Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность заявленной темы исследования обусловлена тем, что социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Важнейшим элементом механизма влияния социальной работы на процесс развития общества является государственная политика. В современном мире рыночный тип экономики является преобладающей формой хозяйствования. Развитие рыночных отношений сопровождается резким экономическим расслоением общества, одна часть населения, которая имеет определенный доход, либо хорошо разбирающаяся в рыночных отношениях, являются владельцами частной собственности.
Другая же часть, не имеющая ни того, ни другого как раз и оказывается той социальной группой, которая по разным причинам не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. К ней относятся граждане, являющиеся инвалидами, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров, беженцы и вынужденные переселенцы, многодетные, неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода, безнадзорные дети и подростки и т. д. И поэтому им обязано оказывать социальную помощь и поддержку государство через социальную защиту населения. Для государства, социальная поддержка детей и подростков, семей, имеющих детей, временно утративших трудоспособность, является экономически выгодной, так как в будущем они будут вносить свой вклад в национальный фонд страны.
В научной литературе данная тематика активно исследуется социологами, экономистами, управленцами. Однако, единого подхода к методологическому анализу осуществления социальной работы применительно к различным сферам жизнедеятельности не сформировано. Это обосновывает актуальность заявленной темы.
Цель данной работы – анализ проблем деятельности органов социальной защиты.
Для решения заявленной темы представляется целесообразным решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность социальной работы;
- определить современные направления социальной работы;
- провести анализ практики работы органов социальной защиты;
- определить проблемы и направления оптимизации работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Предмет исследования – организационные отношения по оказанию социальной защиты населению.
Объект исследования – социальная работа как вид управленческой деятельности .
Практическая значимость исследования заключается в выявлении основных факторов влияния на социальную работу и тенденций ее развития в современных условиях, что может быть использовано органами управления для оптимизации и повышения качества оказываемых ими услуг.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Понятие и сущность социальной работы
В научной литературе представлено множество определений понятия «социальная работа», что отражает многогранность и многозначность данного термина. Однако, представляется наиболее полным следующее определение: «социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе, ориентированной на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения» [3, с. 17].
Для государства, социальная поддержка детей и подростков, семей, имеющих детей, временно утративших трудоспособность, является экономически выгодной, так как в будущем они будут вносить свой вклад в национальный фонд страны [11, С.57].
Основными правовым документом, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, который вступил в действие с 01 января 2015 года. Данный закон заменил законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые соответственно с 1 января 2015 года утратили силу.
В соответствии с новым законом в сфере социального обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход. В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.
Управление социальной работой в правовом аспекте, прежде всего, отражено в Конституции Российской Федерации, в которой закреплено несколько групп социальных прав граждан, а также обязанность государства по их защите, воплощенная в деятельности органов государственного управления.
Все социальные права и гарантии определяют ключевые аспекты социальной политики, инструментом которой является социальная работа. Таким образом, Конституция Российской Федерации определяет основу социальной работы, а ее детализация осуществляется в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах федеральных и региональных органах власти.
К наиболее значимым нормативно-правовым актам относятся:
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ;
- Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ;
- Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Указ Президента «О мерах социальной поддержки многодетных семей» от 05.05.1992 года №431.
Управление социальной сферой является приоритетно задачей органов государственной власти и управления, ответственных за обеспечение качества жизни населения территории. В стратегии социально-экономического развития каждого региона, субъекта Российской Федерации обязательно определены задачи социального развития и полномочия органов власти по их реализации.
Социальное развитие включает в себя широкий спектр вопросов, которые можно разделить на несколько больших блоков:
1) обеспечение качества жизни населения за счет:
- предоставление необходимого для нормальной жизнедеятельности человека комплекса социальных услуг,
- обеспечение необходимого уровня прожиточного минимума,
- создание инфраструктурных и институциональных условий для обеспечения качества жизни,
- повышение демографических показателей региона;
2) развитие законодательства, регламентирующего создание и развитие организационно-экономических и социальных механизмов достижения высокого уровня качества жизни:
- разработка новых законов в области обеспечения высокого качества жизни разных категорий населения,
- разработка методов обеспечения соблюдения действующего законодательства по защите социальных прав граждан,
- разработка программ социального развития региона;
3) развитие здравоохранения:
- строительство новых медицинских учреждений,
- повышение качества и доступности медицинского обслуживания населения,
- повышения доступности обеспечения населения необходимым лекарственными препаратами,
- реализация эффективных мероприятий по профилактике заболеваний и оказания необходимой помощи различным категориям населения;
- пропаганда здорового образа жизни населения;
4) развитие культуры и образования:
- строительство новых образовательных учреждений и учреждений культуры,
- осуществление пропаганды значимости хорошего образования и высокого культурного уровня развития человека,
- стимулирование стремления населения к получению новых знаний и участию в наращивании культурного богатства страны и региона,
- финансово-экономическая, правовая и организационная поддержка образовательных и культурных организаций,
- активная работа с молодежью и детьми по формированию их культурно-образовательного уровня развития,
- разработка и реализация программ патриотического воспитания населения;
5) решение проблемы трудовой занятости населения региона:
- создание благоприятных условий для создания новых рабочих мест,
- обеспечение защиты трудовых прав граждан,
- повышение правовой грамотности населения по защите своих трудовых прав,
- обеспечение эффективного взаимодействия работодателей и работников на рынке труда,
- формирование трудовой инфраструктуры;
6) развитие участия общественных институтов и организаций в социальном развитии региона:
- привлечение внимания общественности к социальным проблемам региона и их решению,
- координация деятельности общественных организаций по решению социальных проблем населения,
- формирование механизмов активного взаимодействия региональных органов власти, общественных организаций и населения в решении социальных проблем региона.
Для реализации всех вышеуказанных задач в каждом регионе формируется разветвленная система органов власти и управления, представленная министерствами и ведомствами, комитетами, инспекциями, деятельность которых охватывает все социальные аспекты жизни населения и позволяет обеспечивать их упорядочивание и решать социальные проблемы.
На основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в субъектах Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также формирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации [13].
В данном аспекте субъект регионального управления - это население региона, которое делегирует часть своих функций и полномочий региональным органам управления, в следствие чего они выступают субъектом социально-экономического развития региона.
Задачи социально-экономического развития региона можно обозначить как объекты регионального управления социальным развитием.
Как правило, в регионах решение социально-экономических вопросов развития региона возлагается на Администрацию или Правительство региона (субъекта Федерации). Для решения данной задачи в организационной структуре выделяются специализированные подразделения. В целом, организационная структура региональных органов власти и управления социальным развитием представлена следующим видом (Приложение 1).
Согласно схеме в Приложении 1 каждое вышеуказанное подразделение реализует свои управленческие функции по решению той или иной социально-экономической задачи, используя свой ресурсный потенциал, бюджет, полномочия. Ответственность по реализации данных задач лежит не руководителе подразделения и органе управления в целом. Для оценки эффективности управления разрабатывается комплекс показателей.
Непременным условием повышения эффективности местного самоуправления является привлечение население к данному процессу и обеспечение учета его интересов, пожеланий. Именно население в первую очередь заинтересовано в том, чтобы местное самоуправление в полной мере реализовало свои функции и помогало в решении вопросов местного значения. Поэтому только совместная работа населения и органов муниципальной власти по совершенствованию организации системы местного самоуправления позволит достичь оптимальных результатов [20].
Для повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в регионе, усиления процессов демократизации общества структурные подразделения администрации должны координировать свои действия с общественными структурами региона.
Структурная организация органов регионального управления также должна подлежать постоянной оценке и корректировки с учетом достижения максимальной экономичности и результативности деятельности. Население региона также должно участвовать в процессе оценке эффективности региональных органов управления социальным развитием посредством участия в общественных форумах, референдумах, советах и т.п.
Открытость региональной и муниципальной власти – обязательное условие развития территории и способности решать задачи и проблемы муниципалитета на высоком уровне, с максимальной отдачей, при помощи и поддержке жителей. Именно поэтому понимание и реализация принципа открытости управления сегодня является чрезвычайно важным показателем прогрессивности и проактивной управленческой позиции.
В связи с этим современные муниципальные служащие должны активно изучать возможности и способы обеспечения открытости и не отказываться от диалога со своими потребителями, а стараться больше общаться и взаимодействовать.
Среди инновационных форм взаимодействия можно использовать интернет-ресурсы и различные социальные ресурсы в Интернете. Именно они сейчас дают максимальную отдачу и позволяют вовлечь в процесс коммуникаций большее количество жителей [16].
Муниципалитеты, которые используют данный ресурс всегда могут сформировать интерес к своим новостям, стимулировать заинтересованность жителей территории в новых проектах, объединить население для решения общей задачи, сформировать общественный резонанс, собрать волонтеров. Фактически сегодня Интернет-сообщества – это мощный социальный инструмент для коммуникаций и взаимодействия, реализации общих проектов. Именно для решения интересов муниципалитета он особенно подходит и его нужно использовать как можно интенсивнее.
На основе обратной связи, полученной от населения, органы власти принимают управленческие решения, корректируют стратегию развития города и региона. Открытость коммуникаций и активный обмен информацией всегда способствует позитивному восприятию принятых управленческих решений и реализации новых проектов. Органы, власти инициирующие информационный обмен, воспринимаются населением очень положительно. Жители начинают понимать, что органы местного самоуправления заинтересованы улучшении качества жизни и создании благоприятных условий проживания на территории.
1.2 Современные направления социальной работы
Переход к рыночной экономической системе оказал существенные изменения на развитие всех сфер российского общества. Кардинальной модернизации подверглась и социальная сфера. Учитывая весь спектр политических и экономических проблем, в настоящее время государство не всегда способно быстро и эффективно реагировать на вновь возникающие социальные задачи. Современные реалии диктуют необходимость оптимизации имеющейся системы социального обслуживания, а также расширения сектора, предоставляющего социальные услуги. Более того, в условиях становления социального государства возрастает социальная активность человека, проявляющаяся в сознательном желании участия в социальной жизни и возможностью изменения социальной среды.