Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена совокупностью следующих факторов. Во-первых, значимым условием для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, для его последующее успешного обучения в школе выступает умение общаться с взрослыми и со своими сверстниками. Взрослые в этом случае выступают в качестве хранителей опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать данный опыт можно в большей мере при помощи речи.
Немаловажным является и тот факт, что ФГОС ДО прописывает, что старший дошкольник обязательно должен хорошо владеть связной речью, то есть через речевое высказывание выражать мысли, чувства и желания, успешно строить необходимые речевые высказывания в ситуации общения, уметь в словах выделять звуки, а в предложениях – логическое ударение.
Во-вторых, для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игровая. Поэтому именно через игру дошкольник получает всестороннее развитие.
В-третьих, сюжетно-ролевые игры обладают существенным потенциалом для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Все обозначенные выше факторы делают рассмотрение темы «Развитие связной речи в процессе организации сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста» актуальным.
Целью данной работы является многоаспектное выявление возможностей сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация обозначенной цели осуществляется через выполнение следующих задач:
- изучить связную речь в качестве основы коммуникации:
- проследить процесс развития связной речи в старшем дошкольном возрасте;
- рассмотреть специфику сюжетно-ролевых игр и их значение для развитие связной речи;
- разработать программу практического исследования;
- диагностическим путем выявить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников;
- сформировать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие у старших дошкольников связной речи.
Объектом исследования является процесс и специфика развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – возможности сюжетно-ролевой игры для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Базой исследования стал МБОУ детский сад комбинированного типа № 463. В выборку вошли воспитанники старшей возрастной группы в количестве 24 человек.
Методы исследования. Теоретические методы: метод анализа и синтеза, метод сравнения, метод логической группировки выявленной информации. Практические методы: педагогический эксперимент, диагностическая методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной; пересказ дошкольниками текста (по методики Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова); методика составления рассказа по серии сюжетных картинок (по методики Е.Г. Корицкой и Т.А. Шимкович); методика окончания рассказа по данному им началу с опорой на картинку – кульминацию (по методике С.А. Мироновой).
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли следующие исследователи М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, И.О. Болотова, В.К. Воробьева, Л.С. Выготский, А.М. Гвоздев, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, К.В. Ильинова, Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова, Н.А. Короткова, Н.В. Краснокуева, Р.И. Лалаева, М.И. Лисина, Г.М. Лямина, Т.А. Матросова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Рубинштейн, Н.В. Серебрякова, Ф.А. Сохин, Н.А. Стародубова, Б.И. Яшина и другие, которые рассмотрели тот или иной аспект развития связной речи дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, а также списка литературы и одно приложение.
Глава 1.Теоретические основы развития связной речи старших дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр
1.1 Связная речь как основа коммуникации
Родной язык в качестве значимого коммуникативного феномена играет весьма важную роль в формировании личности ребенка. При этом наиболее актуальными проблемами развития речи в дошкольном возрасте занимались такие исследователем, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева и ряда других.
Рассматривая понятие «речь» в рамках психолого-педагогического подхода, и определяя ее роль для развития ребенка, укажем, что в этом случае давались разные определения.
Так, например, С.Л. Рубинштейн указывал, что под речью необходимо понимать деятельность общения – то есть выражения, воздействия, а также сообщения с помощью языка. С его точки зрения речь – это особая форма существования сознания (то есть мыслей, чувств) для другого, которая служит средством общения с ним, а также форма обобщенного отражения действительности либо же это форма осуществления мышления. Речь, слово выступают в качестве специфического единства смыслового и чувственного и содержания [26, c. 353].
В свою очередь Р.С. Немов, рассматривая определение речи, считал, что речь – это особая система применения человеком звуковых сигналов, а также применения письменных знаков и символов для непосредственного представления, переработки, а также хранения и передачи информации [22, c. 313].
В литературе встречаются самые разные аспекты развития речи. Так, например, С позиции физиологических основ развития речи находит свое раскрытие в учение И.П. Павлова относительно двух сигнальных систем высшей нервной деятельности человека, где акцент делается на объяснении механизма непосредственного формирования речи. Речевая деятельность в качестве физиологического явление обеспечивается разными, весьма сложными физиологическими механизмами, которые напрямую зависят от содержания разных речевых явлений (к примеру, это понимание слов, называние предметов, а также фразовая речь и т.д.) [27, c. 49]. В процессе восприятия и процессе воспроизведения речи происходит, в первую очередь, бессознательный либо же сознательный выбор слов, где в качестве основы выступает их значения. Также с позиции физиологии слово воспринимается как особый сигнал, замещающий собой определенные сигналы, а именно: восприятия и представления, ощущения, а язык в целом выступает как некая вторая сигнальная система
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.М. Алексеева Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 312 с.
3. Болотова, И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И.О. Болотова // Молодой ученый. – 2016. – №7.6. – С. 35-38.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. – 158 с.
5. Выготский, Л.С. Детская речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение,1996. – 420 с.
6. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.М. Гвоздев. – М.: Изд-во «Академия», 1991. – 211 с.
7. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. – 2014. – № 1. – С. 44 – 45.
8. Гомзяк, О.С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе [Текст] / О.С. Гомзяк. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2014. – 268 с.
9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., 2015. – 374 с.
10. Ильинова, К.В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка [Текст] / К.В. Ильинова, О.Ю. Логинова, С. В. Мещерякова, И. Ю. Кулько // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 487-489.
11. Исаева, О.В. Влияние сюжетно ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников [Текст] / О.В. Исаева, М.А. Кужим // Проблемы современного педагогического образования. 2018. – № 2. - С. 86-89.
12. Князева, М.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми с ОНР [Электронный ресурс] / М.Ю. Князева. – Режим доступа: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/stati/146921-statja-sjuzhetno-rolevaja-igra-kak-sredstvo-r.html.- (дата обращения: 03.03.2021).
13. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы [Текст] / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 2016. – 121с.
14. Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко. – М.: Развитие, 2012. – 123 с.
15. Краснокуева, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] Н.В. Краснокуева. – Ростов н Д., 2016. – 136 с.
16. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2016. – 322 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., СПб., 2013. – 288 с.
18. Лисина, М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / М.И. Лисина. – М., 1995. – 322 с.
19. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – С. 154 – 159.
20. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.А. Матросова. – М.: Сфера, 2016. – 288 с.
21. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] / С.А. Миронова. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0132/1_0132-2.shtml. (дата обращения: 03.03.2021).
22. Немов, Р.С. Психология. В 3кн. Кн. 2. Психология образования [Текст]: учеб. для вузов / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 608 с.
23. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития [Текст] / Н.В. Новотворцева. – М.: Росмэн, 2017. – 192 с.
24. Панина, А.В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвистических исследованиях [Текст] / А.В. Панина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3. – C. 29 – 33.
25. Протодьяконова, Н.В. Использование сюжетно-ролевых игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Н.В. Протодьяконова, Н.Н. Иванова // Концепт. – 2016. – Т. 30. – С. 91-96.
26. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. –720 с.
27. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А. Сохин. – М.: Просвещение, 1994. – 296 с.
28. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. – М.: «Академия», 2008. – 322 с.
29. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.
30. Харитонова, Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей [Электронный ресурс] / Е.А. Харитонова. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-frazovoi-rechi-v-protsesse-syuzhetno-rolevoi-igry-u-detei-s-obshchim-nedorazvitiem. (дата обращения: 02.03.2021).
31. Шитова, Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / Т.П. Шитова //Ребенок в детском саду. – 2004. – №6. – С. 14-17.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2014 - 368 с.