Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данном исследовании, обусловлена тем, что на сегодняшний день появляется все больше детей, имеющих различные нарушения речи, что связано с рядом неблагоприятных факторов.
Каждый ребенок, у которого есть нарушения речи, чувствует свою неполноценность, что не может не отразиться на эмоционально-волевой сфере и развитии личности, которая находится в некоторой изоляции, поскольку не может эффективно построить коммуникацию.
Цель исследования – проанализировать развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Привести общую психологическую характеристику эмоционально-волевой сферы в научных исследованиях.
2. Проследить развитие эмоционально-волевой сферы в онтогенезе.
3. Изучить специфику эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Провести анализ путей и средств развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Описать организацию исследования и методы изучения уровня развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Проанализировать результаты диагностического исследования эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
7. Провести количественный и качественный анализ результатов коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
База исследования: ГБДОУ № 3 г. Москва, старшая группа.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика театрализации сказки «Репка» будет эффективной для коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, обобщение, биографический, наблюдение, проектирование, моделирование, тестирование, эксперимент, методы математической статистики (дисперсия, критерий Стьюдента).
Методики исследования:
1. «Диагностика эмоциональной сферы дошкольника» Л.П. Стрелковой.
2. «Паровозик» С.В. Велиевой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в курсовой работе проведен анализ научных источников, которые посвящены теории эмоций, развитию эмоционально-волевой сферы в различные периоды жизни. Кроме того, в работе рассмотрены проблемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе разработана и апробирована программа коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
1.1. Общая психологическая характеристика эмоционально-волевой сферы в научных исследованиях
Под эмоциями в научной литературе понимается такая форма психической деятельности, которая выражается в переживании различных ситуаций, которые, так или иначе, имеют важное значение для субъекта.
В эмоциях отражается отношение объективных свойств предметов и явлений к потребностям субъекта, который их воспринимает в данный момент .
Ни один человек не проживает свою жизнь без эмоций, они являются основой поведения, формирования характера и направленности личности. Эмоции образуются в связи с доминирующим типом темперамента человека, отражаются в зависимости от скорости протекания психических процессов .
Каждый человек имеет индивидуальную эмоциональную сферу, по-разному реагирует на различные события в своей жизни. Есть люди с астеническим складом эмоциональной сферы, когда эмоции выражены слабо, человек практически не реагирует на внешние факторы. Также существуют люди со стеническим складом эмоционального реагирования, когда эмоции развиты нормально, имеет место адекватная реакция на различные жизненные ситуации и внутренние переживания
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристархова, И.А., Смолякова, А.С., Федоренко, Т.И. Принципы исследования эмоциональных нарушений у старших дошкольников в ОНР [Текст] / И.А. Аристархова, А.С. Смолякова, Т.И. Федоренко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 46–60
2. Баринова, С.Е., Комская, И.И., Таганова, О.Д. Исследование эмоций как направление психолого-педагогической работы [Текст] С.Е. Баринова, И.И. Комская, О.Д. Таганова // Вопросы педагогики. – 2018. – № 8. – С. 23–34
3. Боровкова, Т.И., Велинская, А.А. Театрализация как форма развития эмоциональной сферы старших дошкольников с речевыми нарушениями: психологический аспект исследования [Текст] / Т.И. Боровкова, А.А. Велинская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 100–116
4. Бородина, А.Д., Хвостова, И.И., Пустырников, П.А. Коррекция эмоциональной сферы: методы и формы практической работы [Текст] / А.Д. Бородина, И.И. Хвостова, П.А. Пустырникова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. – С. 5–13
5. Васильева, Г.В., Чертков, И.И., Самойлова, А.П. Эмоциональные нарушения старших дошкольников с ОНР [Текст] / Г.В. Васильева, И.И. Чертков, А.П. Самойлова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 81–95
6. Викторова, Н.Е. Этапы формирования эмоционально-волевой сферы [Текст] / Н.Е. Викторова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2017. – С. 16–25
7. Гридасова, П.А., Федорова, И.И. Психологические особенности развития эмоционально-волевой сферы личности: научно-методические подходы исследования и классификации [Текст] / П.А. Гридасова, И.И. Федорова // Психологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 42–56
8. Дементьева, М.М. Эмоциональная сфера личности [Текст] / М.М. Дементьева. – Махачкала: Старт, 2015. – 288 с.
9. Демьяненко, И.И., Фролова, А.Г., Сапунова, Т.И. Методы коррекции эмоциональных состояний у детей с нарушениями речи: история, современное состояние и перспективы развития [Текст] / И.И. Демьяненко, А.Г. Фролова, Т.И. Сапунова. – Томск: Светофор, 2021. – С. 118–130
10. Иванов, П.А., Хрулева, С.С., Марченко, О.В. Проблемы организации исследования эмоционально-волевой сферы: теоретические и практические аспекты исследования [Текст] / П.А. Иванов, С.С. Хрулева, О.В. Марченко // Вестник Астраханского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 4–16
11. Казанцева, О.А., Фролова, И.С., Панченко, Т.В. Современные аспекты исследования принципов организации театральных постановок в ДОУ: психолого-педагогический аспект исследования [Текст] / О.А. Казанцева, И.С. Фролова, Т.В. Панченко // Материалы научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2019. – С. 23–39
12. Клименко, О.А., Федорова, С.И., Палашина, Е.К. Проблемы развития эмоций и чувств на современном этапе: психолого-педагогическое исследование [Текст] / О.А. Клименко, С.И. Федорова, Е.К. Палашина // Психологические проблемы личности. – 2020. – № 9. – С. 99–112
13. Коношенко, И.М., Шаврина, Ю.А. Эмоциональная сфера [Текст] / И.М. Коношенко, Ю.А. Шаврина. – Вологда: Перекресток, 2018. – 600 с.
14. Крапивина, И.С. Эмоции и чувства [Текст] / И.С. Крапивина. – Сыктывкар: Омега плюс, 2019. – 380 с.
15. Ладченко, А.П., Мурашова, Г.В. Модели эмоциональных состояний [Текст] / А.П. Ладченко, Г.В. Мурашова. – Хабаровск: Звезда, 2021. – 330 с.
16. Москвина, А.А. Психология эмоций [Текст] / А.А. Москвина. – Воронеж: Спектр, 2018. – 460 с.
17. Орловская, О.А., Велигодская, Е.Н., Залеская, Д.О. Основные направления исследования эмоциональной сферы человека [Текст] / О.А. Орловская, Е.Н. Велигодская, Д.О. Залеская // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 4. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2019. – С. 100–116
18. Прокопенко, Ю.И. Проблема классификации форм коррекционной работы в ДОУ [Текст] / Ю.И. Прокопенко // Педагогика. – 2016. – № 8. – С. 60–74
19. Феоктистова, А.А. Эмоционально-волевая сфера личности: основные направления исследования [Текст] А.А. Феоктистова. – Омск: Перспектива, 2018. – 536 с.
20. Харитонова, С.И., Мясникова, А.А. Принципы и методы организации исследования психологических особенностей детей с нарушениями речи [Текст] / С.И. Харитонова, А.А. Мясникова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2019. – С. 124–137