человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н.П. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2017. — 144 с. — (Психол. наука - школе)
2. Бецкой И.И. «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юноше¬ства» (2015) 202 c.
3. Блонский П.П. Память и мышление//Избр. педагог, и психол. соч.: В 2 т. М., 2019
4. Веселова, Е. А. Организация досуга подростков с девиантным поведением [текст] / Е. А. Веселова / / человек и воспитание. – 2018. – №3 (32). - РР. 101-104.
5. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга [текст]: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. Флинт: Моск. ин-т, 2016. - 240 С.
6. Горький А.М. О молодежи. <Молодая гвардия>, 2015, с. 71.
7. Гусева Г. Б. Коллективное творческое предприятие [текст] / Г. Б. Гусева / / Наука, Образование и культура. – 2016. – №2 (2). - OD. 40-43.
8. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 2016, 102 с.
9. Иванов И.П. Коллективные творческие дела. Л.,2017. 58-90 с.
10. Карелова И. М. Подходы к развитию программы досуга [Текст] / И. М. Карелова / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - В 2017 Г. - №3. - С. 1-13.
11. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н.Решетень. - М.: ФиC, 2017.
12. Малышенко, Е.А. Деятельность как средство социализации личности в подростковом возрасте [текст] / Малышенко, Е. А. / / инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – №2 (5). - ОД. 44-48.
13. Мишутина, О. В. Организация досуга школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений / О. В. Мишутина. - Балашов: полиграфическое агентство "спектр", 2016. - 43 стр.
14. Пискарева М. Г. Коллективные творческие дела как условие формирования коллектива учеников в начальной школе [Текст] / М. Г. Пискарева / / научные исследования. - В 2017 Г. - №2.4. - С. 29-30.
15. Попова Л. И. Коллективное и творческое предприятие как метод социальной адаптации несовершеннолетних [Текст] / Л. И. Попова // психология и педагогика: методология и проблемы практического применения. - В 2017 году. – №46.
16. Соколов Э. В. «Свободное время и развитие личности» Издательство: "Знание" 2015, с. 32
17. Тищенко, П. Е. Рекреационная деятельность у подростков как проявление социальной активности [текст] / П. Е. Тищенко / / научные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №2. - пп. 123-127.
18. Ухтинская, М. В. Туристская деятельность в организации досуга подростков [Текст] / М. В. Ухтинская / / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - В 2017 Г. - №3. - Пп. 51-58.
19. Фирсин, Е.А. Организация физкультуры на досуге школьников [Текст] / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философии. Психология. Педагогика. - 2018. - №1. - ОД. 102-105.
20. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./Подред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 2015