Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Тем самым предусматриваются следующие социально значимые обстоятельства, с которыми законодатель на основании Конституции России связывает приобретение права на пенсию: достижение определенного возраста, инвалидность и потеря кормильца. Соответственно, уже по существу на конституционном уровне закрепляются три вида пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права.
Выделение в качестве самостоятельного вида пенсии по случаю потери кормильца осуществляется в связи с семейным положением, или, иначе говоря, в связи с социальным мотивом.
Объектом данной работы является институт пенсионного обеспечения граждан, потерявших кормильца, в современной России.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие пенсионное обеспечение семей, потерявших кормильца, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью данной работы ставится комплексное изучение пенсионного обеспечения семей, потерявших кормильца.
Задачами работы является:
• рассмотреть понятие и значение страховой пенсии по случаю потери кормильца;
• изучить источники права социального обеспечения в случаи потери кормильца;
• исследовать общие условия назначения страховой пенсии, относящиеся к кормильцу;
• проанализировать условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца получателю;
• выявить особенности оформления и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца;
Hормативно-правовой основой данной работы является широкий круг нормативно-правовых актов: Конституция РФ, ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и другие.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Общая характеристика страховой пенсии по случаю потери кормильца
1.1. Понятие и значение страховой пенсии по случаю потери кормильца
Правом на страховую пенсию по случаю потери кормильца обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. В этом случае, а также при полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа заинтересованным гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, по общему правилу для приобретения права на данный вид страховой пенсии лицо должно одновременно отвечать трем условиям:
• являться членом семьи умершего лица, которое было застраховано в системе обязательного пенсионного страхования;
• пребывать в нетрудоспособном состоянии (в силу несовершеннолетия, наличия инвалидности или достижения обычного пенсионного возраста);
• состоять на иждивении умершего застрахованного лица ко времени его смерти. Из данного правила имеются исключения, которые к рассматриваемой теме отношения не имеют. Для сведения: члены семьи, получающие страховую пенсию по случаю потери кормильца в связи с уходом за другими членами семьи умершего застрахованного лица, не достигшими 14 лет, могут быть трудоспособными и не состоять на иждивении данного лица (часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ ). Также могут получать страховую пенсию по случаю потери кормильца независимо от нахождения на его иждивении нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, но впоследствии утратившие источник средств к существованию, причем независимо от времени, прошедшего после смерти кормильца (часть 5 статьи 10 Закона N 400-ФЗ).
В свою очередь, право на социальную пенсию по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеют постоянно проживающие в нашей стране дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в названных выше организациях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
При этом в свете рассматриваемой темы важно, что на основании статьи 13 данного Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Закона N 400-ФЗ, регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены Законом N 166-ФЗ.
Следовательно, при решении вопроса о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца применяются правила, определяющие условия возникновения права на страховую пенсию указанного вида.
Отнесение лица к нетрудоспособным членам семьи без подтверждения факта его нахождения на иждивении умершего гражданина не дает права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Или, иными словами, по общему правилу нахождение на иждивении является основополагающим юридическим фактом, с которым законодатель связывает возникновение права на пенсию по случаю потери кормильца, без подтверждения которого названная пенсия не может быть назначена.
На основании части 3 статьи 10 Закона N 400-ФЗ члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Конечно, в первую очередь, основной категорией получателей пенсии по случаю потери кормильца являются дети умерших родителей (родителя), что и понятно - в такой тяжелейшей и скорбной ситуации они априори являются наиболее беззащитными членами семьи умершего застрахованного лица. Здесь также обратим внимание, что усыновленные дети имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, а пасынку и падчерице такое право предоставляется, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи. Кроме того, несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Закона N 400-ФЗ).
Учитывая изложенное, дети всегда автоматически признаются состоявшими на иждивении умерших родителей, что при соблюдении прочих условий дает им право на получение пенсии по случаю потери кормильца в любом случае, подтверждать факт нахождения на иждивении им не требуется, за исключением двух категорий детей: объявленных полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, то есть совершеннолетних.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения». Заключена в г. Женеве 28.06.1952 // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
9. Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. N 18-П // СЗ РФ. 2009. N 49 (2 ч.). Ст. 6041.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П // СЗ РФ. 2017. N 51. Ст. 7911.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2428-О // СПС «КонсультантПлюс».
13. Определение Верховного Суда РФ от 14.07.2015 N 26-КГ15-43 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2 (218). С. 67.
15. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. N 8 (248). С. 115
16. Воронин Ю.В., Савицкая Т.М. Проблемы реализации стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 3.
17. Ростова О.С. О реализацики государственной программы материнского (семейного) капитала // Администратор суда. 2017. N 4. С. 13 – 17.
18. Трофимова Г.А. Социальное государство как эффективный механизм // Административное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 706.
19. Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. N 3 (20). С. 72.
20. Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС КонсультантПлюс. 2016.