Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тренировочные процессы и распределение циклической нагрузки в годичном плане подготовки спортсменов отличаются сложностью. Данный фактор проявляется в информационном потоке и взаимовлиянием различных параметров в теории и практике спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации.
Для достижения высоких спортивных результатов в спорте требуется несколько лет напряженной работы, непрерывной тренировки, в процессе которой спортсмен приобретает жизненно важные физические качества, овладеет техникой видов спорта, резко отличающих друг от друга [13]. Потому особое значение приобретает четкое планирование тренировочного процесса с учетом пола и возраста, состояния здоровья спортсмена, материального обеспечения и др.
Основополагающим моментом планирования является поддержание оптимального соответствия между тренировочными нагрузками и возможностями спортсмена.
Недостаточная изученность спортивной подготовки в спорте ведет к существенному снижению эффективности тренировочного процесса.
Механическое увеличение объемов и интенсивности тренировочных нагрузок зачастую приводит к срывам адаптационных механизмов [3; 33]. На определенном уровне дальнейшее увеличение освоенного объема основных тренировочных нагрузок возможно лишь за счет расширения временных параметров тренировочного процесса [7].
Подготовка спортсменов высокого класса связана с весьма существенными воздействиями на жизнеобеспечивающие функциональные системы организма и выведением их на высокий рабочий уровень, что уже нельзя решить без научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию.
Годичный цикл подготовки квалифицированных спортсменов предусматривает наличие соревновательных периодов, обязывая спортсменов длительное время поддерживать состояние «спортивной формы», что накладывает свой отпечаток на их физическое и психо-эмоциональное состояние [31]. При этом нагрузки в тренировочном и соревновательном процессах у спортсменов настолько велики, что они нередко могут вызывать срыв адаптационных возможностей.
В то же время анализ научно-методической литературы показал, что в распределении циклической нагрузки из года в год не меняются планы тренировок, что фактически нивелирует результаты работы по повышению работоспособности спортсмена [18].
Все вышеперечисленные особенности подготовки спортсменов, а так же достаточно скромные достижения российских спортсменов на международной арене указывают на необходимость поиска новых путей повышения качества подготовки.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что распределение тренировочной нагрузки в макроцикле с акцентом на развитие силовых и скоростных способностей у спортсменов старшего школьного возраста позволит эффективно совершенствовать двигательные качества.
Объект: планирование микроцикла в спортивной деятельности
Предмет: совершенствование двигательных способностей в макроцикле спортсмена
Цель - совершенствование тренированности и подготовленности спортсмена, обеспечивающее достижение высоких спортивных результатов
Задачи:
1. Изучить по данным научно-методической литературы распределение циклической нагрузки в годичном плане подготовки высококвалифицированных спортсменов.
2. Выявить содержание и структуру способов организации тренировок в годичном плане подготовки высококвалифицированных спортсменов.
3. Сопоставить показатели в распределении циклической нагрузки в годичном плане подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Методы исследования. Теоретический анализ научно-методической литературы; наблюдение; тестирование физических качеств; педагогический эксперимент; метод математической статистики; метод анализа результатов исследования.
Теоретическая значимость результатов исследований заключается в дополнении теории и методики по распределению циклической нагрузки в годичном плане подготовки высококвалифицированных спортсменов и выводами исследования об особенностях подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении тренировочных программ, высококвалифицированных спортсменов.
Практическая значимость заключается в том, что сравнительный анализ в распределении циклической нагрузки в годичном плане подготовки высококвалифицированных спортсменов, способствует повышению спортивного результата на основе выбора конкурентоспособного плана.
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме совершенствования двигательных способностей в макроцикле спортсмена
1.1.Планирование подготовки спортсмена в годичном цикле
Макроциклы, охватывая длительные периоды времени (полугодие, год и более), включают множество микроциклов и мезоциклов, различных по своей структуре и содержанию, которые должны быть соподчинены и выстроены как целостная система [5].
Структура годичного цикла макроцикл - годовой цикл тренировки. Принято его делить на подготовительный, основной, или соревновательный, и переходный периоды [14].
В основном годовые циклы зависят от календаря соревнований, главной предпосылкой этого макроцикла тренинга являются закономерности развития спортивной формы атлета. В развитии спортивной формы наблюдается фаза ее становления, относительной стабилизации и временной утраты. Стремясь управлять этим процессом, периодически меняют структуру и содержание тренировки в рамках годового цикла [2].
Совершенствование двигательных способностей в макроцикле спортсмена происходит, как правило, на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абалян А.Г., Лебедев М.М., Лебедева М.А. Особенности планирования тренировочных нагрузок в подготовительном периоде годичного цикла подготовки биатлонисток олимпийского и паралимпийского спорта / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. 3 (133). С. 27-31.
2. Абзалов Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие. Казань, изд-во «Вестфалика», 2013. – 202 с.
3. Алексеев А.Ф., Клименко А.И. Моделирование тренировочных заданий в единоборствах // Физическое воспитание студентов. 2010. № 2. С. 1-6.
4. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – М.: Кнорус, 2011. – 368 с.
5. Биохимические и физиологические основы спортивной тренировки: учеб. пособие для студентов вузов системы потребит. кооп. / Под общ. ред. М.И. Волкова и др. - Чебоксары: Салика, 2010. - 133 с.
6. Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса/А. П. Бондарчук. -М.: Олимпия Пресс, 2007. -272 с.
7. Герасимов И.В. Построение тренировочного процесса спортсменов рукопашников на предсоревновательном этапе / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск : ВСИ МВД России, 2014. – С. 58-68.
8. Григорьев О.А. Теоретические основы спортивной подготовки и тренировки: учеб. пособие / О. А. Григорьев [и др.]. - М.: Еврошкола, 2010. - 181 с. Григорьева И.В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие / И.В. Григорьева, Е.Г. Волкова, Ю.С. Водолазов. - Воронеж: ФГБОУ ВПО «Воронежская гос. лесотехническая акад.», 2012. - 86 с.
9. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие/ Губа В.П., Пресняков В.В. М.: Человек, 2015. 288 c.
10. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: Академия, 2002. 264 с.
11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: учеб. пособие [Текст] / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009 – 200 с
12. Зайчиков И.В. Прикладной рукопашный бой. Версия Колотова-Зайчикова / И.В. Зайчиков. – М. : АНО «Институт профессионального тренинга», 2009.
13. Камалов Р.З. О закономерностях развития системы тактики спортивной борьбы // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 9. С. 93-98.
14. Коуров П. С. Особенности организации тренировочного процесса борцов самбо / Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации, 2016, с. 169-173.
15. Коц Я. М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 200 с.
16. Кузнецов М.Б. К вопросу планирования тренировок при подготовке сборных команд образовательных организаций МВД России по самбо / М.Б. Кузнецов // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы международной научно-практической конференции. – Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. – С. 102-106.
17. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.
18. Меерсон Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации // Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 2012, 234 с.
19. Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки: учебное пособие для ПВ ФСБ России / М.И. Найденов. – М. : ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003.
20. Никитушкин В. Г. Теория и методика юношеского спорта: Учебник. М.: Физическая культура, 2010. – 208с.
21. Панова О.С. Особенности внедрения инновационных проектов в систему подготовки спортивного резерва российских спортсменов / О.С. Панова, А.Е. Хрищатый // Инновации в образовании. – 2016. – № 8. – С. 68-77.
22. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.
23. Сальников В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности: монография. Омск, 2000. -160 с
24. Соломченко М.А. Противоречия в организации управления на примере спортивной тренировки / М.А. Соломченко, И.Н. Подрезов // Интеграционные процессы в науке и современных технологиях: сборник статей международной научно-практической конференции (Казань, 8 ноября 2015 г.). – Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2015. – Том 2. – С. 106-110.
25. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник [Текст] / – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520с.
26. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред .проф . Ю. Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт:, 2004. — 464с.
27. Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). Ростов н/Д: РГПУ, 2000. — 71с.
28. Туманян Г.С. и др. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. – Ч.IV. – Кн. 19. «Оперативные тренировочные планы» / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, С.К. Харацидис. – М.: Советский спорт, 2002. – 40 с.
29. Туманян Г.С. и др. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. – Ч.IV. – Кн. 20. «Текущие тренировочные планы» / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, С.К. Харацидис. – М.: Советский спорт, 2002. – 72 с.
30. Туманян Г.С. и др. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. – Ч.IV. – Кн. 21. «Перспективное планирование» / Г.С. Туманян, В.В. Гожин, С.К. Харацидис. – М.: Советский спорт, 2002. – 84 с.
31. Тупеев Ю.В., Бойко В.Ф. Анализ методических подходов, используемых при обучении технике двигательных действий в спортивной борьбе // Физическое воспитание студентов. 2010. № 3. С. 116-121.
32. Филин В. П. Основы юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин, Н. А. Фомин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 255 с.
33. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов; – 8-е изд. испр. и доп. – М.: Академия, 2010. – 480 с.