Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Различные символы, поверья, приметы и суеверия окружают человека. Они отражаются в разного рода искусстве (литература, культура, музыка, художественное творчество и т.д.). Рассказывают об истории и сопровождают верующих в церковных служениях и обрядах. Кто-то придаёт значение символам, кто-то нет. Но так или иначе они существуют и требуют изучения.
В литературе даже было направление под названием «символизм». В нём писатели и поэты использовали различные символы, недосказанность, намёки, таинственные и загадочные образы. Не стал исключением и поэт Сергей Есенин.
Творчеством Есенина и, просто поэтом как человеком, интересовались А. Адамович, А. Ш. Александрова, И. Андреев, Ю. Анненков и др.
Несмотря на то, что поэзия Есенина сложна, многообразна, а местами противоречива, она представляет единую художественную ткань из образов, картин, мотивов и тем. Символика С. А. Есенина связана с русской природой, родной землей, животными, крестьянской деревней, образами и куполами церквей. Поэт воспринимает природу в единстве с человеком.
Цель данной работы: изучить религиозную символику в раннем творчестве Сергея Есенина. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
• проанализировать понятие «религиозная символика»;
• изучить религиозную символику в творчестве русских писателей 20 века;
• рассмотреть значение религии в жизни Сергея Есенина;
• познакомиться с религиозными символами в произведениях Сергея Есенина.
Объект исследования – религиозные символы.
Предмет исследования – религиозные символы в творчестве Сергея Есенина.
Методы изучения – контент-анализ, синтез, обобщение и выводы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Анализ понятия «религиозная символика»
Прежде чем приступить к изучению религиозных символов, следует рассмотреть понятие «символизм». В толковом словаре Ожегова «символизм» определяется как «направление в литературе и искусстве». Оно проникнуто индивидуализмом и мистицизмом и отражает действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлечённых формах.
Как художественное направление, которое сложилось в западноевропейской культуре в конце 60-х начале 70-х годов 19 века. Так трактуется это понятие в энциклопедии культуры. В ней описано также, что первоначально символизм прослеживался в литературе, а затем в других видах искусства, таких как музыка, театр, изобразительное искусство. Вскоре символизм включил в себя другие явления культуры – философию, религию, конкретно научное знание, тем самым претендуя на культурную универсальность и всеохватность. [19]
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что «символизм» понятие многогранное. Символы окружают человеческую жизнь в самых разных её проявлениях. В переводе с греческого «символ» означает «связывать, соединять раздельные части». И действительно, символ может соединять в себе две половины одного целого. Одна часть — это изображение, а вторая – смысл, который несёт в себе данное понятие.
Существуют символы, которые пришли из глубокой древности и встречаются во многих мировых культурах. Они имеют схожий смысл и их понимают практически все люди. А есть религиозные символы. Они используются в определённых конфессиях. И если люди не исповедуют ту или иную веру, то часто не понимают их значения. А что же такое символ? Почему он так важен в частности для религиозной жизни? Следует определиться с данным термином.
К. Г. Юнг в своей работе «Психологические типы» даёт следующее определение: «Понятие символа строго отличается в моём понимании от понятия простого знака, символическое и семиотическое значение – две вещи совершенно разные… символ всегда предполагает, что выбранное выражение является наилучшим обозначением или формулой для сравнительно неизвестного фактического обстояния, наличность которого, однако, признаётся или требуется… понимание же, которое истолковывает символическое выражение, как намеренное описание или иносказание какого-нибудь знакомого предмета, имеет аллегорическую природу… Символ есть всегда образование, имеющее в высшей степени сложную природу, ибо он составляется из данных, поставляемыми всеми психическими функциями. В следствие этого природа его ни рациональна, ни иррациональна».
Таким образом, Юнг полагал, что символы имеют только психическое происхождение. В свою очередь учёным данное происхождение было названо коллективным и индивидуальным бессознательным в зависимости от изучаемых процессов. «Символ лишь временно репрезентирует нечто скрытое, ещё неизвестное, но которое однажды проявляется и становится понятным» - считает учёный. У Юнга тесно связаны между собой понятия «символ» и «образ». В свою очередь образ трактуется как концентрированное выражение общего психического состояния. Если образу присущ архаический характер он обознаётся как изначальный, исконный. Такой образ у Юнга называется архетипом. Архетип является выражением коллективно-бессознательных материалов, это своеобразный осадок в памяти, называемый «энграммой». Этот осадок образовывается путём уплотнения бесчисленных, сходных между собой процессов. «Образ есть ступень, предшествующая идее, это почва её зарождения». [2]
Русский православный богослов, философ серебряного века О. П. Флоренский рассматривал понятие «символ» в сакрально-онтологическом значении. В своей работе «иконостас» он раскрывает подлинный смысл православных икон. Согласно Флоренскому, существует 3 типа явлений, названных также мирами. Итак, есть мир небесный, человеческий и адский.
Однако к религиозной символике относятся не только иконы, ведь во многих мировых религиях, например, иудаизм, ислам, некоторые течения протестантизма, совсем не имеют икон. У них символическое значения имеют буквы, слова, книги. Кроме того, сакральные символы могут выражаться при помощи духовной музыки, танцев, мантры, молитвы, ритуальной маски, скульптуры, мистериального действа и пр.
Духовная музыка используется, как правило при богослужениях и считается истинно церковной. В богослужениях встречаются такие музыкальные жанры как псалмы, гимны, литургия, мессы, кораллы, пассионаты, сенквенции, реквиемы и т.д.
Псалмы – это очень древний жанр в христианской и иудейской культовой музыке. Был создан на основе текстов книги «Псалтири». После того, как сто пятьдесят псалмов, составляющих эту книгу, перевели на другие языки, они стали молитвенно-словесной основой всего христианского богослужения. В каждом направлении христианства складывался свой стиль их исполнения. Например, у католиков были более развиты сложные мелодии, у гугенотов, наоборот — главное внимание уделялось тексту. [9]
Под мессой понимается многоголосная музыка, которая используется при молитвах и является неизменной. Чаще всего этот жанр используется в католической вере.
Реквиемы до 16-17 века были католическими мессами за упокой. Позже этот жанр становится концертной. Своеобразной траурной музыкой. В это же время реквием перестаёт иметь отношение к церковной службе, а используется как сопровождение траурной церемонии или посвящается какому-либо трагическому событию.
Музыкальное произведение, в котором через пение происходит прославление духовного персонажа называется религиозным гимном. Гимны встречаются во всех и ранних и более поздних мировых культурах. Они воспевают богов, просветлённых людей, пророков, героев, небо, предков, восхваляя их подвиги.
Пояснения по поводу сакральных танцев даёт «Библия». Так, например, Ветхий Завет описывает танцы в нескольких ипостасях. Одна из них описана как форма греховной деятельности. То есть, в танцах отражается поклонение не Богу, а прославление язычества. Так в Ветхом Завете описывается танец евреев вокруг золотого тельца, посвящённый быку Алису. Эта традиция возникла ещё в Египте. Другая форма танца, описанная в Ветхом Завете, прославляет Бога. Например, такие танцы были устроены в честь Господа, после того как он спас Израиль от войск фараона. Кроме того, танец в Ветхом Завете рассматривается и как часть религиозного праздника.
Мантры и молитвы несут в себе похожий смысл. Они прославляют Бога, призывают божество(а), призывают милость Господа, просят о защите, просят поддержку и благословение. Всё вышеперечисленное можно отнести к духовным практикам. То есть при помощи музыки, танцев, молитв человек как бы очищает душу и обращается к Господу или в другом понимании к космосу (вселенной).
Однако в религии есть знаковые символы. Их изображают в виде птиц, предметов, животных, растений и многого другого. Известно, что первые христианские символические изображения появились в живописи римских катакомб и носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнавать друг друга. [19]
Н. В. Покровский в своём очерке «Памятники христианского искусства» объясняет появление символов в раннем христианстве. Некоторые из них будут приведены ниже.
Наиболее из распространённых символов известном ещё с древнего христианства является якорь. Его изображали на памятниках и этот знак означал надежду. Якорь нередко можно было видеть с другими знаками, например, рядом с голубем.