Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование у каждого воспитанника активной жизненной позиции по собственной жизни и собственной безопасности, вооружение его знаниями и навыками безопасного поведения дома, на улице, в детском саду, сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни дошкольников – одна из самых актуальных задач работы педагогического коллектива каждого дошкольного учебного заведения.
Обеспечение выживания, защиты и развития детей является обязанностью для государства и общества и определяется составляющей образовательного процесса дошкольного учебного заведения. Дошкольное учебное заведение – ведущая социальная институция для ребенка, где он получает не только элементарные знания, умения, приобретает навыки, но и овладевает основами жизненной компетентности ее составляющей – безопасного поведения. От умения педагогов осуществлять руководство процессом приобретения ребенком знаний о факторах опасности, формирования умений безопасного поведения зависит жизнь и здоровье ребенка.
Проблему безопасности жизни и здоровья молодого поколения ученые определяют как одну из центральных (Н. Авдеева, А. Аксенова, А. Богинич, А. Безпалько, В. Вербицкий, Л. Волков, Л. Григорович, Н. Денисенко, Л. Калушская, А. Князева, А. Лоза, А. Михайличенко). Современные ученые А. Богуш, Г. Григоренко, Н. Денисенко, Л. Калушская, А. Кононко, А. Лоза, Л. Яковенко определили содержание работы по формированию у ребенка дошкольного возраста активной позиции по защите собственной жизни и здоровья.
Современные исследователи Л. Гураш, А. Кононко, Н. Лавриченко, Т. Пироженко, П. Статмен рассматривают безопасное поведение личности как необходимую составляющую ее жизненной компетентности. Вопрос влияния игры на воспитательный процесс детей отражены в трудах педагогов-классиков (Я.-А. Коменский, Ф. Фребель, С. Русова, В. Су хомлинський, К. Ушинский), психологов (Ю. Аркин, П. Блонский, Л. Выготский, Д. Эльконин, Сек. Рубинштейн, Д. Узнадзе) и современных педагогов (Л. Артемова, А. Богуш, А. Бондаренко, Г. Жуковская).
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что каждый ученый по-своему относился к детским играм, пытаясь познать и раскрыть влияние игровой деятельности на развитие ребенка.
Объект исследования – игровая деятельность детей в учебном процессе.
Предмет исследования – использование дидактических игр в детском саду.
Цель работы - раскрыть значение дидактической игры в формировании безопасного поведения в быту детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования необходимо было рассмотреть следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории; раскрыть сущность понятия «дидактическая игра».
2. Рассмотреть педагогические требования к организации и проведению дидактических игр и упражнений.
3. Проанализировать дидактическую игру как средство формирования безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методико-математической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
ГЛАВА 1. Методические аспекты дидактической игры и упражнения как форм обучения детей дошкольного возраста
1.1 Использование дидактических игр и упражнений, как метода обучения
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры. В одном виде деятельности человек не демонстрирует такого выражения своих психофизических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому он должен расширить свои границы в системе профессиональной подготовки.
Дидактические игры, как разновидность игр с правилами, значительное распространение получили в 60-70-х годах XX ст., превратившись из вспомогательного приема в настоящую модель обучения. В дидактических играх, созданных педагогикой, игровая деятельность специально планируется и адаптируется для учебных целей.
Не вызывает сомнения то, что дидактическая игра – необходимая составляющая организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, которая обусловлена психолого-физиологическими особенностями дошкольников.
Все структурные элементы игры взаимосвязаны, и отсутствие некоторых из них разрушит игру. Она потеряет свои особенности, не достигнет цели обучения.
Основными условиями проведения дидактической игры при этом являются:
1) наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактической игры; выразительность проведения игры;
2) необходимость включения в игру педагога как участника, как руководителя, который должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом без давления на игроков, выполняя второстепенную роль, направляя игру в нужное русло;
3) оптимальное сочетание занимательности и обучения;
4) средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, рассматривать не как самоцель, а как путь к выполнению дидактических задач;
5) между преподавателем и студентами должна быть атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
6) наглядность, используемая в дидактической игре, должна быть простой и информативной.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Структурными составляющими дидактической игры является: дидактическое задание, определяемое целью, которая формулируется педагогом и воспроизводит его учебную деятельность.
Игровая задача, через которую в дидактической игре реализуется дидактическая задача, умышленно скрыта и предстает в виде игрового замысла; игровых действий, которые определяет игровая задача.
Игровые действия – основа игры.
Разнообразие игровых действий – залог успеха в решении игровых заданий. В разных играх игровые действия различны по своему направлению по отношению к тем, кто играет, но они связаны с игровым замыслом средствами его реализации и включают действия, направленные на выполнение дидактической задачи; правила игры, содержание и направленность которых обусловлены общими задачами формирования личности детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям между членами коллектива, к выполнению ими норм поведения.
Правила в игре заданы. С помощью них происходит управление игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи, направляя внимание учащихся на выполнение конкретной задачи.
Результат игры. Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет баллов, определение тех, кто лучше исполнил игровую задачу, определение команды-победительницы и т. д., подчеркивая при этом достижения, успехи каждого .
Все структурные элементы игры взаимосвязаны, и отсутствие некоторых из них разрушит игру. Она потеряет свои особенности, не достигнет цели обучения.
Соответственно, руководство дидактической игрой – это правильное определение дидактической задачи, игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий; в определении игровых правил, предвидении результатов. Особая задача педагога – создание материального центра игры.
На основании указанного, определяем следующие функции дидактической игры:
- функция формирования интереса к обучению;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и усвоения социальных ролей.
Результативность дидактической игры зависит от систематического ее использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Дидактические игры являются универсальными в том плане, что могут использоваться на всех уроках и во всех учебных заведениях. Они совершенствуются, перестраиваясь под каждое новое поколение. Для дальнейшего развития дидактических игр нужны креативные учителя. Дидактическая игра - творческая форма обучения, воспитания и развития дошкольников.
Дидактическая игра оказывает положительное влияние на различные сферы развития и личности. В ходе дидактической игры у педагога формируются умение сочетать теоретические знания с практической деятельностью.
Игровая форма занятия создается с помощью игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования к учебной деятельности. О.А.Степанова определяет, что «делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется как самостоятельная технология для освоения понятий, темы, раздела; как элемент более широкой технологии; в качестве урока (занятия) или его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроль)» .
Дидактическая игра оказывает положительное влияние на различные сферы развития и личности. В ходе дидактической игры у педагога формируются умение сочетать теоретические знания с практической деятельностью.
Игровая форма занятия создается с помощью игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Г. Селевко определяет, что делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется как самостоятельная технология для усвоения понятий, темы, раздела; как элемент более широкой технологии; как занятие или его часть (объяснение, закрепление, упражнения, контроль) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр / В. Букатов. – М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2017. – 144 с.
2. Василенко Л. П. Возрастная психология: Учеб. руководство / Л. П. Василенко, М. В. Савчин. – К.: Академиздат, 2015. – 360 с.
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа / Н.Ф.Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с.
4. Деркунская В.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников / В.А.Деркунская, А.А.Ошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 368 с.
5. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учеб. пособие / Т.В. Дуткевич. – К.: Центр учебной литературы, 2017. – 378 с.
6. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. Петрусинского В. В. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 155 с.
7. Игровое моделирование: методология и практика / Под ред. Ладенко И. С. – К.: Наука, 2017. – 148 с.
8. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра / Д. Н. Кавтарадзе. – М.: Высь, 2015. – 124 с.
9. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Просвещение, 2015 . – 71 с.
10. Лбова О. В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр / О. В. Лбова // Молодой ученый. - 2016. - № 28 (132). - С. 912-914.
11. Новоселова С.Л. Руководство формированием игры / С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. – 2019. – №4. – C.1
12. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. / М.Н.Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 96 с.
13. Сабуров A.C. Психология. Курс лекций / A.C. Сабуров. – К.: Леке, 2017. – 273 с.
14. Северина С. Роль игры в детстве / С. Северина // Психолог. – 2019. - №9. – С.7-10.
15. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 2019. – 98 с.
16. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: обзор программ дошкольного образования / О.А.Степанова. – М.: СФЕРА, 2017. – 128 с.
17. Удальцова Е.И. Дидактические игры / Е.И. Удальцова. – М.: Наука, 2015. – 76 с.
18. Храмцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста / Т. Г. Храмцова. - М.: Педагогическое общество России, 2015. – 96 с.
19. Чен Н. В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии / Н. В. Чен // Искусство. Все для учителя. Пилотный выпуск. - 2018. - С. 26–28.