Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глава 1.Понятие субкультуры детей
«Детство» как сложный многомерный феномен, имея биологическую основу, опосредован многими социально-культурными факторами. В рамках культурно-исторической концепции Л.С.Выготского средой развития и воспитания ребенка признается культура. Осваивая основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, ребенок не только усваивает все основные идеи культуры и связи между ними, но и перенимает методику реагирования на весь спектр возможных ситуаций, в том числе и непредвиденных.Среди способов инкультурации выделяется детская субкультура.
Под субкультурой понимается у стойчивая совокупность специфических культурных черт, характерных для определенной социокультурной группы и влияющих на стиль жизни, мышление ее членов. Детская субкультура - это все то, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком значении - это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-истерической социальной ситуации развития. Дети являются носителями, хранителями и творцами собственной субкультуры, которая отличается наличием собственной картины мира. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам детства, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Специфика детской субкультуры определяется многочисленными объективными и субъективными факторами. Особенную роль в формировании детской субкультуры, по мнению Е.Ю. Копейкиной, играют пространственно-временные характеристики бытия ребенка в системе культуры - «социокультурный хронотоп».
Социокультурный хронотоп включает в себя три элемента: 1) все, что создано человечеством, - общую культуру, 2) все, что создано человеком в конкретное историческое время - хронос и 3) все, что создано конкретным этносом в конкретном историческом пространстве - топос. По замыслу автора, социокультурный хронотоп демонстрирует не только то, на чем
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2000.
2. Иванова, Н.В. Особенности и значение детской субкультуры / Н.В. Иванова // Педагогика. - 2005. - № . - C. 31-36.
3. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М., 1988.
4. Копейкина, Е.Ю. Субкультура детства: автореф. дис. ... канд. культурол. наук. / Е.Ю. Копейкина. - Н. Новгород, 2000.
5. Кудрявцев, В.Т. О природе детской субкультуры / В.Т. Кудрявцев, Т.И. Алиева // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. - С. 87 - 91.
6. Кудрявцев, В.Т. Социальный и психологический смысл явлений детской субкультуры / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева // Журн. прикладной психологии. - 1999. - N 1. - C. 64-79.
7. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное образование, 1997 - 2000.
8. Осорина, М.В. О стратагемах детской субкультуры / М.В. Осорина // Традиционная культура и мир детства: материалы междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения». — Ульяновск, 1998. - Ч. 3.- С. 5—11.