Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность исследования заключается в широкой распространенности общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста, в сложности дифференциальной диагностики и длительности протекания коррекционно-образовательного процесса у данной категории детей, что требует поиска эффективных путей исправления имеющихся нарушений речи.
Процесс становления звукопроизношения опирается на взаимодействие двух компонентов: сенсорного и моторного, которые образуют единую функциональную систему. Неточности звукопроизношения, вследствие нарушения деятельности речедвигательного анализатора, свидетельствует о повреждении взаимодействия между сенсорным и моторным компонентами речи [4].
У детей с ОНР отмечаются нарушения фонетико-фонематических процессов: звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
Цель исследования – определить основные направления формирования фонетико-фонематического компонента речи у детей с ОНР 1 уровня.
Объект исследования – фонетико-фонематический компонент речи детей 4-5 лет с ОНР 1 уровня.
Предмет исследования – формирование фонетико-фонетической стороны речи.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ теории и практики логопедии по проблеме состояния фонетико-фонематических процессов у детей в норме и дизонтогенезе.
2. Разработка методики констатирующего эксперимента по изучению фонетико-фонематического компонента речи.
3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Методологическая основа: исследование основано на работах Е.Ф. Соботович, И.Б. Карелиной, О.А. Токаревой, Е.Н. Винарской, Е.Ф. Архиповой и др. [2,6]. Изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи и ее коррекции у дошкольников с дизартрией базируется на современных представлениях специальной психологии и логопедии о сущности речевого дефекта у детей с дизартрией, о диалектическом единстве речевого и психического развития, о комплексном, системном и функционально-семантическом подходах к обследованию имеющихся отклонений в развитии.
Методы исследования: - теоретические (анализ научной литературы); экспериментальные (констатирующий эксперимент).
Практическая значимость: заключается в разработке методики исследования фонетико-фонематической стороны речи детей с ОНР 1 уровня, которая может быть использована молодыми специалистами при работе с данной категорией детей.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР I УРОВНЯ
1.1. Особенности фонематического восприятия и его онтогенез в дошкольном возрасте у детей
Речь – это функциональная сложная система, в основе которой лежит употребление человеком в процессе своей коммуникации знаковой системы родного языка.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова, определения наличия или отсутствие звуков в слове, местоположения звуков в слове.
Важное значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – это способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать фонемы в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.
Фонематические процессы изучались многими известными учёными, среди которых Л.С. Выготский [8], Л.С. Волкова [5], Д.Б. Эльконин [36] и другие. Фонемные процессы человека включают в себя фонематический слух и восприятие, простую форму и сложную форму фонематического анализа, синтеза и представлений. Многие годы некоторые учёные считали, что звуковая сторона речи имеет целый ряд различных комбинаций и элементов.
Как показывает анализ специальной литературы, до настоящего времени нет единой точки зрения на определение содержания терминологии, описывающее понятие “фонематических процессы”.
Фонематический анализ делится на простой и сложный (В.Ф. Орфинская)
Простой анализ – это нахождение (распознавание) на фоне слова звука (4-5 лет), выделение начального ударного гласного из слова (от 5 лет); у детей дошкольного возраста она возникает спонтанно.
Более сложная форма - это отрыв от слова первого и последнего звука, установление его месторасположения (в начале слова, в середине или в конце).
Наиболее сложная форма фонематического анализа содержит 3 вида анализа:
- последовательный – установление расположения звуков в слове,
- количественный – нахождение общего числа звуков в слове,
- позиционный – нахождение положения звука в слове по отношению к иным звукам (перед каким звуком или после какого звука).
Дети осваивают этот фонематический анализ исключительно в процессе специального обучения (с 6 лет).
Именно Д.Б. Эльконин аргументировал, сначала нужно обучить ребёнка навыкам фонематического анализа, а затем уже обучать его письму [36].
Важными функциями фонематической системы являются:
1. слуховая дифференциация фонем (или фонематическое восприятие: каждая фонема речи отличается от другой любой фонемы артикулятивно и акустически);
2. функция различения смысла (изменение в одной фонеме или одной функции различения значения приводит к изменению значения);
3. фонематический анализ, т. е. разложение слова на фонемы.
Фонематическая сторона речи детей обеспечивается деятельностью речеслухового анализатора, периферийный отдел которого расположен в кортиевом органе, и получает различный слуховой материал: шумы, звуки речи и т.д. Отдел дирижирования эту информацию передаёт в кору головного мозга, анализируя её частично и определяя одновременно какое расстояние до источника конкретного звука и его направление. Данная функция обеспечивается достаточно большим количеством звеньев (продолговатый и средний мозг, 8 пар черепных нервов, мозжечок, слуховое сияние, медиальное коленчатое тело).
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной очередности становления сенсорного развития с опорой на созревание нервно-мышечного аппарата в онтогенезе.
В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы.
Ученые отмечают, что процесс сенсорного развития, а именно процессов восприятия речи, происходит при активном участии двигательных актов. Моторное развитие ребенка стимулирует и взаимообуславливает появление первых речевых реакций – лепета.
Полноценное функционирование органов артикуляции ребенка проходит длительный путь до полной их сформированности и зависит от ряда компонентов, среди которых важную роль играют акустические характеристики [6, 7].
Первыми вокализациями ребенка являются крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторный ответ ребенка на внешние или внутренние сильные раздражители.
В онтогенезе у детей в первую очередь формируются звуки [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н], которые определяют ядро фонологической системы русского языка, позже появляются следующие звуков [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].
По мнению А.Н. Гвоздева [7], определяющим в появлении звуков является их артикуляционная сложность, которая выражается в замене одних звуков другими, что связано с последовательность формирования звуков в онтогенезе. На начальных этапах развития звукопроизношения более сложные по артикуляторным характеристикам звуки заменяются более артикуляторно простыми звуками.
Звуковая сторона языка, как отмечено в исследованиях лингвистов, психологов, педагогов, становится предметом внимания ребенка уже на ранних этапах развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, А.А. Леонтьев.).
Для исследования периодизации речевого развития ребенка в онтогенезе взята классификация, предложенная А.Н. Леонтьевым [16]:
I этап – подготовительный (от рождения до года),
II этап – преддошкольный или этап первоначального овладения языком (от 1 года до 3 лет),
III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет),
IV этап – школьный.
Охарактеризуем развитие фонетико-фонематической стороны речи на каждом возрастном этапе.
I этап
Начиная с первых месяцев развития ребенка в становлении его речевого развития четко прослеживается взаимосвязь между двигательными и голосовыми проявлениями.
А.Н. Гвоздев рассматривает крики новорожденных как естественный процесс выхода воздуха при широко открытом рте, в результате чего получается гласный звук [9].
У детей период гуления (2–6 месяцев) совпадает с активным развитием общей моторики: развиваются ощупывающие движения руки, захват предмета под контролем зрения, появляются эмоциональные моторные реакции по отношению к взрослому. Появляющиеся двигательные и голосовые реакции становятся активной формой проявления общения ребенка со взрослым.
В состоянии эмоционального возбуждения ребенка формируется поток акустически-тактильно-кинестетических раздражений от сокращающихся мышц, которые поступает в центральную нервную систему раньше, чем соответствующие аутослуховые и аутозрительные раздражения, что формирует основу для развития второй сигнальной системы речи (И.П. Павлов) [11].
К 1 году появляются цепочки из рядов с меняющимся шумовым началом (ма-ля, да-ля, па-на, па-нa-нa, a-мa-нa). Ребенок овладевает структурой открытого слога, основной структурной единицей русского языка. Е.Н. Винарская отмечает, что период с 9 до 18 месяцев характеризуется появлением лепетных псевдослов [6], определяющих начальный этап речевого развития прохода ребенка.
Данный период развития ребенка характеризуется активным становлением артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук.
Первые слова фонетически просты, они реализуются в одно или два открытых слогов. В двусложных словах ребенок воспроизводит близкие по звучанию слоги (ба-ба, ма-ма, би-би), что напоминает слогов ряды при лепете.
Таким образом, доречевой период представляет собой подготовительный этап в развитии собственной речи ребенка. Ребенок, многократно повторяя звуковые ряды, практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, которая реализуется в поиске соответствующего уклада при постоянном контроле слуховых процессов. Развитие фонетического компонента речи неразрывно связано с совершенствованием двигательной деятельности, в том числе и артикуляционной.
Концепция Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития [6] позволяет рассматривать совокупность эмоционально-выразительных и коммуникативно-познавательных средств, формирующихся в раннем детском возрасте, как возрастную предпосылку будущего освоения ребенком родного языка.
II этап – характеризуется постепенным увеличением количества произносимых звуков.
Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные – раньше, чем щелевые. Это объясняется особенностями взаимодействия органов артикуляции, при котором произнесение звука в момент размыкания органов речи происходит легче, чем длительное удержание их приближенными друг к другу для образования щели для прохода воздушной струи, поэтому такие звуки, как аффрикаты и соноры осваиваются детьми позже.
Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:
– к первому году – появляются смычки органов артикуляции;
– к полутора годам – появляется возможность чередования позиций (смычка – щель);
– после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
– к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.
III этап
Основным достижение на данном этапе является постепенное формирование артикуляционной базы, которая в норме к пяти годам достигает совершенства при условии своевременного становления фонематических процессов, в частности восприятия.
Процесс освоения звукопроизносительной стороны речи невозможен без формирования и развития фонематических процессов, к которым относятся:
- фонематическое восприятие,
- фонематические представления,
- фонематический анализ,
- фонематический синтез.
Фонетическое восприятие – процесс восприятия фонем в определенной последовательности, составляющих звуковую структуру слова (Л.С. Волкова). Д.Б. Эльконин [41] под фонематическим восприятием понимает слышание отдельных звуков в составе целого слова.
Фонематические представления представляют собой звуковые образы фонем, сформированные на основе воспринятых ранее звуков.
Фонематический анализ предполагает мысленный процесс реализации следующих операций (по Д.Б. Эльконину):
1) определение последовательности звуков и слогов в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение качественных основных характеристик звука.
Как отмечает Д.Б. Эльконин, формирование фонематического анализа связано с развитием познавательной деятельности ребенка, а именно мыслительных операций. Данное заключение подтверждается постепенным развитием фонематического анализа в онтогенезе. Простые формы появляются в процессе развития устной речи. Более сложные, напр., определение количества и последовательности звуков в слове, формируются в результате специального целенаправленного обучения.
Выделяют следующие виды развития фонематического анализа:
- опора на внешние действия,
- осуществление анализа в речевом плане,
- перевод действия анализа в умственный план.
Кроме того, по данным В.К. Орфинской [2], фонематический анализ может быть элементарным (простым) и сложным.
Элементарный фонематический анализ характеризуется узнаванием звука на фоне других звуков, слогов, слов. В.К. Орфинская считает, что такой вид анализа появляется у детей самостоятельно в ходе речевого развития.
Также к простой форме фонематического анализа можно отнести умение выделять звук позиционно (начало, середина, конец слова).
К сложной форме фонематического анализа В.К. Орфинская [12] относит определение последовательности (порядка) звуков в слове, количества звука в слове, места звука по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким звуком) и в соответствии с этим выделяет следующие виды сложного фонематического анализа:
- порядковый,
- количественный,
- позиционный.
Овладение сложной формой фонематическим анализа детьми невозможно без специального обучения.
Исходя из форм и видов фонематического анализа строится коррекционная работа, приоритетность которой выражается в следующей последовательности:
- выделение звука на фоне ряда звуков, слогов, слов,
- определение положения звука в слове (начало, середина, конец),
- определение последовательности звуков,
- определение количества звуков в слове,
- определение места звука в слове.
Фонематический синтез – мысленный процесс, реализующийся в соединении частей в целой образ, в данном случае звуков в слоги, а слоги в слова, процесс, противоположный фонематическому анализу.
Исходя из форм и видов фонематического анализа строится коррекционная работа, приоритетность которой выражается в следующей последовательности:
- выделение звука на фоне ряда звуков, слогов, слов,
- определение положения звука в слове (начало, середина, конец),
- определение последовательности звуков,
- определение количества звуков в слове,
- определение места звука в слове.
Фонематический синтез – мысленный процесс, реализующийся в соединении частей в целой образ, в данном случае звуков в слоги, а слоги в слова, процесс, противоположный фонематическому анализу.
Периодизация фонематического восприятия (по Н.Х. Швачкину) [19].
До-фонемный этап:
- 1-2 месяца – ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия);
- 2-3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции;
- 3-4 месяца – реакция и поиск источника звука, реакция на знакомые голоса, на строгую и ласковую интонацию, спокойную и активную мелодии, на своё и чужое имя, а также в этот период формируется избирательное внимание к речи окружающих.
Проявление характерных для 4 месяца жизни сенсомоторных связей Н.Х. Швачкин [13] относит к предпосылкам формирования звуков и речи в целом;
- 6-7 месяцев – способность слышать и воспринимать звучащую речь
- 6 месяцев внимание привлекает ритм и носит семантическую функцию,
- 7-8 месяцев – понимание слов, узнавание некоторых предметов по названию,
- к 1 года жизни – кроме интонации и ритма семантическим смыслом наделяется звуковой рисунок слова.
Фонемный этап характеризуется переходом к фонематическому восприятию речи, что обусловлено изменениями артикуляции и речевого слуха ребёнка.
На первой стадии происходит различение гласных:
- отличие звука [А] от других гласных,
- противопоставление звука в ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У
- противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии происходит восприятие и различение согласных звуков:
- различение сонорных– шумных;
- различение твёрдых – мягких;
- различение сонорных между собой;
- различение губных и язычных;
- различение взрывных и щелевых;
Фонемный этап характеризуется переходом к фонематическому восприятию речи, что обусловлено изменениями артикуляции и речевого слуха ребёнка.
На первой стадии происходит различение гласных:
- отличие звука [А] от других гласных,
- противопоставление звука в ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У
- противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии происходит восприятие и различение согласных звуков:
- различение сонорных– шумных;
- различение твёрдых – мягких;
- различение сонорных между собой;
- различение губных и язычных;
- различение взрывных и щелевых;
- различение переднеязычных и заднеязычных;
- различение глухих и звонких согласных;
- различение шипящих и свистящих;
- различение плавных и йот.
Согласно исследованиям Р.Е. Левиной [16] дофонематический (доязыковой) этап охватывает возрастной период от рождения до шести месяцев и включает в себя восприятие звуковой оболочки с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Дифференциация звуков речи на данном этапе отсутствует, понимание речи не развито.
Таким образом, развитие всех фонематических процессов в онтогенезе проходит определенные стадии своего развития в соответствии с возрастными нормами и общим познавательным развитием ребенка. Компоненты фонематических процессов формируются и развиваются в неразрывной связи друг с другом и психическими процессами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмаловская О.А., Паршук Л.С. Особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения
сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018- с. 10-14
2. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2009. - 286 с.
3. Волкова Г.В. Энциклопедический словарь логопеда. – СПб. Детство Пресс, 2014. – 256с.
4. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефект. фак. пед. вузов /Л.С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2014. - 704 с.
5. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.1996. – 420с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
7. Гайдук Е.А. Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами развития внимания// Е.А. Гайдук, И.В. Малимонов, Л.Г. Король // Наука и образование: материалы VIII международной научной конференции: В 4-х ч. / Беловский институт (филиал) КемГУ. - Белово: ООО «Канцлер», 2010. Ч. 2. С. 67-71.
8. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. М.2017. – 320с.: ил.
9. Горчакова A.M. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / A.M. Горчакова / Практическая психология и логопедия, № 5 (22), 2006. - С.5-12.
10. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. – М.: Норма, 2008. – 106 с.
12. Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформированности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 52-56;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9385 (дата обращения: 22.05.2020).
13. Киселёва С.В. Языковая система и речевая деятельность / С.В. Киселёва // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №34. – 78с.
14. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей : Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп / В. В. Коноваленко. - М. : Гном-Пресс, 1998. - 127 с.
15. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студ. дефектол. Фак. Пед. Институтов. – М.: Просвещение, 1983. – 136с.: ил.
16. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: / Р.И. Лалаева – Хрестоматия СПб. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 304с.
17. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. - СПб.: Союз, 2018. - 78 с.
18. Левина Р.Е. Основы теории и практики по логопедии. – М.,1986. – 243с.
19. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / Л.В. Лопатина и др. – С.Пб : САГА. - 271 с. .
20. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. / В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова]. – М.: ВЛАДОС, 2007. - 311 с.
21. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, А.М. Мастюкова и др.; - М: Просвещение, 1989. - 528 с.
22. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
23. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1998. — 336 с.
24. Мелюханова Е.Е. Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями / Мелюханова, Е.Е. // Инновационная наука. М.: 2017. Т. 7. С. 84-85.
25. Мониторинг коррекционно-логопедической работы: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой; авторы-составители: Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 400с.
26. Окунева С.Е. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №3.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
28. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
29. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина и др. – М.: Альянс, 2013. - 366 с.