Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным, которые играют важнейшую роль в биосфере нашей планеты. Первые, элементарные представления о животных человек получает в раннем возрасте. Эти знания расширяются, углубляются в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) [15, стр. 3]. Педагоги-воспитатели не просто знакомят детей с животным миром, но и учат обходиться с ним бережно, внимательно.
Обучение детей дошкольного возраста в процессе совместной подвижной игры довольно актуальная тема в современной педагогике, поскольку в ДОУ остро ставится вопрос о сплоченности детского коллектива. В процессе подвижной игры дети объединены общим заданием, целью, эмоциями: огорчениями и радостями, волнением за общее дело. Правильно организованная подвижная совместная игра может нести в себе огромный обучающий потенциал. Специальные подборки игр могут прекрасно дополнить любую тематическую неделю в ДОУ, например, по ознакомлению с миром животных.
Таким образом, цель нашей работы: теоретически доказать возможности ознакомления с животными детей младшего дошкольного возраста посредством подвижной игры.
Объект исследования: ознакомление с животными детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижная игра как средство ознакомления с животными детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа проблемы ознакомления с животными раскрыть степень её разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать подвижную игру и ее возможности в ознакомлении с животными.
2) Разработать критерии и определить уровни знаний о животных у детей младшего дошкольного возраста.
3) Выявить и теоретически обосновать содержание работы по ознакомлению с животными детей младшего дошкольного возраста посредством подвижной игры.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация); эмпирические (дидактические игры, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграмм и таблиц).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по ознакомлению с животными детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования являлось МБУ детский сад № « г.о. Тольятти».
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
1. Теоретические основы ознакомления с животными детей младшего дошкольного возраста посредством подвижной игры
1.1. Психолого-педагогические основы ознакомления с животными детей младшего дошкольного возраста
Изучением основ ознакомления с животными детей младшего дошкольного возраста занимались многие отечественные методисты и педагоги. Виноградовой Н.Ф., Лучич М.В. принадлежат ценные методические рекомендации для педагогов-воспитателей по изучению природы в младшей группе детского сада [18].
Известный дидакт Запартович Б.Б. систематизировала обширный материал по природоведению (рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, задания), которые способны помочь воспитателю в ознакомлении детей с сезонными изменениями в природе средней полосы Российской Федерации, с жизнью наиболее распространённых растений и животных леса, поля и луга в каждое из времён года [13].
В книге Золотовой Е.И. даются методические советы о том, как расширять у дошкольников представления о животном мире, как развивать их интерес к млекопитающим, насекомым, земноводным, пресмыкающимся, как формировать гуманное отношение к ним. Автор рассматривает разные виды природоведческой работы с детьми: уход за животными в уголке природы, проведение стационарных наблюдений, экскурсий в зоопарк, тематических прогулок в природу [15].
Поскольку ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игровая деятельность, то игровые моменты могут быть включены в любые способы ознакомления детей с животными. В связи с этим Веретенникова С.А. предлагает собственную классификацию игр, которые используются в дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой [5, стр. 18].
1) Дидактические игры. Во время дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Ряд игр призван подводить детей к обобщению и классификации. Дидактическая игра развивает память, внимание, наблюдательность, учит применению имеющиеся знания в новых условиях, активизирует разнообразные умственные процессы, обогащает словарь, способствует воспитанию у детей умения играть совместно.
При ознакомлении с природой педагог-воспитатель может использовать дидактические игры следующие виды дидактической игры [5, стр. 19]:
1. Предметные игры. Это игры с природным материалом: листьями, семенами, фруктами, цветами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». По ходу такой игры ребенок уточняет, конкретизирует и обогащает представления о свойствах и качествах предметов, формирует у себя умение обследовать их, овладевает сенсорными эталонами. Предметная игра довольно успешно проходит в младшей и средней группах ДОУ. Она дает возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
2. Настольно-печатные игры. Примерами таких игр могут служить «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Настольно-печатная игра дает возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игра сопровождается речью ребенка, она может предварять восприятие картинки, или сочетаться с ним.
3. Словесные игры. Примерами таких игр могут служить следующие: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно». Словесная игра проводится с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Такая игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Любая дидактическая игра поводится поэтапно [5, стр. 20].
В младшей группе:
1 этап. воспитатель сначала проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила.
2 этап. Воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру.
3 этап. Дети играют самостоятельно.
2) Игровые упражнения и игры-занятия. Перечисленные игры строятся на огромном количестве игровых упражнений, которые воспитатель может использовать отдельно, например: «Найди по хвосту животное», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др. Любое игровое упражнение помогает различать предметы по качествам и свойствам, развивает наблюдательность. Игровые упражнения проводят со всей группой детей либо с её частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.
Игры-занятия, например, «Чудесный мешочек», «Цветочный магазин», несут определенные программные задачи. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет с помощью игровых правил, игровых действий. В течение всего занятия такая форма использую
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абраменкова В.В. Во что играют наши дети?: Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с.
2) Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М.: Просвещение.- 2013. -89 с.
3) Бачурина В.О. Развивающие игры для дошкольников. – М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с.
4) Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-синтез. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
5) Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение. – 1980. – 94 с.
6) Глушкова Л.А. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. – 2008. - № 9. – С. 59-63.
7) Давидчук А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие – М. :Мозаика-Синтез, 2006. – 168 с.
8) Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. – М.: Просвещение. – 1982. – 103 с.
9) Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М.: Чистые пруды. - 2007. – 32 с.
10) Жесткова Л.С. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы.: Детство-Пресс. – 2014. - 80 с.
11) Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. М.: Педагогика. – 2014. - 65 с.
12) Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учр. высш. проф. обр./ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова.– М.: Академия, 2012. – 266 с. – URL: http://www.studmed.ru/ilyasov-ii-struktura-processa-ucheniya_eef51e8f32c.html#
13) Запартович Б.Б. С любовью к природе. – М.: Просвещение. – 1976. – 95 с.
14) Зильман Х. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение. - 1978. - 205 с.
15) Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение. – 1988. – 159 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: file:///C:/Users/Comp/Downloads/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BC%20%D1%81%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BC%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85.pdf
16) Котелевская В.В. Дошкольная педагогика: развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону. - 2002. – 256 с.
17) Левитов Н.Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Детская и педагогическая психология.: М.- 1964. – С.55-76
18) Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение. – 1978. – 126 с.
19) Миленко В.А. Знакомство с понятием «дидактическая игра». Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. – С. 121-125.
20) Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. : М. - 2013.-160 с.
21) Смирнова Е.Б. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. - 2006. – 366 с.
22) Смирнова Е.Б. Ранний возраст: игры, развивающие мышление. Дошкольное воспитание. – 2009. - № 4. – С. 22-32.
23) Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. - М.: Педагогика. - 1981. – 144 с.
24) Теория подвижных игр. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.i-gnom.ru/books/phizicheskoe_vospitaniye/p28.html
25) Урунтаева Г.А. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольная психология.: М. - 1999. – С. 64-85.
26) Чиркова Т.И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников. Психологическая служба в детском саду.: М. - 1998. – С. 125-145.
27) Эльконин Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста. Детская психология. – М., 2007. – С. 105-135.
28) Эльконин Д.Б. Психология игры – 2-е изд. – М.: Гумант. центр ВЛАДОС.- 1999. – 360 с.
29) Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.- 2006. – 128 с.