Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена непреходящей ценностью природы. Человек является неотъемлемой ее частью. Именно по этой причине существовала и будет существовать извечный вопрос взаимодействия этих двух систем. Уже в период античности выдающиеся философы рассуждали о возможности воспитания природой, о необходимости жить в гармонии с окружающей средой, о сохранении животного и растительного мира. Разумеется, в тот период никто не поднимал проблему экологической культуры. Прежде всего, потому, что понятие вводится в активный речевой оборот только в XX веке: рост промышленного производства привел к ухудшению состояния окружающей среды. Данные обстоятельства обусловили необходимость поиска компромисса между удовлетворением растущих потребностей людей и возможностями экосистем. Следствием отсутствия согласованного подхода к решению проблемы стала стремительная деградация среды обитания человека и вероятность его исчезновения как вида, что наглядно продемонстрировано на примере шедевров научной фантастики и мирового кинематографа. Вполне очевидно, что вопросы природопользования должны быть осмыслены всесторонне.
Следует отметить, что в Российской Федерации разработан закон «Об охране окружающей среды». В указанном документе есть глава 13, посвященная основам формирования экологической культуры. К числу компонентов отнесены: экологическое образование, экологическое просвещение, подготовка специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Первый и второй компоненты находят отражение в образовательных программах. Начало систематической работы, направленной на формирование экологической культуры, относится к периоду дошкольного детства, когда ребенок получает представления гармоничном взаимодействии человека и природы. В дальнейшем знания обогащаются в младшем звене школы. Проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения нашли отражение в работах Т.А. Бабаковой, О.М. Барковской, М.А. Кривошеевой, А.Н. Петина, Л.П. Салеевой, Л.М. Хафизовой, В.С. Шиловой и др. В разработку основ формирования экологической культуры также внесли существенный вклад А.А. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.М. Миркин, И.А. Рыков, А.П. Сидельковский, Л.П. Симонова, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и др. Ими определены цели экологического воспитания в начальной школе, рассмотрены доступные для детей младшего школьного возраста формы природоохранной работы.
Объект исследования – процесс формирования у младших школьников экологической культуры.
Предмет исследования – процесс формирования у младших школьников экологической культуры средствами природных материалов на уроках окружающего мира.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность процесса формирования у младших школьников экологической культуры средствами природных материалов на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) обозначить дидактический потенциал предмета «Окружающий мир»;
2) выявить уровень сформированности экологической культуры младших школьников;
3) описать опыт формирования у младших школьников экологической культуры средствами природных материалов на уроках окружающего мира, обобщить результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (тестирование, формирующий педагогический эксперимент).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст определяется в границах от 6 – 7 до 10 – 11 лет, что соответствует периоду обучения в начальных классах. Данный этап является наиболее ответственным, потому что за четыре года ребенок приобретает важные социальные качества, позволяющие ему осуществлять продуктивное взаимодействие со сверстниками и людьми более старшими. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируются основные компетенции, на основе которых осуществляется учение. Родители, школьные учителя, педагоги системы дополнительного образования стараются максимально обеспечить разносторонне развитие учащихся 1-х – 4-х классов, что объясняется «высокой сенситивностью этого возрастного периода» [6, с. 14]. Говоря иначе, подготовленностью всех психических процессов. Как отмечается в книге А.А. Реан [13], посвященной характеристике всех стадий взросления человека, с физиологической точки зрения, младший школьный возраст – это период интенсивного роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое.
На этой стадии развития происходит структурное изменение головного мозга. В результате перестройки в системе межполушарных отношений наблюдается доминирование функций левого, что создает условия для формирования и функционирования вербально-логического способа переработки информации, произвольной регуляции высшей психической деятельности, осознанностей психических функций и состояний. Таким образом, мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Однако при проведении систематической работы, направленной на регуляцию психических процессов, оно становится более подконтрольным. Об этом говорится в публикации М.К. Апетян, представившей в рамках своей статьи возрастную характеристику детей 7 – 11 лет. Она пишет о том, что одним из новообразований возраста становится произвольной внимание: это «фактор который имеет значение не только для хорошей учебы, но и для будущей жизни. Между успеваемостью и уровнем развития произвольного внимания ребенка наблюдается достаточно тесная связь. Однако развитое произвольное внимание не может гарантировать школьнику, что он преуспеет в учебе, которая становится его ведущей деятельностью, так как среди слабоуспевающих учеников встречаются и достаточно внимательные ребята» [1, с. 243].
Восприятие учащихся начальных классов определяется особенностями самого предмета, поэтому дети осознают то, что наиболее выпукло (ярко) выделяется на фоне других предметов, хотя и несущественно. Восприятие учащихся 1-х – 2-х классов характеризуется тем, что школьники часто путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства. Возможности памяти детей 7-ми – 11 лет очень велики, считает автор книги по психологии младшего школьника. Вместе с тем учащиеся не умеют распорядиться ею. Впрочем, дети могут безошибочно запомнить яркий конкретный материал. Как и на этапе дошкольного детства, воображение младших школьников образное. Благодаря этому ребенок может осуществлять те виды деятельности, которые основаны на включение элементов творчества.
Совершенствуется и речевое развитие: быстро пополняется словарный запас. Это происходит за счет освоения информации из разных научных областей, на что указано в публикации Д.С. Елисеевой: «все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебно-познавательной компетентности» [5, с. 20].
Для младшего школьника обучение наполняется не только особой социальной значимостью, но и опосредованностью отношений со взрослыми: он перенимает образцы поведения, демонстрируемые учителями, родителями, окружающими людьми, следует правилам, общим для всех, совершенствует навык взаимодействия с людьми разных возрастов. Отношение учащихся начальных классов к самим себе положительное, потому что ребенок, занимающийся учебой, выполняет социально одобряемый вид деятельности, что поощряется и в школе, и в семье. Дети, обучающиеся в младшем звене школы, отличаются известной податливостью, внушаемостью, доверчивостью, склонностью к подражанию.
Чем младше ребенок, пришедший в начальный класс (например, когда на момент поступления ему не исполнилось и 7-ми лет), тем большую старательность он проявляет в получении положительных оценок, на что его настраивали еще в детском саду. Ориентирующиеся на эту установку, многие школьники сознательно пытаются добиться хороших оценок, что дает им возможность заслужить авторитет у товарищей. Но по мере взросления начинают осознавать, что помимо старательности, должны обладать и другими социальными качествами. Это происходит приблизительно во втором – третьем классе. Так, в публикации М.Е. Сачковой [15], охарактеризовавшей особенности развития коммуникативной сферы учащихся, говорится о том, что если педагог делает особый акцент на личностных качествах, то для младших школьников особую ценность будут иметь такие черты, как дружелюбие, готовность помочь, отзывчивость.
И напротив, непричастность к общей к группе сверстников, непостоянство в дружбе, плохая учеба и дисциплина, плаксивость вызывают неприятие. Сходные выводы делает и другой автор статьи, И.Н. Минькова, также посвятившая свою публикацию особенностям межличностных отношений младших школьников. По ее наблюдениям, для детей важно