Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению ("школьная зрелость"). Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности, его нервной системы, степенью сформированной личности, уровнем развития психических процессов и т.д. Может быть охарактеризована как общая и специальная готовность к общению и обучению в школе.
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.
Актуальность проблемы обуславливается тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в 1 класс это переломный момент в жизни ребенка и этому моменту должно уделяться особое внимание.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Объект исследования: готовность детей 6-7 лет к обучению в школе
Предмет исследования: особенности психологической готовности младшего школьника к обучению в школе
Цель исследования: изучение особенностей психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2.Проанализировать основные проблемы психологической готовности ребенка к обучению, выделить основные показатели психологической готовности к обучению в школе.
3.Изучить методики исследования психологической готовности детей к обучению в школе.
Глава 1. Готовность младшего школьника к обучению в школе
1.1.Психолого-педагогическая характеристика ребёнка 6-7 лет
Младший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как этап значительных перемен в организме ребенка и считается конкретным рубежом созревания организма. В данный период идет активное становление и улучшение опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, становление мелких мускул, становление и дифференцировка всевозможных отделов центральной нервной системы.
Свойственной особенностью предоставленного возраста считается например же становление познавательных и мыслительных психологических процессов: интереса, мышления, фантазии, памяти, речи.
В случае если на протяжении дошкольного возраста доминирующим у ребенка считается непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его осознанно ориентировать и сдерживать на конкретных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит становление случайной зрительной и слуховой памяти. Память начинает выступать главным механизмом в организации психологических процессов.
Становление мышления. К концу дошкольного возраста более высокого значения добивается становление наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, собственно что содействует формированию возможности ребенка выделять немаловажные качества и признаки предметов находящегося вокруг мира, формированию возможности сопоставления, обобщения, систематизации.
Становление фантазии. К концу дошкольного возраста происходит становление креативной фантазии, этому содействуют всевозможные игры, внезапные ассоциации, яркость и конкретность воображаемых образов и воспоминаний. В сфере становления речи к концу дошкольного возраста расширяется деятельный лексикографический припас и развивается дееспособность применить в интенсивной речи всевозможные непросто грамматические системы.
Для работы ребенка 6 – 7 лет свойственна чувственность и гигантская значимость психологических реакций.
Психическое становление и развитие личности ребенка к концу дошкольного возраста плотно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста складывается сомнение на базе понимания удачливости собственной работы, оценок сверстников, оценки воспитателя, поощрения взрослых и родителей. Ребенок начинает обдумывать себя и то состояние, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У ребят старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет складывается рефлексия, т. е. понимание собственного общественного «я» и появление на данной базе внутренних позиций. В качестве важного новообразования в развитии психологической и личной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста считается соподчинение мотивов. Понимание мотива «я должен», «я смогу» начинает доминировать над мотивом «я хочу».[1, c 378]
Ребенок 6 – 7 летнего возраста жаждет к самоутверждению в таких видах работы, которые подлежат социальной оценке и обхватывают всевозможные сферы.
Понимание собственного «я» и появление на данной базе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые необходимости и влечения. В итоге игра, которая считается ключевой основной работой на протяжении дошкольного возраста, к концу дошкольного возраста уже не имеет возможность всецело удовлетворить потребности ребенка.
Ребенок жаждет к принятию новой общественной позиции – «позиции школьника», собственно что считается одним из главнейших результатов и индивидуальностей личного и психологического становления ребят 6 – 7 летнего возраста.
Итог обучения во многом находится в зависимости от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает некоторое количество компонентов: физиологическую готовность, которая ориентируется состоянием самочувствия, зрелостью организма, его активных систем, т.к. школьное изучение имеет конкретные интеллектуальные и физиологические нагрузки.
Под психической радостью к школьному обучению понимается важный и довольно сформированный уровень психологического становления ребенка, важный для освоения школьной учебной программы в критериях изучения в числе сверстников.
Составными компонентами психической готовности к обучению в школе считаются мотивационная, социально-личностная, умственная и эмоционально-волевая готовность.[2, c 50]
Внутренняя психологическая жизнь ребенка получает абсолютно другое содержание, другой нрав, чем в дошкольном возрасте: она связана с учением и учебными делами и от того, как будет сформирована психическая готовность, будет зависеть приспособление ребенка к школе и успехи в обучении.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем становления познавательного внимания, осмысленным желанием обучаться и влечением добиваться успехов в учебе. [3, c 103]
Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его радостью к принятию новой общественной позиции – «позиции школьника», которая подразумевает конкретный круг обязательств. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной работы, к учителю, к самому себе, к собственным возможностям и итогам работы, подразумевает конкретный уровень становления самосознания. Еще социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных способностей и свойств, важных для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, дееспособность к коллективным формам работы.[4, c 44]
Умственная готовность к школьному обучению считается необходимой частью успешного обучения. Она связана с развитием познавательной энергичности и мыслительных психологических процессов – возможностью обобщать, ассоциировать предметы находящейся вокруг реальности, систематизировать по существенному признаку, ставить причинно-следственные связи, создавать выводы, обобщения, выводы на базе имеющихся данных. Необходимой составной частью психической готовности к обучению считается эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность конкретных способностей умения руководить собственным поведением, чувственную стабильность, сформированность способностей случайной регуляции интереса. Учебная работа подразумевает важный уровень становления интеллектуальной энергичности, умение одолевать проблемы и исполнять конкретные запросы учителя.[5, c 11]
Волевая готовность включает сформированность надлежащих элементов волевого воздействия: способность ставить задачи, брать на себя решения, планировать внутренний проект воздействия, исполнять его, показывать конкретное волевое напряжение в случае надобности преодоления препятствия, способность расценивать итог собственного действия.
Сформированность компонентов волевого воздействия считается почвой для становления способностей волевой поведенческой саморегуляции, которые важны для успешной учебной работы.[6, c 50]
1.2.Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения и воспитания.
Дошкольный возраст - наиболее серьезный этап в воспитании, он считается возрастом начального развития личности малыша. В это время в общении малыша со сверстниками появляются достаточно трудные отношения, важным образом действующие на становление его личности. В дошкольном возрасте жизнь ребенка уже, как правило, неразрывно связана с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем интереснее для него становится общение с другими людьми, в частности со сверстниками.[7, c 66]
Дошкольный возраст - очень значительный этап становления личности человека. Его жизнь обосновано общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества. Которой определяет задачи и способности развития ребенка такого возраста. Дошкольный возраст владеет самостоятельной ценностью, который находится за пределами зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения. Дошкольный этап в развитии личности ребенка характеризуется формированием коллективизма, гуманного отношения к другим детям. В случае если почва для этого не будет сформирована в дошкольном возрасте, то могут возникнуть серьезные проблемы в дальнейшем его развитии. [8, c 20]
В данном возрасте растет познавательная энергичность: развиваются восприятие, приятное мышление, закладываются задатки закономерного мышления. Подъему познавательных процессов содействует развитие смысловой памяти, случайного интереса. Растет роль речи как в изучении ребенком находящегося вокруг мира, например и в развитии общения и различных видах работы. Почвой знания в данном возрасте становится чувственное знание – восприятие и мышление. От того, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, находятся в зависимости его познавательные способности, последующее становление работы, речи и более больших, закономерных форм мышления.[9, c 39]
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова Г.С. Ведение в практическую психологию. / М., 2004. /2. 2.Амонашвили Ш.А. Единство цели. / М.: Просвещение, 2007. – 208 с./
3. Анастези А. Психологическое тестирование: кн.2 /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского – М., 2002.
4. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года зрелости. / М.: Учдетгиз, 2007. – 347 с./
5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. Под ред. Ю.М. Забродина, В.Ф. Ломова /М., 2009/
6. Бабанский Ю.А. Рациональная организация учебной деятельности. /М.: Знание, 1981. – 2006 с./
7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. / М.: Изд – во «Совершенство», 2008. – 352 с./
8. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель. / М.: Просвещение, 2001 – 143 с./
9. Блонский П.П. Психология младшего школьника. /М.: Воронеж: Институт практической психологии, 2007. – 574с./
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /М.: Просвещение, 2008. – 464 с./
11. Робертс А. Словарь – справочник по психологической диагностике. Пер.с англ. / М., 2009. /
12. Вереникина И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста. / М., 2011. – 18 с./
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Спб.: Союз, 2010. – 220с./
14. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / М.: Прогресс, 2015. – 184 с./
15. Глоточкин А.Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. / Славянск, 2013. – 185 с./
16. Гройсман А.Л. Акцентуация характера и неврозы у школьников // Психологический журнал. 2014. № 5. Т. 5 . С. 127 – 136.
17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / М., 1993./
18. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретическое основание преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. 2017. № 1. с.3 – 18.
19. Диагностика характера подростков. – Вып.10. / М., 1994. /
20. Джуан С. Занимательная психология. Пер. с англ. А.А. Давыдовой. /М.: РИПОЛ классик, 2017. – 560 с./
21. Дональсон М. Мыслительная деятельность детей. /М., 2020/
22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. / Минск: изд – во БГУ, 2016. – 176 с./
23. Зайцев В.Н. Потерянные навыки. Первая четверть. Восстановление общеучебных умений // Учительская газета (Директорский клуб). № 29. 21 июля 2018. С. 11 – 14.
24. Зильберберг Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно – методической конференции. / Псков: ПГПИ, 2015. c.252 – 254/
25. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. / М.: Знание, 2018. – 96 с.