Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что изучение уровня психологического климата является важным фактором в обеспечении эффективности работы коллектива, что в свою очередь имеет непосредственное влияние на достижение поставленных перед организацией целей.
Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий роста производительности труда и качества выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Степень научной разработанности проблемы. Тема психологического климата в коллективе довольно широко освещена в работах отечественных психологов и социологов. Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли Б.Д. Парыгин, А.С. Макаренко, В.М. Шепель, А.П. Панфилова, которые в своих работах и трудах рассматривали методологические подходы, методы диагностики и конкретные пути регуляции психологического климата.
Объект исследования – деятельность МКУК «Лазурненский ДК». Предметом исследования выступает психологический климат МКУК «Лазурненский ДК».
Цель написания данной работы – разработать пути улучшения психологического климата в трудовом коллективе
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру психологического климата;
охарактеризовать влияние особенностей управления на психологический климат коллектива;
проанализировать методы управления социально – психологическим климатом коллектива;
дать характеристику организации;
провести анализ системы управления и персонала МКУК «Лазурненский ДК»;
выполнить диагностику проблем психологического климата МКУК «Лазурненский ДК»;
описать направления улучшения психологического климата в МКУК «Лазурненский ДК»;
дать рекомендации руководителю по улучшению социально – психологического климата в трудовом коллективе;
выполнить расчет социально-экономической эффективности проекта.
Теоретической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных учёных, работавших над проблемой психологического климата в организации в рамках классического и институционального подходов. Так же в работе в качестве основной литературы использовались учебные пособия, научные статьи из периодической печати по анализируемой теме.
В рамках работы для решения поставленной цели были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция и индукция, сравнение, системный подход.
Данная работа состоит из введения, двух глав, в которых последовательно раскрывается суть понятия «психологический климат», заключения и списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Сущность управления психологическим климатом в коллективе
В настоящие время создание оптимального психологического климата в коллективе является неотъемлемой частью борьбы за рост производительности труда и эффективного показателя качества образования.
Для эффективного развития образовательной организации требуется учитывать изменения в социальной и экономических сферах, а также предъявлять высокие требования к трудовой деятельности педагогов и увеличивать значения управленческих решений. Отсюда следует, что на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой является создание оптимального психологического климата внутри коллектива образовательной организации .
Ведь от этого зависит включенность каждого члена коллектива в его трудовую деятельность, что в свою очередь влияет на положительный результат организации в целом. От психологического климата существующего внутри организации, выбора руководителем оптимальных форм взаимодействия с сотрудниками и от управления в целом зависит эффективность, эмоциональный настрой и удовлетворенность своей работой. Благоприятный психологический климат способствует желанию трудиться с высокой степенью самоотдачи, благоприятный климат в коллективе не только положительно повлияет на результат работы, но и помогает раскрытию новых возможностей. В то время как неблагоприятный климат существенно снижает мотивацию и, как следствие, снижает эффективность конечного результата работы.
Важной особенностью психологического климата является то, что, благодаря ему можно пронаблюдать психологическое состояние всех проявлений коллективной жизни. «В советской науке психологический климат включал в себя целый комплекс явлений, поддающихся контролю, прогнозированию и развитию. Именно это понимание было взято за основу в исследованиях психологического климата педагогического коллектива, которые осуществлялись посредствам отражения соотношений внешних и внутренних условий в детерминации поведения» .
Однако стоит отметить, что понятие психологический климат появилось относительно недавно и так что же такое «психологический климат в коллективе».
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. Каждый человек так или иначе является частью коллектива.
Первые исследования педагогических коллективов в России появились в ХХ в. в 20-30 гг. в работах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого и др.
Так, например, А.С. Макаренко говорил: «Коллектив работников и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и кроме, того, коллектив педагогический» и считал хороший педагогический коллектив главным фактором воздействия на воспитанников.
В. А. Сухомлинский указывая на недостаточность исследований проблемы педагогических коллективов, что «совершенствование мастерства на основе коллективного опыта приводит к тому, что добросовестная работа даже малоопытного педагога способствует улучшению всего учебно-воспитательного процесса».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров: учебное пособие / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2019. – 224 с.
2. Афанасьев, В.Я. Теория менеджмента: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Я. Афанасьев. – М.: Юрайт, 2018. – 665 с.
3. Балашов, А.П. Теория менеджмента: учебное пособие / А.П. Балашов. – М: Инфра-М, 2018. – 352 с.
4. Басаков, М.И. Управление персоналом. Конспект лекций / М.И. Басаков. – М.: Феникс, 2019. – 129 с.
5. Беляева, А.В. Основы социально-экономического управления в производстве: учебное пособие / А.В. Беляева, В.К. Федоров, М.Н. Черкасов. – М.: Инфра-М, 2018. – 60 с.
6. Блинов, А.О. Теория менеджмента: учебник / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. – М.: Дашков и К, 2019. – 304 с.
7. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 688 с.
8. Голов, Р.С. Теория менеджмента: учебник / Р.С. Голов, А.П. Агарков. – М.: Альфа-М, 2018. – 272 с.
9. Грибов, В.Д. Теория менеджмента: учебное пособие / В.Д. Грибов, ВР. Веснин. – М.: Инфра-М, 2018. – 357 с.
10. Гусаров, Ю.В. Теория менеджмента: учебник / Ю.В. Гусаров, Л.Ф. Гусарова. – М.: Инфра-М, 2017. – 264 с.
11. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: учебное пособие / Л.А. Жигун. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
12. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник / А.П. Егоршин. – М.: Логос, 2019. – 1100 с.
13. Кафидов, В.В. Управление персоналом: учебное пособие / В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 2019. – 240 с.
14. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие / Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин. – М.: Инфра-М, 2017. – 159 с.
15. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента: учебник для бакалавров / Ю.Н. Лапыгин. – М.: КноРус, 2019. – 336 с.
16. Мамонов, Е.А. Учимся управлять психологическим климатом организации / Е.А. Мамонов // Кадровая служба и управление персоналом организации. – 2018. - № 12. – С. 56-64.
17. Михненко, П.А. Теория менеджмента: учебник / П.А. Михненко. – М.: Синергия, 2019. – 640 с.
18. Набоков, В.И. Теория менеджмента: учебник / В.И. Набоков, А.К. Семенов. – М.: Дашков и К, 2017. – 492 с.
19. Понукалин, А.А. Социально-психологические качества инновационного потенциала личности руководителя / А.А. Понукалин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 85-89.
20. Потемкин, В. К. Управление персоналом: учебник для вузов / В. К. Потемкин. – СПб.: Питер, 2019. – 432 с.
21. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М.: Юрайт, 2019. – 513 с.
22. Хофстеде, Г. Организационная культура: управление человеческими ресурсами / под ред. М. Пула, М. Уоррена. - СПб.: Питер, 2019. – 487 с.
23. Чурбанова, О. Современные системы управления персоналом / О. Чурбанова // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2019. - № 7.
24. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э.Шейн. – СПб.: Питер, 2019. – 336 с.