Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Основы патриотического воспитания закладываются в детском возрасте. Именно в детстве формируются культурно-ценностные ориентации, духовно-нравственные основы личности ребенка, происходит развитие его эмоций и осознание себя во внешнем мире. Великий русский философ И.А. Ильин, призывал включать детей в окружающую их жизнь как можно раньше. «В школьный период жизни в детях нужно, прежде всего, воспитывать волю, мужество, умение искать и находить во всех явлениях жизни некий высший смысл. Незаменимая основа в этом деле –знание своих предков, истории своего народа. Из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного принятия своих родителей и предков –родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, это первая основа внутренней свободы» [14, с. 183].
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания подростков
1.1. Патриотическое воспитание как научная проблема
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. [29, с. 110].
«Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»[26, с. 255].
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [20, с. 687].Термин «патриотизм», как известно, происходит от греческого «patriotes», что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, укоренившихся на уровне подсознания, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своему месту обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга [2, с.79 ].
Важность отношения народа к Отечеству, государству считали главным еще древние мыслители Платон, Аристотель, Цицерон. В размышлениях Платона и Аристотеля гражданское воспитание выступает как процесс формирования уважения к государству и законопослушанию [3, с. 47].
Многогранность аспектов исследуемого социокультурного феномена нашла отражение в трудах таких ученых и философов, как Ф. Бэкон, Г. Гегель, Н. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, А. Шартье и др.
В 50-60-е г.г. ХХ века проблемы патриотического воспитания исследовали И.А. Каиров, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский и др.
Н.Н. Шиховцова доказала цельность патриотического сознания, чувств и поведения учащихся. Она сделала практические рекомендации для формирования патриотических чувств у школьников во внеклассной работе, которые повлияли на дальнейшие разработки по вопросам патриотического воспитания [30, с. 90].
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием необходимо понимать процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными иродовыми наклонностями» [25, с. 358].
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство является каждодневным открытием окружающего мира и поэтому необходимо, чтобы оно, в первую очередь, стало изучением человека и Родины, их величия и красоты [24, с. 261].
Известно, что гражданско-патриотическое воспитание –упорядоченный особым образом, сложно организованный процесс воспитания школьников, направленный на развитие гражданственно-патриотической личности с активной жизненной позицией, которая комбинирует в себе правовую, нравственную и политическую культуру.
1.2. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Согласно многочисленным исследованиям психологов, педагогов, физиологов и социологов, в подростковом возрасте происходит активное формирование коммуникативных свойств личности. Значительное содействие этому оказывает общественно полезная работа в различных её формах: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой, общественно-организационной, — а главное, свободный переход от одной её формы к другой. При этом следует отметить, что современная система школьного образования пока не в состоянии удовлетворить требованиям этой ведущей деятельности данного периода развития [21, с. 41]. Таким образом, целесообразно совершенствовать учебно-воспитательный процесс именно в данном направлении. Это особенно значимо, поскольку важнейшие психологические качества подростков — сознательная регуляция своих действий, умение принимать во внимание интересы, потребности, желания, чувства, и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения — формируются в различных формах общественно полезной деятельности. В связи с этим особенности форм общественно полезной деятельности, в которой принимают участие подростки, во многом определяют формирование их духовно-нравственных качеств [1, с. 52].
В подростковом периоде оказываются особенно значимыми общечеловеческие ценности и проблемы, начинает формироваться моральное сознание, происходит начало становления жизненной позиции. Но для окончательного её определения подросток пока не обладает необходимым гражданским опытом, грамотной ориентацией в социальных отношениях. У подростков имеются для этого все основные предпосылки: их возраст определяет построение жизненных планов, формирует предпосылки выбора профессиональной деятельности. При этом самосознание становится одним из важнейших факторов развития их личности[2, с. 89].
Глава II. Реализация патриотического воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе
2.1. Специфика патриотического воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе
Во все времена проблемой патриотизма интересовались философы, педагоги, психологи, социологи, которые всегда уделяли этому вопросу значительное внимание. Патриотизм появился с возникновением и формированием исторической жизни народа и остается проводником человека на протяжении всей его истории, изменяясь вместе с ней и развиваясь. С развитием общества, с изменением условий существования человечества менялось и содержание патриотизма.
Главная цель патриотического воспитания современного подростка – воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенным багажом знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и местных сообществ. Патриотическое воспитание также направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности представляет собой совокупность готовности и способностей, которые позволяют ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь спектр гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них фундаментальных ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
2.2. Технологии патриотического воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе
Важным принципом в организации воспитательной работы любого направления является позитивное влияние на личность ученика. Этот принцип является частью общих принципов воспитательной деятельности. В современных условиях он дополняется еще одним аспектом: создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия. Раскрытие положительных резервов личности ученика становится возможным только в атмосфере доброжелательности, при тесных эмоциональных контактах между педагогом и детьми, что является важным в патриотическом воспитании, основанном на эмоциональном воздействии на учащихся.
Деятельность в сфере патриотического воспитания подростков должна обеспечивать свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, что является важным средством формирования патриотического воспитания. Учебно-воспитательная деятельность включает каждого подростка в систему культурных ценностей, помогает их освоению, служит целям гармоничного развития личности. Важно сформировать способность участников строить отношения с окружающими их людьми на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Заключение
Патриотическое воспитание является важным компонентом воспитательной работы с учащимися. При этом данная деятельность должна осуществляться не только в рамка школьного обучения. Большое значение в реализации патриотического воспитания имеет деятельность учреждений культуры.
В настоящее время особую актуальность приобретает разработка концептуальных и научно-методических подходов формирования патриотического сознания и поведения подрастающего поколения, разработка путей, средств, технологий патриотического воспитания. В последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение исследований по различным аспектам патриотического воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Дисс. докт. псих. наук. Новосибирск: НГПУ, 1999.-434 с.
3. Артамонова, Е.И. Развитие духовной культуры учителя: теория и методика. М.: Наука, 2000 - 180 с.
4. Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности. Минск: Наука и техника, 1985.- 187 с.
5. Бакланова Т.И. Разработка и концептуальное обоснование государственной программы «Народная художественная культура и этнокультурное образование» как актуальная научно-практическая задача // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы:материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. –20-29 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
11. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
12. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
13. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. –Ростов-на-Дону, 2008. –68 с.
14. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. —М.: Институт русской цивилизации, 2011. –1216 с.
15. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. –Шадринск: ШГПИ, 2004. –83 с.
16. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
17. Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / сост., подг. текста, вступ. ст. Д. Н. Бакуна. —М.: Рос. фонд культуры, 2006. —336 с
18. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. –Минск: Народная асвета, 1991. –112 с.
19. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ РАН. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 2-е изд., доп., М.: Азбуковник, 2003. –900 с.
21. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
22. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
23. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
24. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. –М.: Мол. гвардия, 2008. –550 с.
25. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.: Учпедгиз, 1950. –668 с
26. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи / И.Ф. Харламов. –Минск: ИВЦ Минфина, 1972. –559 с.
27. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
28. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
29. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 – 119.
30. Шмаков С.А. Игры учащихся –феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. –М., 1994. –66 с.