Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Музыкально-игровая деятельность доступна всем детям.
Привлечение детей к музыкально-игровой деятельности, а не только к восприятию музыки, очень полезно для их общего художественного развития, отвечает естественным потребностям и возможностям детей.
Во время музыкальной игры формируется художественная культура детей, их способность оценивать явления действительности, воспитывается эстетический вкус, обогащается мироощущение: развиваются ассоциативное воображение, сенсорная, эмоциональная, интеллектуальная сферы детей, их творческие способности, дают детям возможность создавать красоту самостоятельно.
Музыкальная игра является формой творчества. Это неисчерпаемый источник впечатлений, мыслей, эмоций, действий, вопросов, способов решения различных проблем. Благодаря музыкальной игре у педагогов и родителей возникают неограниченные возможности в создании условий для проявления творческих сил ребенка, а потому музыкальная игра никогда не превратится в игрушку с исчерпанным потенциалом.
Даже при наличии установленных правил, норм, определенной регламентированности игровых действий каждая музыкальная игра предоставляет детям возможность быть творцами, в частности эстетических ценностей, получать удовольствие от собственных духовных сил, создавать новую эстетическую реальность, частью которой являются они сами.
Таким образом обеспечивается единство самопознания (исследование собственного духовного мира через музыку), самовыражения (реализация этико-эстетических идеалов) и самоутверждения (заявление через искусство о себе как о личности, о богатстве своих чувств и силе творческой энергии) детей.
Музыкальная игра позволяет детям чувствовать мир сердцем, познавать его умом. Музыкальная игра может быть формой организации обучения, методом приобретения и закрепления знаний, средством воспитания морально-волевых качеств.
Одна из основных задач воспитания детей раннего возраста - развитие творческой личности ребенка.
Музыкальное воспитание занимает особое место в развитии детей, потому что музыка, песня является самым доступным видом искусства. Главное в музыкальном воспитании - дать малышам радость, яркие художественные впечатления, побудить их к активности, прививать любовь, интерес к музыке.
Степень изученности темы исследования. Основы педагогического сопровождения детей в музыкально-игровой деятельности исследовали такие авторы: Э.Б. Абдуллин, Е.Н. Бажукова, Е.Р. Ильина, Т.Д. Красова, В.В. Крюкова, Л.В. Куклина, О.П. Радынова, Г.П. Сергеева, Р.Н. Слонимская, Н.В. Спирина, Т.И. Суворова, Е.Е. Тараева, Т.Э. Тютюнникова, Ф. Шеппард и др.
Объект исследования: музыкальное воспитание.
Предмет исследования: музыкально-игровая деятельность.
Цель исследования: изучить особенности педагогического сопровождения детей раннего возраста в музыкально-игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть содержание музыкального воспитания детей раннего возраста;
- определить особенности влияние музыки на развитие ребенка;
- проанализировать музыкально-дидактические игры и их значение в развитии музыкальных способностей дошкольников;
- привести рекомендации по подбору музыкального материала;
- рассмотреть музыкальные игры для детей раннего возраста.
В процессе научного исследования использовалась совокупность методов: обобщения и научной абстракции, системно-структурного подхода и факторного анализа.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Объем работы: 33 страницы печатного текста.
Список использованной литературы содержит 18 источников.
1 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1 Содержание музыкального воспитания детей раннего возраста
Воспитание художественного вкуса - непременное условие гармоничного развития человека, что невозможно без элементарных знаний и понимания искусства . Часто родители задают себе вопрос: «с какого возраста надо начинать музыкальное воспитание ребенка?», ответ один: «С колыбели». А и в самом деле, когда мать колышет ребенка, она всегда напевает колыбельную или свою любимую песню. Слушая ее, малыш успокаивается, приобретает состояние психологического равновесия. И это, возможно, рождает первые ощущения прекрасного у маленького человека.
Трудно переоценить значение музыки в воспитании благородных черт. Скажем, замечательная песня о Родине вызывает у ребенка чувство искренней любви к родному краю, песня о дружбе - стремление быть отзывчивым, хорошим товарищем. А как любят мальчики и девочки песню про маму! И это потому, что музыкальное произведение, если оно хорошее, помогает передать, их любовь к самому родному человеку. Поэтому музыкальное воспитание надо начинать с раннего возраста.
В музыкальном воспитании много значит народная песня, от нее мы узнаем о мыслях и чаяниях, истории того или иного народа. Привить любовь к своим народным песням означает вызвать интерес и к творчеству других народов. В концертах, по радио, на телевидении очень часто звучат малохудожественные произведения. Чрезмерное внимание к эстрадно-развлекательной музыке низкого уровня, по нашему мнению, наносит большой вред, особенно детям, которые стремятся подражать взрослым, а еще не в состоянии отделить хорошее от плохого. Считаем своим долгом препятствовать пагубному влиянию низкопробного развлекательного искусства, знакомя детей с прекрасными народными произведениями, классикой, доступной дошкольникам. Соответственно необходимо проводить работу и с родителями.
Некоторые некритично используют модные ритмы и движения, совершенно неестественные и чуждые детской психологии. Конечно, это не значит, что все новое и современное нужно отклонять. Искусство постоянно обогащается; новыми музыкальными произведениями, ритмами, движениями! Открывает все более широкие горизонты в мир прекрасного. Но привлекать детей к современной музыке и ритму следует особенно осторожно, быть для этого подготовленным: иметь высокую культуру, художественный вкус, незаурядные способности и умения.
Предмет методика музыкального воспитания является частью дошкольной педагогики, вместе с тем, это самостоятельная наука (предмет), изучающая закономерности музыкального воспитания обучения, развития детей дошкольного возраста и базируется на основных воспитательных и дидактических принципах педагогики . Как самостоятельный учебный предмет музыки имеет свои специфические принципы, методы и методические приемы, с помощью которых и на основе которых осуществляется музыкальное воспитание, обучение и развитие.
Музыкальное воспитание в детском саду предполагает ознакомление детей с доступными для их восприятия основными видами музыкальной деятельности и определенными музыкальными произведениями.
Объем необходимых знаний, умений и навыков, которые дети должны усвоить, определен действующими программами.
Музыкальное воспитание, обучение и развитие детей в дошкольных учебных заведениях осуществляют музыкальный руководящий, воспитатель, а также методист и заведующий. Так, как воспитатель больше всего времени проводит с детьми и, зная лучше всего каждого ребенка, имеет возможность включать музыку в их повседневную жизнь. Именно воспитатель должен хорошо знать действующую программу по музыке, ее содержание, задания, по просьбе детей или по своей инициативе уметь спеть песню, провести музыкальную игру, показать определенные танцевальные движения, применять музыку в процессе других занятий, помогать музыкальному руководителю в проведении музыкальных занятий праздников и развлечений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с.
2. Бажукова Е.Н. «Современные информационные технологии» / Е.Н. Бажукова // Научно-методический журнал «Музыка в школе». – 2014. – №6. – С.4
3. Бубнова О.Б. Использование коммуникативных танцев в музыкально-ритмической деятельности младших школьников / О.Б. Бубнова // Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – М.: Баласс, – 2019. – № 1. – С.2
4. Вопросы музыкальной теории и педагогики: [Сб. ст.] / Гос. муз. – ин-т им. Гнесиных, Горьк. муз. консерватория им. М.И. Глинки; [ред. В.М. Цендровский и др.]. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. – 215 с.
5. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких / И.А. Выродова. – М.: Школьная Пресса, 2007. – 160 с.
6. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. пособие / Е.Р. Ильина. – М.: Акад. проект: Альма Матер, 2018. – 415 с.
7. Красова Т.Д. Педагогические условия музыкального развития старших дошкольников в игровой деятельности / Т.Д. Красова, Л.Н. Мартынова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. – С.6
8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 280 c.
9. Куклина Л.В. Моделирование личностно-ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы: дисс. … канд. пед. наук: спец. 13.00.01 / Л.В. Куклина. – Ульяновск, 2017. – 220 с.
10. Педагогические технологии // Под общ. ред. B.C. Кукушина. – М. Ростов-н/Д., 2004. – 336 с.
11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 2016. – 183 с.
12. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / Г.П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2015. – 176 с.
13. Слонимская Р.Н. Технологии обучения в музыкальном образовании / Р.Н. Слонимская // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1. – С. 309–312.
14. Спирина Н.В. Сущность и структура музыкально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Н.В. Спирина // Научно-методическая работа. СПО. – 2018. – №7. – С.48-49
15. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей / Т.И. Суворова. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.
16. Тараева Е.Е. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Интерактивное тестирование / Е.Е. Тараева. – М.: СВП, 2018. – 128 с.
17. Тютюнникова Т.Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри / Т.Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2016. – №6. – С.3–4.
18. Шеппард Ф. Развивающая музыка. Руководство для родителей / Ф. Шеппард. – Минск: Попурри, 2019. – 416 с.