Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что необходимость изучения социально-культурной сферы возрастает с каждым днем.
В современном мире и принятым условиям модернизации, организации повседневной жизни горожан возникает большая потребность в формирование досуга и социокультурного пространства общества, региона, города. Такое высокое развитие социокультурных сообществ, направлено на организацию не только досуга общества и общественных институтов, но и на само воспроизводство социума и всего базиса общественной и государственной жизни.
Мозаичность, поликультурность, многонациональность российских регионов требует все наибольшего интереса к культуре с учетом разнообразных конфигураций местных культурных пространств.
1. Управление социально-культурной сферой
1.1. Значение управления социально-культурной сферой
Управление социально-культурной сферой – это направление внутренней политики Российского государства и соответствующая ему деятельность органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, имеющих своей целью создание благоприятных условий социально-культурной среды для всестороннего развития личности и удовлетворения культурных потребностей населения конкретной территории и государства в целом, реализуемые за счет методов стратегического и программно-целевого управления.
Конституционные гарантии демократического устройства государства и общества, обеспечения всестороннего развития личности ставят перед государством задачу не только обеспечения экономического благополучия личности, но и создания необходимой социально-культурной среды для ее всестороннего развития. Управление социально-культурной сферой позволяет не только удовлетворить культурные потребности населения, но и решить задачи государственной и общественной важности, поскольку только через формирование необходимых социально-культурных условий происходит реализация интеллектуального потенциала населения, развитие духовной жизни общества .
1.2. Сущность социально-культурной сферы как объекта управления
Социально-культурная сфера представляет собой подсистему общественного устройства, где формируются и сохраняются культурные традиции конкретного общества, организуется их передача от поколения к поколению и прогрессивное развитие духовного и культурного характера на конкретном этапе исторического развития. Здесь необходимо отметить, что социально-культурная сфера как часть общественной системы – это незакрытая структура, находящаяся в состоянии интенсивного обмена с иными областями общественной жизни политикой, экономикой и пр. Социально-культурная сфера претерпевает влияние как внешних, так и внутренних факторов .
Потому процесс управления социально-культурной сферой не может ограничиваться целенаправленным воздействием на социально-культурные общественные отношения. Напротив, эффективное развитие социально-культурной сферы требует активных мер в области экономики и политической жизни. Иными словами, социально-культурная сфера зависит от экономического благосостояния, политической стабильности и обеспечения демократических прав и гарантий участия населения в управлении публичными делами.
2. Государственное управление социально-культурной сферой: состояние и перспективы развития
2.1. Государственное управление культурной сферой
Государственное управление культурной сферой – это деятельность органов государственного управления по реализации государственной культурной политики на федеральном и региональном уровне, осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны культурного наследия. Государственные органы, ответственные за управление культурной сферой Функции государства по управлению культурной сферой возложены на Министерство культуры России, а также подведомственные ему службы надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия, архивное агентство.
Министерство культуры России – это федеральный исполнительный орган, призванный вырабатывать государственную политику в области культуры, историко-культурного наследия, искусства, архивного отдела, кинематографии, авторских и смежных прав, а также осуществлять нормативно-правовое регулирование указанных сфер, управление государственным имуществом в этой сфере и оказание государственных услуг .
Полномочия Министерства культуры России в сфере управления культурой включают в себя: внесение проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, призванных осуществлять регулирование культурной сферы, на рассмотрение Правительства России, российского Президента; самостоятельное принятие нормативно-правовых актов, призванных осуществлять регулирование культурной сферы, в пределах установленных законодательством полномочий; размещение заказов на товары, услуги, работы, научно-исследовательские работы для целей государственного управления культурной сферой и обеспечения нужд министерства; осуществление полномочий собственника в отношении государственной собственности, используемый культурной сферой; согласование кандидатур на должности руководителей региональных органов управления сферой культуры; согласование структуры органов государственного управления в сфере культуры регионального уровня; подготовка и внесение в российское Правительство предложения относительно изъятия у органов государственного управления регионального уровня делегированных им полномочий по управлению сферой культуры; организация сохранения культурного наследия, создание библиотечных систем библиотечно-информационных систем; осуществление ведения государственного свода объектов культурного наследия, реализации имущественных и неимущественных прав в отношении музейных ценностей, распоряжение имуществом, имеющим культурную ценность, и так далее .
2.2. Экономические и социальные последствия COVID-19 в социально-культурной сфере
Для оценки влияния последствий коронавирусной инфекции (COVID-19) в сфере культуры и особенностей функционирования учреждений культуры в условиях пандемии использовались методы статистического анализа доступных на данный момент показателей 2020 года в сравнении с 2019 годом и результаты качественного исследования. Целью качественного исследования было выявление спектра мнений и оценок руководителей учреждений культуры разных видов, расположенных как в столичных, так и малых городах и в сельской местности из всех федеральных округов, о влиянии пандемии на их деятельность.
Подход к формированию репрезентативности выборки для качественного исследования основывался на рекомендациях С.А. Белановского «Глубокое интервью и фокус-группы» (2018), где обосновывается, что для выявления спектра мнений достаточно опросить 90 респондентов при уровне доверия 99%, т.е. для выявления достоверного результата с вероятностью 99%. Опираясь на эту оценку, в исследование в качестве экспертов было включено 90 руководителей учреждений культуры разных видов: музеев, театров, концертных организаций, библиотек и клубно-досуговых учреждений.
Для корректности выборки качественного исследования, чтобы избежать «исчезновения» тех или иных значимых точек зрения, были соблюдены следующие пропорции: охвачены учреждения культуры всех федеральных округов, а каждом округе представлено не менее 5 руководителей разных субъектов РФ; представлены мнения руководителей региональных и муниципальных учреждений культуры всех видов, а также федеральных учреждений культуры; включены руководители казенных, бюджетных и автономных учреждений. Отметим, что влияние фактора «тип учреждения» выявить в данном исследовании не удалось, в отличие от характера основной деятельности учреждений: театральной, концертной, музейной, библиотечной или клубно-досуговой. В структуре респондентов представлены руководители 5 основных видов учреждений, хотя сегменты по численности не равны, что допускается для качественного исследования. Программа качественного исследования была сосредоточена на трех ключевых фокусах:
1. оценка влияния COVID-19 на финансирование сферы культуры и экономическое положение учреждений культуры;
2. новые формы и форматы работы учреждений культуры разных типов в период пандемии;
3. оценка перспектив развития учреждений культуры с учетом полученного опыта. В связи с угрозой распространения COVID-19 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в I квартале 2020 г. в субъектах РФ был введен режим повышенной готовности .
2.3. Совершенствование государственного управления сферой культуры в Российской Федерации
Государственного управления сферой культуры в Российской Федерации на современном этапе обусловлена тем, что в настоящее время перед Россией стоит задача в максимально короткий срок возвести культуру в ранг национальных приоритетов, признав ее одним из основных факторов роста качества жизни общества, осознавая ее влияние на интеллектуальный и моральный уровень населения.
Мы считаем, что нужно обратить свое внимание, прежде всего, на такие проблемы:
охрана и защита объектов культурного и исторического наследия Российской Федерации;
кадровый потенциал в данной сфере;
адаптация культуры в периферии.
Прежде всего, нужно пояснить, по какой причине названные проблемы привлекли особое внимание. Так, между определением культурной политики государства проведем параллель и напомним о том, что страна в своей деятельности руководствуется следующими принципами – сохранить культуру, развить культуру, распространить культуру – «совокупность норм и принципов, которыми Российская Федерация руководствуется в собственной деятельности по сохранению культуры, ее развитию и ее распространению …» (рис. 2).
Для сохранения культуры государства требуется охрана и защита объектов культурного и исторического наследия, для того, чтобы ее развить – крайне необходим человеческий фактор, иными словами, те люди, которые на высоком профессиональном уровне будут осуществлять продвижение российской культуры, а в тех целях, чтобы ее распространить – нужно будет адаптировать к центральным показателям слабую культуру периферии.
Подчеркнем, что в программах поддержки русской культуры дается многократное описание необходимости обеспечения российским гражданам равного доступа к художественному и культурному образованию; услугам и благам культуры, обеспечение доступности и качества услуг в этой сфере. Однако, если не сохранить, прежде всего, все объекты культурного наследия, всё это утратит свой смысл.
Заключение
На сегодняшний день культура является важным фактором, в обеспечении духовного развития, содействуя также достижении прогрессивного экономического роста, социальной стабильности, национальной безопасности, развития институтов гражданского общества. В статье рассматриваются важные вопросы развития культурной политики в Российской Федерации. С целью поиска наиболее оптимальных путей совершенствования государственного управления культурой автор рассматривает само понятие культуры и его роли в жизни человека и общества в целом.
На сегодняшний день в сознании большинства людей понятие «культура» в значительной степени ассоциируется с многочисленными произведениями литературного жанра, искусством, театрами и музеями. Говоря иначе, он ассоциируется со всем тем, что находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации. Понятие «культура» в современной обыденной жизни формирует одобрительное принятие обществом к различным сферам культурной деятельности. В частности вызвано это тем, что само слово «культура» уже на подсознательном уровне ассоциируется с чем-то приравненным к идеальному, одухотворенному и наполненному высокой человеческой моралью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) // Российская газета. – 1992. - № 248.
2. Исаева, Т.З. Проблемы региональной культуры: поиск путей решения / Т.З. Исаева // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2019. – № 6. – С. 117-122.
3. Лимонов, Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
4. Мигунова, М.Г. Проблемы развития региональной культуры в культурологическом аспекте / М.Г. Мигунова // Kant. – 2019. – № 1. – С. 102-104.
5. Назаренко, Н.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Н. Ю. Назаренко. – М.: Приор, 2018. – 160 с.
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2018. – 556 с.
7. Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2019. – 155 с.
8. Перцик, Е.Н. Территориальное планирование. Учебник / Е.Н. Перцик. – М.: Юрайт, 2020. – 390 с.
9. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник / Р.А. Попов. – М.: Инфра-М, 2019. – 288 с.
10. Рукина, И. М. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / И. М. Рукина, А. Ю. Анфимова. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2019. – 250 с.
11. Сенникова, И.Л. Проблемы развития государственной культурной политики в регионах России / И.Л. Сенникова // В сборнике: Трансформация социальных отношений в региональном социуме. VI Сухаревские чтения материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2020. – С. 497-501.
12. Скульмовская, Л.Г. Особенности развития региональной культуры в мировом социальном пространстве в условиях глобализации / Л.Г. Скульмовская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 12-1. – С. 79-84.
13. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление. Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2019. – 416 с.
14. Фетисова, Л.Е. Актуальные проблемы истории региональной культуры в диалоге исторической науки и культурологии / Л.Е. Фетисова // Россия и АТР. – 2018. – № 3. – С. 170-180.
15. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2020. – 224 с.
16. https://culture.gov.ru – Официальный сайт Министерства культуры
Российской Федерации (Минкультуры России).