Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Применение нетрадиционных форм обучения школьников является необходимым условием деятельности учителя истории и обществознания в настоящее время. В своей деятельности их применяет практически каждый современный учитель. Это связано, на наш взгляд, с поиском эффективных решений образовательно-воспитательных задач в условиях ограниченного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Обсуждение широкого круга вопросов на уроках истории и обществознания невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога и дискуссии, приобщения к творческой деятельности, коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций.
По мнению О.М. Губоренко: «…арсенал форм современного учителя истории должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала».
В современной школе всё больше внимания уделяется развитию коммуникативных навыков учащихся. Согласно концепции модернизации российского образования, одним из приоритетов образовательной политики является отрабатывание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодёжи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Исходя из этого, возрастает роль коммуникативных навыков и их формирования и развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте по истории среди формирующихся учебных умений, навыков, способов деятельности выделяют информационно-коммуникативную деятельность. Отсюда следует, что коммуникативные умения являются неотъемлемой частью качественного образования. Стоит отметить, что именно игровые технологии и их применение на уроках истории помогает развить эти навыки, т. к. в данном виде деятельности на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, профессиональная деятельность, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике.
С помощью игровых технологий учащиеся смогут ориентироваться в разных видах профессиональной деятельности, смогут примерить разные социальные роли, совершенствуя развитие коммуникативных навыков. В связи с этим, следует подчеркнуть актуальность выбранной темы, ее научную и практическую значимость. Успешная профессиональная самореализация невозможна без сформированных коммуникативных навыков, так как в современном мире выпускники школ всё чаще выбирают те сферы деятельности, в которых коммуникация просто необходима. Отметим необходимость разработки темы, т. к. имеющаяся литература по данной теме освещает только отдельные вопросы.
Психологические аспекты игры наиболее глубоко в настоящее временя исследованы в научных трудах С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина и ряда зарубежных авторов, например: Дж. Брунера, Ж. Пиаже и др. В частности, Д.Б. Эльконин значение игры в жизни человека оценивает следующим образом: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяются позиции ребенка в отношении к окружающему миру и формируется сам механизм возможной смены позиции координации, своей точки зрения с другими возможными точками зрения»
Отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе и других проанализировали социально-психологического феномен довольно обстоятельно. Отечественный педагог-исследователь Л.А. Байкова подчеркивает, что игра носит двуплановый характер, где играющий выполняет определенную реальную действительность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. С.А. Шмаков, О.С. Газман исследовали игровую деятельность человека в целом. Г.С. Абрамова рассматривает теоретические аспекты деловой игры, А.В. Батаршев подробно изучает коммуникативную деятельность человека, её особенности и значение. Имеющаяся учебная литература помогает выявить некоторые теоретические основы данной темы Г.М. Андреева,И.А. Зимняя, И.Ю. Кулагина, Р.С. Немов, П.И. Пидкасистый и др.).
Неоспоримую помощь в исследовании темы оказали различные методические пособия для учителя. Л.П. Борзова предлагает нам теоретические подходы к игровой деятельности в обучении. Автором обобщён опыт методики организации игр на уроках в обучении истории, сделана попытка отразить разнообразные возможности дидактических игр, при этом особое внимание уделяется тем из них, которые можно с успехом применять непосредственно на уроке.
Одним из достоинств данного пособия является то, что его отдельная, достаточно большая глава, посвящена методике организации дидактических игр на уроках истории при изучении нового материала. Н.И. Дереклеева анализирует проблему коммуникативной культуры учащихся, предлагает сценарии занятий, помогающих развить коммуникативные навыки. Большую помощь в написании работы оказали статьи, опубликованные в журналах: «Преподавание истории в школе», «История и обществознание в школе», «Педагогика», «Вопросы психологии».
В целом, резюмируя материал использованной литературы по данной проблеме, следует отметить, что в них нет обобщенных сведений по рассматриваемым нами вопросам. Поэтому возникает потребность в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них. На основе собственной практической деятельности было выявлена значимость применения игр на уроках истории, необходимость развития коммуникативных навыков в процессе обучения. Результаты нашей деятельности подтвердили данные положения, а также доказали, что использование игровых технологий в методике преподавания истории в целом и игр в частности на уроках истории в старших классах действительно способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений учащихся старших классов на уроках истории.
Предмет исследования – развивающая роль истории как средство развития коммуникативных умений.
Цель исследования - выявить влияние технологий методики преподавания истории на развитие коммуникативных навыков учащихся старших классов на уроках истории.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности формирования коммуникативной культуры старшеклассников с учетом их возрастных особенностей;
2. показать значение коммуникативных навыков старшеклассников для дальнейшей профессиональной деятельности;
3. рассмотреть сущность игры и игровых технологий в методике преподавания истории в обучении старшеклассников;
В качестве методов исследования были выбраны теоретические и практические методы.
В рамках теоретического метода был применен системно-структурный подход: предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящих из взаимосвязанных элементов. Применительно к данному исследованию выявление связей между развитием коммуникативных навыков и применением игровых технологий в методике преподавания истории.
Анализ этого поля литературы показал, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ развивающей роли истории в методике преподавания истории.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: педагогический, литературный, формальный, психологический, сравнительный, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено влияние педагогических подходов в развивающей роли истории в методике преподавания истории.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. - № 10.
2. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». Москва, 2003.
3. Василюк И.П. К проблеме формирования ключевых компетентностей в процессе обучения / И.П. Василюк // Право и образование. - 2008. - № 5.-С. 31-46.
4. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование №4, 2004г. – с.136-137.
5. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Симанюк. – М.: Московск. психолого-социальный ин-т, 2005. – 216 с.
6. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов /С.С. Кашлев. - Мн.:Выш.шк., 2002.-95 с.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. – Правительство РФ. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001г.
8. Крылова Н.А. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.//Народное образование . - 2005. - № 2 - с. 113–121.
9. Кукушина В.С. Педагогические технологии Ростов И/Д "Март”, 2002г. – 320с.
10. Кульменева, Л. Г. Компетентностный подход к современному образованию / Л. Г. Кульменева // Народная асвета. – 2012. - № 10. – С. 37-41.
11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004. - № 5.- С. 3-12
12. Лобанов, А. П. Профессиональная мобильность и профессиональная компетентность педагогов / А. П. Лобанов, Е. И. Горанская // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. - №7 (93). – С. 25-31.
13. Полат Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: "Академия”, 2002г. – 272с.
14. Пышняк, И. В. Пути формирования ключевых компетенций учащихся / И. В. Пышняк // Народная асвета. – 2012. - № 10. – С. 45-51.
15. Радкевич, Н. М. Инновационный проект по внедрению модели методического сопровождения развития профессиональной компетентности учителей / Н. М. Радкевич, Н. П. Маринич // Народная асвета. – 2012. - № 10. – С. 57-62.
16. Реут, В. Г. Социологический анализ профессиональной компетентности педагогических кадров // Кіраванне ў адукацыі. – 2012. – № 7. - С. 44-48.
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998г. – 256с.
18. Селевко Г. Компетентность и их классификация. // Народное образование №4, 2004г.– с.138-145.
19. Сергев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: АРКТИ, 2003г. – 80с.
20. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2012.,576с
21. Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г. Ученик в обновляющейся школе// Сб.науч.трудов / Под ред. Ю.И.Дика,
22. А.В.Хуторского. Технология проектного обучения.// Биология в школе.- 2003. - № 3. – М.: ИОСО РАО,2002
23. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2.
24. Шапалов В.Н. Формирование социально-личностной компетенции учащихся старших классов. Тюмень: ТОГИРРО, 2003г. – 44с.
25. Шмелькова Л.В., Блохина Е.В. "Педагогическая диагностика”. Курган: ИПК, 2001г. – 104с.