Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственные заимствования осуществляются с помощью выпуска государственных облигаций, которые, в свою очередь, являются прибыльным вложением свободных средств. В силу своей специфики они выгодно отличаются повышенной надежностью, так как выдаются государством в лице его уполномоченных органов, рентабельностью и ликвидностью, то есть возможностью свободного доступа к официальному рынку ценных бумаг. Важнейшим источником развития экономики и преодоления инвестиционного кризиса России должно стать формирование рынка ценных бумаг, реальной целью которого является не только покрытие дефицита бюджета, перераспределение имущества и получение спекулятивной прибыли, но и стимулирование инвестиций в различные отрасли экономики.
1. Теоретические аспекты государственных займов в Российской Федерации
1.1 Экономическое содержание и сущность государственных займов РФ
С социально-экономическим развитием общества неуклонно возрастает масштаб государственных функций, реализация которых вынуждает государство перераспределять все большую долю ВВП. При отсутствии налоговых поступлений и формировании дефицита бюджета государственные органы используют кредитный механизм. Она становится особенно актуальной в самые сложные периоды: подготовка и ведение войн, восстановление экономики, проведение дорогостоящих социально-экономических проектов на национальном или региональном уровне. Так рождаются государственная кредитная политика, которая охватывает принципы защиты и реализации интересов органов государственной власти в процессе формирования и использования ссудного фонда и кредитных право как совокупность государственных нормативных актов, регулирующих кредитные отношения между государством и различными экономическими субъектами. Особая социально-экономическая роль государства и институциональный характер его деятельности накладывают определенный отпечаток на понятие государственного займа.
Государственный займ – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и хозяйственными субъектами по формированию и использованию кредитного фонда. Основными функциями государственного займа являются: перераспределение, регулирование и контроль .
Функция государственного займа проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости, организаций и физических лиц на принципах восстановления, срочности, оплаты, и т. д. При этом, в конечном счете, государство может выступать финансовым посредником передела одних субъектов (в основном лиц) в пользу других (государств или организаций). Можно выделить и другие проявления распределительной функции, в частности, государственный займ позволяет более равномерное распределение ответственности за финансовые решения между нынешним и будущим поколениями; выплата доходов государственным кредиторам обеспечивается в основном бюджетными средствами, то есть за счет всех налогоплательщиков и т.д.
1.2 Виды и классификация государственных займов РФ
Государственные займы можно классифицировать по целому ряду признаков, в том числе: эмитентам, технологии эмиссии, валюте, срокам погашения, форме выплаты дохода, видам кредиторов, способу обращения, форме выпуска, способу погашения и др. Различаются следующие виды государственных займов:
1) по эмитентам:
- федеральные - займы, осуществляемые от имени Российской Федерации, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации;
- субфедеральные - займы, осуществляемые от имени субъекта РФ, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;
- муниципальные - займы, осуществляемые от имени муниципального образования, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования;
2) по технологии эмиссии:
- облигационные - займы, которые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций;
- безоблигационные - займы, оформляемые подписанием кредитных соглашений и договоров;
3) по валюте займа:
- внутренние - займы, осуществляемые в валюте РФ;
- внешние - займы, осуществляемые в иностранной валюте;
4) по срокам погашения:
- краткосрочные - займы со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные - займы со сроком погашения от 1 до 5 лет;
- долгосрочные - займы со сроком погашения свыше 5 лет;
5) по форме выплаты дохода:
- процентные - займы, доход по которым начисляется в виде процентов к номиналу и выплачивается один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов;
- выигрышные - займы, по которым доход выплачивается на основе результатов тиражей выигрышей;
- дисконтные займы - займы, которые продаются со скидкой с номиналом, а погашаются по номиналу;
6) по видам кредиторов:
- займы, размещаемые среди юридических лиц;
- займы, размещаемые среди физических лиц;
- универсальные займы (распространяются как среди юридических, так и среди физических лиц);
7) по способу обращения на рынке:
- рыночные - займы, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, т.е. могут перепродаваться инвесторами;
- нерыночные - займы, которые не подлежат обращению на рынке, т.е. не могут свободно перепродаваться;
8) по форме выпуска (по материальному носителю):
- займы в документарной форме;
- займы в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);
9) по способу погашения задолженности:
- займы, погашаемые единовременно;
- займы, погашаемые частями.
2. Анализ государственных займов как инструмента привлечения инвестиций в российскую экономику
В настоящее время для развития экономики требуется высокая инвестиционная активность, достигаемая за счет роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и более эффективного их использования в приоритетных сферах материального и социального производства. Инвестиции формируют производственные мощности на новой научно-технической основе и определяют конкурентное положение стран на мировых рынках. Кроме того, они предопределяют будущее страны в целом, а также индивидуального хозяйственного субъекта и являются движущей силой в развитии экономики, вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие страны. Государственные займы - один из инструментов привлечения инвестиций в российскую экономику. Согласно законодательству Российской Федерации, инвестирование - это «деньги, ценные бумаги и другие активы, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную ценность, вклады - в объекты предпринимательства и (или) иные виды деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта».
Согласно действующему законодательству, инвестиционная деятельность на территории России может финансироваться за счет:
собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора;
заемных финансовых средств инвестора;
привлеченных финансовых средств инвестора;
денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
иностранных инвестиций .
Под государственным займом понимаются денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика. Различают два вида государственных займов:
внешние государственные займы – это кредиты и займы, рассчитываемые в валюте, отличной от национальной.
внутренние государственные займы РФ – это кредиты и займы, рассчитываемые в национальной валюте РФ.
Важным экономическим результатом 2019 года стало сокращение внешнего долга РФ. По данным ЦБ, совокупный внешний долг России на 1 января 2020 года составил 518,418 млрд. долларов, что на 13,5% меньше, чем на 1 января 2019 года (599,901 млрд. долларов). За 2020 год эта сумма существенно не изменилась. На 1 января 2021 года размер внешнего государственного долга РФ составил 518,661 млрд долларов. В целом общий объем внешних долгов России за последний год сократился на 81,483 миллиарда долларов. Но их общая сумма по-прежнему впечатляет. Государственный долг России на 1 сентября 2020 года составил 7 трлн 345,051 млрд рублей. В том числе: капитал в гособлигациях - 5 трлн. 826,738 млрд рублей, госгарантия в валюте РФ-1 трлн. 518,312 млрд рублей.
3. Основные мероприятия и роль государственных займов в привлечении инвестиций в российскую экономику
3.1. Роль государственных займов в финансировании текущих и инвестиционных процессов экономики
Существует три способа возможного использования государственных займов:
1. Финансовое размещение, когда финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики осуществляется за счет кредитования. Этот метод является наиболее распространенным для развивающихся стран, но он практически не используется в развитых странах из-за тяжелых обязательств, налагаемых на обслуживание этого вида кредитов.
2. Использование бюджета, в котором собранные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, включая обслуживание внешнего долга. Этот способ использования задействованных ресурсов-менее эффективный, чем существующие - используется в основном в странах, экономика которых не хорошо справляется с предыдущими платежами обязательства.
3. Смешанное бюджетное и финансовое размещение, при котором кредиты используются как для финансирования текущих потребностей бюджета, так и для развития экономики в целом . Такой метод принят в странах с рыночной экономикой, где средства, полученные государством благодаря кредитам государственного долга, идут не только на текущие нужды, но и заложены в долгосрочную программу использования, и не только на национальном, но и на европейском уровне.
Финансирование поступлений государственных и местных бюджетов за счет привлечения иностранных средств из портфеля инвесторов в выданные компетентными органами долговые ценные бумаги очень широко используется в странах способом решения бюджетных проблем. Его немаловажное преимущество заключается в том, что такое бюджетное финансирование не является инфляционным-это особенно важно для тех государств, которые, как и Россия, наряду с бюджетным финансированием нуждаются в жесткой денежно-кредитной политике.
Существует две традиционных методики привлечения инвестиций в государственные ценные бумаги:
- привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигации ипотечные кредиты, как правило, номинированных в национальной валюте;
- размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для иностранных инвесторов, на внешних финансовых рынках. Такие облигации, входящие в состав внешнего государственного долга, обычно номинируются в одной из основных мировых валют.
3.2. Пути совершенствования системы управления государственным долгом в Российской Федерации посредством государственных займов
В современном мире одной из важнейших функций верховенства закона является обеспечение достойного уровня жизни для всех своих граждан. Рыночную экономику невозможно представить без государственных займов, наличие которых свидетельствует о развитии экономики страны. Вот почему возникает потребность в их рациональном использовании и оперативном управлении. В современном мире большинство стран, осуществляя свои политические и социально-экономические обязанности, сталкиваются с таким понятием, как «государственный долг».
При этом степень этой задолженности у каждого своя: некоторые страны больше кредитора, чем заемщик, а кто-то находится в большой зависимости от кредитора. Практически все страны мира связаны друг с другом, и эти связи часто называются зависимостями. Каждая страна стремится сохранить свою автономию, но бывают ситуации, когда необходима экономическая поддержка одной из сторон . Если государству нужно привлекать средства из иностранного бюджета, конечно, это приводит к формированию внешнего государственного долга.
В Бюджетном кодексе понятие "государственный долг Российской Федерации", безусловно, представляет собой совокупность всех долговых обязательств физических и юридических лиц, а также иностранных государств, международных организаций и других субъектов международного права. В национальной валюте или эквиваленте в любой другой валюте сумма государственного долга выражается и указывается в процентах от ВВП. Есть внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долг - обязательство в рублях для резидентов, а внешний государственный долг-обязательство для нерезидентов. Они выражаются в иностранной валюте.
Государственный долг приводит к положительным и отрицательным последствиям. Положительное влияние государственного долга заключается в том, что оно в значительной степени-не инфляционный источник финансирования дефицита бюджета всех уровней. С привлечением государственных кредитов осуществляется формирование государственных финансовых ресурсов, но это не приводит к увеличению совокупного спроса, меняет его структуру.
Заключение
Крупномасштабное привлечение отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долгосрочные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества. Кроме того, приток иностранных и отечественных инвестиций имеет жизненно важное значение для достижения среднесрочных целей-выхода из современного социально-экономического кризиса.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и довольно щекотливая задача-привлечение в страну иностранного капитала и, не лишая его собственных стимулов, направлять его с помощью мер экономического регулирования для достижения государственных целей.