Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Зарождение пенитенциарной педагогики как науки, которая бы интегрировала теорию и практику исправления осужденных, связывается с потребностью социума в трансформации личности преступника, возвращении его к честной жизни в социуме. Данная потребность формируется в конкретном периоде истории, когда начинает развиваться государство и общество, экономические и политические интересы классов, которые сформировались моральными и правовыми взглядами.
Как отдельная наука отечественная пенитенциарная педагогика стала формироваться в 60-е годы прошлого века, но ее истоки начинаются в XIX столетии. Во времена первых Романовых заключение в тюрьму анализировалось в точки зрения дополнительной, не основной меры наказания.
I глава Идеи и опыт пенитенциарного воспитания и обучения в отечественной педагогике
1.1 Пенитенциарное воспитание в России: XIX-начало XX вв. Идеи и опыт Я. Герда, А. С. Макаренко
С середины XIX в. прежняя система коммуникации государства с осужденными, которая была построена на карательной основе, противоречила требованиям времени того времени.
Долго время в России не было норм права, специальных исправительных учреждений для содержания нарушителей-подростков. Дети содержались в общих камерах со взрослыми преступниками.
Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была организована в 1819 г. в Гомельском имении графа Румянцева Я. Гердом.
В 1878 г. его сын А. Я. Герд стал первым руководителем колонии, где создавался подлинный коллектив воспитания. Вся система воспитания А. Я. Герда связывалась с темой гуманизма и уважения к личности ребенка. Проявлялась забота о детях, подавался пример для подражания.
Уже в середине XIX в. А. Я. Герд стал использовать многие формы и методы работы индивидуально и коллективно с подростками-нарушителями. Эти идеи впоследствии применял А. С. Макаренко. Но идеи А. Я. Герда в то время казались для России прогрессивными и не нашли поддержки правительства
Огромную важность для развития идей воспитания преступника имели выводы специальной общегосударственной Комиссии, которая была создана в 1872 г. с целью составления систематизированного проекта преобразования в тюрьмах. Тогда же актуальным становится труд пенитенциариста И. Я. Фойницкого. Он преподавал с 1873 года для студентов юридического факультета Санкт-Петербургского университета предмет «Тюрьмоведение». До этого момента вопросы пенитенциарной педагогики изучались только в границах уголовного права. Начиная с 1880 г. тюрьмоведение стало преподаваться как наука в Московском и Саратовском университетах.
Первые ученые-пенитенциаристы спорили относительно того, является ли тюрьма средством исправления заключенного. Н. С. Таганцев и С. П. Мокринский говорили о том, что тюрьма не может привести заключенного к нравственному исправлению. С. В. Познышев говорил о том, что достижение цели исправления в тюрьме - реально . Ученый уделял внимание созданию теоретических основ наказания, формулировал термины «исправление осужденных», «тюремное воспитание».
На рубеже XIX — XX вв. закладываются теоретические и методологические основы пенитенциарной педагогики как науки. Теперь важными терминами в исправлении заключенных стали труд, обучение грамоте, получение образования общего и профессионального, тюремная дисциплина (режим), тюремное воспитание, преимущественно религиозно-нравственное.
1.2 Идеи и опыт школы-коммуны имени М. Горького
Школа-коммуна имени М. Горького представляла собой учреждение с целью воспитания для несовершеннолетних правонарушителей на территории УССР (1920—1936). Данная школа была создана как колония для дефективных детей Полтавским губернатором народного образования (в местечке Трепке, 1920—24, и быв. имении братьев Трепке в селе Ковалёвка, 1924—26).
Первым руководителем колонии, как мы уже рассмотрели выше, был А. С. Макаренко (до 1928). С 1921 года по инициативе А. С. Макаренко и его воспитанников колония носила имя М. Горького.
В 1923 по 1926 гг. колония была опытно-показательным учреждением Народного комиссариата просвещения УССР, в 1926 переведена в Куряж (под Харьковом).
1.3 Школа-коммуна имени Ф. Э. Дзержинского. Отечественное пенитенциарное воспитание в XX вв.
Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского открыта 29 декабря 1927 года. По началу она была совсем небольшим детским коллективом, который перешел из колонии имени М. Горького. Данный коллектив характеризовался только одним домом, небольшой мастерской полукустарного типа, в которой даже первые 60 воспитанников не могли поместиться. За 5 лет коммуна трансформировалась в крупное учреждение учебно-воспитательного характера, воспитанники которого не только обучались, но и работали на построенных ими заводах электроинструментов и фотоаппаратов.
Сотни коммунаров каждый день по четыре часа обучались в школе или на рабфаке, а четыре часа работали, выпуская электроинструменты и фотоаппараты «ФЭД», от реализации которых коллектив коммунаров имел ресурсы для своего содержания, увеличения масштабов производства. Введенный хозрасчет помогал коммунарам анализировать результаты своего труда. Коммуна имени Ф. Э. Дзержинского являлась прекрасным примером реализации темы комбинации обучения с производительным трудом, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием.
В коммуне существовало настоящее ученическое самоуправление, которое инициировало отношения ответственной зависимости. Коммунарское воспитание создавало в стране культурного рабочего, который мог быть не только командиром в любой отрасли, но и способного договориться с товарищем. Командиры, как выборные единоначальники, обладающие большой властью, были «связаны» в тех случаях, когда они начинали противопоставлять узколичное начало общественному. В коммуне, как и в колонии, были правильно структурированные отношения между первичными коллективами (отрядами) и общим коллективом. Общий коллектив коммуны был посредником между личностью и социумом. В каждый момент влияния на коммунара происходило влияние и на коллектив. В то же самое время влияние на коллектив было также влиянием на личность.
II глава Идеи и опыт пенитенциарного воспитания и обучения в зарубежной педагогике
2.1. Общая характеристика пенитенциарного воспитания и обучения в зарубежной педагогике. Идеи Н. Кристи
Пенитенциарная педагогика в большом количестве стран Запада является не только сферой знаний науки. Она – совокупность узкопрагматических способов влияния на заключенных в тюрьмах. Крайне широко используются альтернативные меры исполнения наказаний. В последние несколько десятилетий актуальной является концепция необходимости ресоциализации некарательного влияния на заключенных.
Основная причина совершения преступлений, по мнению зарубежных исследователей в этой сфере – недостаточная социализация личности. Преступления понимаются как инфантильные в социальном и незрелые в личностном плане поведенческие формы.
Н. Кристи полагает, что большинство таких поступков – эмоциональная попытка что-то доказать. Поэтому преступление – начальный пункт для беседы с человеком, который это преступление совершил . Кристи выдвинул теорию стоимости наказания, где наказания – относительны. Одно и то же наказание может обладать разным значением для различных людей, потому как причиненное наказанием страдание является относительным. Поэтому нужно понимать, что годичный срок тюрьмы для 106 летнего старика Финляндии и молодого человека являются разными по значению.
2.2 Пенитенциарное воспитание в Великобритании: идеи и опыт Д. Мэкончи
По замыслу Д. Мэконочи, заключение состояло из целого ряда постепенных облегчений для преступника или переходов из класса в класс, при которых режим и тюремная дисциплина значительно смягчались. Арестантам за успехи в работе и примерное поведение выдавались специальные наружные знаки отличия, повышалась оплата труда, из которой, однако, делались вычеты в случае совершения проступков и допущения небрежности. В то же время для побуждения заключенных к исправлению были введены такие элементы уголовно-исполнительного характера, как сокращение сроков наказания и условно-досрочное освобождение. Они послужили довольно сильным средством утверждения порядка и нравственности в тюрьме и всячески способствовали перевоспитанию преступников.
Согласно прогрессивной системе исполнения наказаний все заключенные делились на три класса.
К классу «Звезды» причислялись преступники, ранее не подвергавшиеся наказанию и признанные судом неразвращенными. Арестанты этой категории носили на одежде особую звезду, чем и объясняется их название.
Переходный класс, в который входили арестанты, ранее подвергавшиеся осуждению за нетяжкие преступления, а также лица, осужденные впервые и признанные недостойными носить звезду из-за своего нравственного облика и прошлой жизни. Исправившиеся заключенные этого класса могли быть переведены в класс «звезды».
Рецидивисты - лица, повторно совершившие тяжкие преступления, а также лица, нарушившие требования условно-досрочного освобождения.
2.3 Современное зарубежное пенитенциарное воспитание: идеи и опыт Франции, идеи Ш. Люка
С 1828-1830 годов Шарль Люка, после посещения различных пенитенциарных учреждений Европы опубликовывал фундаментальное исследование, посвященное пенитенциарной системе Европы и Соединённых Штатов Америки. Основу данного научного труда составляет четко заявленная гуманистическая позиция, выражающаяся в тезисе автора: «Наказание не должно быть целью, а лишь инструментом уголовной политики». Уникальность данной системы заключалась в неукоснительном соблюдении всех основных прав заключенных, и, в тоже время, в предотвращении постпенитенциарного рецидива.
Пенитенциарная наука, которую призывал развивать Люка в своих прогрессивных трудах, выдвигает задачу обеспечения социальной защиты и соблюдений правил общественного порядка. Длительное пребывание в пенитенциарном учреждении арестанта-кормильца семьи, без оплачиваемой трудовой деятельности обрекает его семью на путь бродяжничества и попрошайничества.
Основной целью пенитенциарной науки, по глубокому убеждению ученого, должна являться морализация и исправление заключенных, проводимых с помощью введения рациональной системы, состоящей из трех взаимозависимых звеньев: образования, обязательного труда и религии. Отводя главенствующую роль, в вопросе исправления осужденных деятельности воспитателя, священника и участию гуманистически-настроенной общественности, Шарль Люка утверждал огромное значение силы человеческого слова, «раздающегося посреди ужасающей дисциплины молчания и обращенного к сердцу, душе, к личности человека». Поясняя прогрессивность данного тезиса, автор статьи обращается к констатации, узаконенной и повсеместно распространенной, в системе пенитенциарных учреждений Европы, практики применения обязательного молчания. Например: итальянский Королевский указ содержал пункт по выполнению «Обязательства молчания». Данная практика продолжалась до 1975 года, что пагубным образом отражалось на результативности культурно-воспитательного исправления осужденных.
III глава Сравнительный анализ идей и опыта пенитенциарного воспитания и обучения в отечественной и зарубежной педагогики
Основная причина совершения преступлений, по мнению зарубежных исследователей – недостаточная социализация личности. Преступления понимаются как инфантильные в социальном и незрелые в личностном плане поведенческие формы. Преступление – начальный пункт для беседы с человеком, который это преступление совершил.
Зарубежная педагогика более гуманно подходит к ресоциализации личности .
За рубежом психология преступного поведения, пенитенциарная педагогика сформировалась как отдельная самостоятельная научная отрасль. В то время в России она не имеет такого широкого теоретического и практического опыта: на данный момент, она находится лишь на начальной стадии своего становления и развития.
В зарубежной пенитенциарной педагогике проводится огромное количество исследований. Распространенной является концепция, рассматривающая причины преступного поведения в самом обществе. Так, к примеру, по мнению Р. Харре, каждая личность рассматривается как группа. Значит, психика индивида имеет социальное происхождение. Она – итог социальной коммуникации с другими людьми. Поэтому этогенический подход, который предлагает Харре, находится в противопоставлении индивидуализму. По мнению Харре, социальная психология должна анализировать социальные коммуникации как продукт общества, а после пытаться определить в людях, которые включены в коммуникации, первичные структуры, шаблоны, отражение данной структуры, которая была причиной этого продукта.
Заключение
Итак, успехи А.С. Макаренко в отечественной пенитенциарной педагогике огромны, бесспорны и фундаментальны. А.С. Макаренко заглянул на многие десятилетия вперед. Его мысли, чувства и воля по-прежнему служат образцом для творческого поиска современного поколения педагогов. Его опыт был интересен не потому, что А.С. Макаренко имел дело с группой подростков, которые отделили себя своим поведением от общества. Его опыт был специфичен тем, что позволял в наиболее чистом виде применять условия создания нового типа человека. Специфика практики воспитания в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко, заключаются в следующем. Период работы А. С. Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского – это важнейший этап его творческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Воронцова Е., Детки в «малолетке» // Профессионал. — 2017. — N 6. — С. 12-14.
2) Вострокнутов И. Е., Проблемы обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям в условиях пенитенциарной системы // Педагогическая информатика. — 2016. — № 1. — С. 13-18.
3) Гернет, М.Н., История царской тюрьмы. - М.: Юнити, 2008
4) Грибов В., Вспомнить Макаренко // Преступление и наказание. — 2019. — № 2. — С. 14
5) Зауторова Э. В. Пенитенциарная педагогика : учебное пособие. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018.
6) Кораблева Т. Ф., Модели социального воспитания в Советской России 1920-х годов // Социальная педагогика. — 2019. — № 1. — С. 7-17.
7) Кушнир А. М., Макаренковский форум 2019: Екатеринбург // Народное образование. — 2019. — № 2. — С. 7-14.
8) Лазарев, В.В., Общая история теории права и государства. - М.: Юристъ, 2018.
9) Мамаева И. А., Диагностика доминирующих типов учебной мотивации в общеобразовательной школе пенитенциарной системы // Педагогика. — 2019. — № 1. — С. 65-70.
10) Николаев С. М., Педагогическая проблематика воспитательной колонии // Педагогика. — 2018. — N 5. — С. 120-122.
11) Носов В. А., Уполномоченный общественностью на воспитание осужденных // Социальная педагогика. — 2015. — № 1. — С. 87-88.
12) Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: История и современность. — М.: Академия управления МВД России, 2018.
13) Поташник М., Остров мерцающей надежды // Директор школы. — 2018. — № 8. — С. 56-64.
14) Рябинин А. А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства : монография. Домодедово, 2018
15) Слепцов И. В. Пенитенциарная система Франции (краткий обзор) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 39–42.
16) Соколова О. В., Профессиональная культура сотрудников исправительных учреждений и ее совершенствование // Социальная педагогика. — 2016. — № 6. — С. 83-85.
17) Строева Г. В., Гуманитарно-образовательная система самоисправления осужденных : Humanitarian and educational system of convicts' self-correction. — Москва : Наука, 2018. — 536, [4] с
18) Тищенко Е. Я., Правовое воспитание в исправительных учреждениях // Профессиональное образование. — 2018. — N 3. — С. 20-21.
19) Трифонов, А.Н., История тюремной системы в России. - М.: Проспект, 2017
20) Турушева Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33. С. 6-10
21) Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрь-моведением. М., 2000.