Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, которая основывается на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи [2].
Изучение детской грамматики было начато в Академии педагогических наук в послевоенные годы Е.И. Радиной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной, А.П. Усовой, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной и др. В большей степени они имели опору на опыт Е.И. Тихеевой.
Более глубоко эта проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в. после публикации фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». К.И. Чуковский поддерживал идеи А.Н. Гвоздева и подчеркивал изящество и меткость детских изречений. К.И. Чуковский и А.Н. Гвоздев сравнивали достижения детей и сам метод словесного творчества с деятельностью художников слова [2].
Ведущая роль в развитии мышления и речевого общения, а также в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социальных связей принадлежит языку и речи, а главным условием полноценного развития речи и других высших психических функций является формирование грамматического строя [2].
Не овладев грамматическим строем, ребенок не сможет ни понять речь окружающих, ни выразить свои собственные мысли, поэтому проблема развития грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Её целью является формирование грамматически правильной речи.
Актуальность настоящей работы обусловлена увеличением в школах из года в год количества детей с общим недоразвитием речи. Эти дети испытывают затруднения при формулировке своих мыслей при межличностном взаимодействии и на письме, что может стать причиной появления дисграфии, дислексии и других серьезных нарушений на пути их развития и обучения.
Таким образом, проблема изучения особенностей грамматического строя речи и его развитие у младших школьников с общим недоразвитием речи относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в педагогической практике.
Поскольку, среди младших школьников чаще всего встречается общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня, мы будем рассматривать именно эту категорию детей.
Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования «Методика работы по формированию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в первом классе».
Цель исследования: теоретически изучить источники по проблеме исследования и особенности методики работы по формированию грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в первом классе.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности формирования грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в первом классе.
Для достижения указанной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенности грамматического строя речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: Теоретический: анализ логопедической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы.
Эмпирический: констатирующий эксперимент.
Математический: использование математической методологии для обработки результатов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «грамматический строй речи» в психолого-педагогической литературе. Закономерности развития грамматического строя речи у детей в онтогенезе
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «речь» трактуется как форма общения (коммуникации) людей с помощью языка [44, С. 240]. В ряду проблем речевого развития школьника стоит формирование грамматического строя [2, С. 4]. Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через нее ребенок учится правильно говорить.
Термин грамматика — даже в лингвистической литературе — используется в двух значениях: и как учение о строе языка, и как синоним выражения «строй языка» [5].
В педагогическом энциклопедическом словаре дается такое определение: грамматика - строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций [44, С. 57]. Такое же определение дано в Российской педагогической энциклопедии. Как говорил К.Д. Ушинский, грамматика - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих.
Под грамматикой обычно понимают систему языковых норм и категорий, которые определяют приемы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений, и сам отдел лингвистики, исследующий эту систему [5].
В грамматике, как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
1) учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм;
2) учение о словосочетании, о его формах и его типах;
3) учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приемах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе).
Учение о грамматической структуре слов, о формах слов, об образовании слов и форм слов названо морфологией и отделено от синтаксиса как учения о словосочетании и предложении [5]. То есть, как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», которая объединяет морфологию, словообразование и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями [1, С. 113]. Итак, рассмотрим каждый из этих компонентов в соответствии с понятием «грамматический строй речи».
В. А. Богородицкий писал: «...Морфология представляет, так сказать, инвентарь отдельных категорий слов и их форм, а синтаксис показывает все эти слова и формы в их движении и жизни — в предложении речи» [4]. Против такого деления грамматики есть серьезные возражения, поскольку границы между морфологией и синтаксисом очень неустойчивы и неопределенны. Часть грамматических явлений, которые относят к морфологии, легко находит себе место в синтаксисе и лексикологии. Синтаксис не может обойтись без учения о слове как о составной части предложения. «...Всякое изменение слова по заданию предложения понятно лишь на его общем фоне и не может рассматриваться отдельно от него» [24].
Словообразование изучает то, как, и с помощью каких специальных, присущих языку, средств, образуется слово на основе другого однокоренного слова (или других слов) [1]. Термин «словообразование» в лингвистике используется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, который изучает словообразовательную систему языка. В современном толковом словаре русского языка - словообразование - это образование слов в языке по законам и правилам данного языка (при помощи аффиксов, чередования звуков, словосложения и т.п.) [10, С. 756].
Поскольку в морфологии есть часть, исследующая и излагающая методы образования слов, она может войти в лексикологию, иными словами, в учение о словаре, о закономерностях изменений лексической системы языка, тем самым создавая нестабильность положения морфологии как науки о строении и образовании слов и форм слов. Ф. де Соссюр считал, что, когда разделяют морфологию и синтаксис, ссылаются на то, что объектом последнего являются характерные языковым единицам функции, в то время как морфология рассматривает только их форму, хотя данное различение является обманчивым, ведь формы и функции образуют целое, и их нельзя разъединять. С точки зрения лингвистики, морфология не имеет своего реального и самостоятельного объекта изучения, поэтому не может стать отдельной от синтаксиса дисциплиной [11].
Мысль об объединении морфологии и синтаксиса стала общей точкой некоторых разделов лингвистики. По мнению С. Д. Кацнельсона, из-за кажущейся независимости и самостоятельности формы слова морфологию стали отделять от синтаксиса и, ввиду этого, наука долго рассматривала отдельное слово как исходную единицу грамматического анализа. Между тем, пишет С.Д. Кацнельсон, форма слова это отдельно взятый случай формы словосочетания, которая проявляется в более сложном и искаженном виде. Форма слова нуждается в отнесении её к формам словосочетания так же, как морфологию в целом необходимо отнести к синтаксису [15].
На этой основе возникает противопоставление синтаксиса лексикологии. Именно поэтому происходит пересмотр отношений между синтаксисом и лексикологией. Некоторые лингвисты склонны и синтаксис, и лексикологию считать частями грамматики. Например, И. И. Мещанинов считал, что учение о слове, которое выносится в особый отдел (лексикология), нельзя изымать из грамматического очерка, потому как не стоит отделять учение о формальной стороне слова с его значимыми частями (морфемами) от учения о значимости самого слова. Разделение лексикологии и грамматики приводит к искажению исторического понимания языковых категорий [24]. Исходя из этого, И. И. Мещанинов предложил делить грамматику (исключая фонетику) на лексику (учение о слове в отдельности и о словосочетаниях лексического порядка) и синтаксис (учение о слове в предложении и о предложении в целом). Мысль о том, что грамматика и словарь тесно связаны, не является новой. Л. В. Щерба проводил границу между описательной грамматикой и словарем. По его мнению, описательная грамматика должна изучать только живые способы образования форм, слов и их сочетаний, а остальное относится к функциям словаря, который должен содержать и список морфем [43].
Тем не менее, эта схема слишком прямолинейна. Она не затрагивает общего вопроса о скрещении и взаимодействии грамматики и лексики, а только разграничивает самостоятельные области той и другой. Ф. Де Соссюр пишет о том, что любое слово, не представляющее собой простую и неразложимую единицу, практически ничем не отличается от члена фразы, иными словами, части синтаксиса. Как и образование словосочетаний, составляющие слово единицы низшего порядка подчиняются тем же основным принципам. Синхронизация морфологии, синтаксиса и лексикологии объясняется схожим характером всех точек их соприкосновения [11].
В реальной истории языка грамматические и лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга. Поэтому изучение грамматического строя языка без учета лексической его стороны, без учета взаимодействия лексических и грамматических значений невозможно.
Если за пределами грамматики лексикология вполне самостоятельна, то сама грамматика во многом подчиняется синтаксису. Учение об основных синтаксических категориях, об основных синтаксических единицах, об основных синтаксических отношениях является центральной частью синтаксиса [5].
В область изучения синтаксиса входят словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов [1, С. 114]. В современном толковом словаре русского языка - синтаксис (от греч. sintaxis - построение, порядок): 1) раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строении предложений; 2) в лингвистике: строение предложения и способы сочетания слов в предложении, свойственные какому-либо языку [10, С. 741]. Таким образом, синтаксис - это правила соединения слов, это законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова и, наконец, это основа нашего речевого поведения и нашего взаимопонимания [32, С. 206]. Основная единица синтаксиса - предложение.
Исходя из вышесказанного, центральными понятиями являются понятия слова и предложения. Поэтому, более целесообразно при изложении грамматики современного русского языка исследовать и группировать грамматические факты исходя из грамматического изучения основных понятий и категорий языка, которые определяют связь элементов и их функций в строе языка. Слово и предложение соответствуют «основным единицам языка» [14].
Эти единицы исторически изменчивы и во всякой живой языковой системе соотносительны и дифференциальны. Словосочетание как единица языка менее самостоятельна и определенна, чем слово и предложение. Кроме того, понятие словосочетания не соотносительно с понятием предложения. Целые разряды словосочетаний, которые стали устойчивыми фразеологическими единицами, структурно сближаются со словами (ср.: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши и т. п.).
Хотя, в свободных фразах основным элементом оказывается то же слово с его разнообразными грамматическими формами и лексическими значениями. Словосочетание — это сложное именование. Оно несет ту же номинативную функцию, что и слово. Оно так же, как и слово, может иметь целую систему форм. В области лексики этому понятию соответствует понятие о фразеологической единице языка.
С точки зрения Ф. Де Соссюра, на первый взгляд совершенно естественно провести аналогию между огромным разнообразием фраз и разнообразием особей, составляющих какой-либо зоологический вид, но это будет ошибкой, поскольку общие признаки животных одного вида значительнее, чем то, что их разъединяет. В то время как во фразах различия более существенны, и если проанализировать их взаимосвязи на фоне всего этого разнообразия, то, незаметно для себя, можно прийти к понятию слова с его грамматическими свойствами [11].
Тем не менее, это не означает, что теория словосочетания не может быть особым разделом грамматики. Типы словосочетаний, формы и правила их построения — необходимая составляющая грамматического учения. Но эта часть более близка к грамматическому учению о слове, чем к учению о предложении [3].
Таким образом, наиболее рациональным делением грамматики (если не включать в нее фонетику) было бы деление ее на:
1) грамматическое учение о слове,
2) учение о словосочетании,
3) учение о предложении,
4) учение о сложном синтаксическом целом и о синтагмах как его составных частях.
Несмотря на сказанное выше, третий и четвертый разделы грамматики большинством лингвистов объединяются, хотя такое объединение чаще всего может приводить к двусмысленности или неопределенности таких понятий, как «предложение», «фраза», «синтагма». Поэтому, каждый из этих основных объектов грамматики должен изучаться одновременно со стороны форм и функций.
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.
А.М. Шахнарович писал, что изучение речи ребенка позволяет наблюдать те процессы и механизмы, которые в речи взрослого свернуты, автоматизированы и иногда вообще не могут быть разбиты для целей исследования в силу особенностей уже сложившейся языковой способности. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Они показали, что осознание грамматических явлений происходит на основе обучения, у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению [13].
Одна из точек зрения принадлежит А.В. Запорожцу, он считал, что грамматический строй языка ребенка происходит спонтанно; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно [1, С. 6].
Н.И. Жинкин полагал, что существенная роль при усвоении грамматической системы языка отводится памяти: постоянный для данного языка фонд звуков речи, а также морфем, которые на них опираются, хранит
Фрагмент для ознакомления
3
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалов, Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления (Основные понятия теории действия (цель, действие, операция)) [Текст] / Б.И. Беспалов.- М., 2014. - 124 с.
2. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т. 2 [Текст] / П.П. Блонский; под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
3. Блумфилд, Л. Язык [Текст] / Л. Блумфилд. - N.-Y., 1933. - 564 с.
4. Богородицкий, В. А. Общий курс русской грамматики [Текст]. / В.А. Богородицкий. - M. Л., 1935. - 207 с.
5. Виноградов, В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. [Текст] / В.В. Виноградов. - 2-е изд-е. - М.: Высшая школа, 1972. - 614 с.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2010. - 350 с.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2012. - 361 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2010. - 312 с.
9. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. - изд. АПН РСФСР, 1949. - 268 с.
10. Грибова, О.Е., Клячко А. А. Методы и приемы совместной работы учителя и воспитателя по формированию грамматического строя речи у учащихся с речевыми нарушениями. //Дефектология. - 2016. - №4. - с.55-60
11. Де Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики [Текст] / Ф. Де Соссюр; пер. с фр., ред. А. А. Холодович; ред. М. А. Оборина. — М. - "Прогресс", 1977. — 695 с.
12. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. / Л.Н. Ефименкова - М.: Просвещение, 2011.— 224 с.
13.Зикеев, А. Г. Работа над пониманием и употреблением сложноподчиненных предложений с придаточными определительными младшими школьниками с отклонениями в развитии [Текст] // Дефектология. - 2014. - №6. - с. 3 - 10.
14. Калинович, M. Поняття окремого слова. / М. Калинович — Мовоз- навство. - 1935. - № 6.
15. Кацнельсон, С. Д. Краткий очерк языкознания. / С.Д. Кацнельсон - Л. - 1941. - с. 34.
16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2019. - 160с.
17. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз» - 2014. — 224 с.
18. Левина, Р.Е.. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. / Р.Е. Левина; Ред-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2015
19. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность. / А.А. Леонтьев - М.,1969 - 214 с.
20. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е исправл. Издание. / Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2013.-488 с.
21. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека. / А.Р. Лурия — М.: Изд-во МГУ, 1962. — 431 с.
22. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017. - 415 с.
23. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников. / М.Р. Львов - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
24. Мещанинов, И. И. Общее языкознание. К проблеме стадиальности в развитии слова и предложения [Текст] / И.И. Мещанинов - Л., 1940 - с. 35, 37
25. Основы теории и практики логопедии. / ред. Р.Е. Левина. - М.: Про- свещение,1967. - 173 с.
26. Петровский, А.В. Введение в психологию. / ред. А.В. Петровский - М.: Академия, 2016 - 496 с.
27. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже; новая ред. пер. с фр. коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика- Пресс, 2014. - 526 с.
28. Репина, Н.В. Основы клинической психологии. / Н.В. Репина, Д.В. Воронцов, И.И. Юматова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 214 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2010. -712 с.
30. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. / И.Н. Садовникова. - М.: Владос. - 2017. - 184 с.
31. Современный толковый словарь русского языка [Текст] - Санкт - Петербург: Норинт, 2014. - С. 756
32. Соловейчик, М.А. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2014. -С. 191-219.
33. Уварова, Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств [Текст] / Уварова Т. // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 2. - С. 50.
34. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - С. 36.
35. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Авто- реф. канд. дис. [Текст] / Елена Геннадьевна Федосеева; канд. пед. наук. - М., 2015. - 191 с.
36. Филичева, Т.Б. Основы логопедии. Учеб. пособие для студ. пед. институтов. [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина. - М. - 2019. - 223 с.
37. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] // Дефектология. — 2015. — № 4.
38. Фомичева, Г. А. О формировании синтаксического строя речи младших школьников [Текст] / Г.А. Фомичева //Начальная школа. 2011. - №1,. - с. 15 - 29.
39. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч.по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» [Текст] / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2019. - 239 с.
40. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] / Т.А. Фотеко- ва, Т.В. Ахутина - М.: Айрис-пресс, 2017. - 176 с.
41. Фотекова, Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке психического развития у младших школьников: Автореф. дис. канд. психологич. наук. [Текст] / Т.А. Фотекова; Рос. акад. образования, Ин-т коррекцион. педагогики.- М., 2013. — 17 с. : табл. - Библи- огр.:17с.
42. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е.Левина // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968 - С. 67-85.
43. Щерба, Л. В. Некоторые выводы из моих диалектологических лужицких наблюдений. — В его кн.: Избранные работы по языкознанию и фонетике. / Л.В. Щерба. - Л., 1958. - т. 1, с. 35.
44. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: ВЛАДОС, 2013. - 360 с.