Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач дошкольного образования, так как развитие связной речи является необходимой предпосылкой к успешному обучению в школе [26]. Наряду с этим в Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности [2].
В соответствии с этим в ФГОС ДО среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «... речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы как предпосылки обучения грамоте» [1].
Проблема формирования грамматического строя речи младших дошкольников с использованием речевых заданий и упражнений дошкольников является актуальной и значимой в современном мире. Это свидетельствует о том, что связная речь детей позволяет им свободно общаться с окружающими людьми и включится в активный процесс социальной коммуникации.
Особенности развития навыков грамматически правильной речи детей рассматривались в работах Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, А.М. Леушиной и др. Проблемы формирования связной речи у дошкольников изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др.
Проблеме изучения развития навыков грамматически правильной речи детей посвящены исследования В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, С.В. Коноваленко, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Л.В. Градусова, Н.И. Левшина отмечают, что развитие навыков грамматически правильной речи сопряжено с развитием диалогической и монологической речи.
Как отмечает Н.А. Стародубова, развитие всех сторон речи, в том числе и навыков грамматически правильной речи , происходит не только в самостоятельной деятельности детей и в процессе свободной игровой деятельности, но и в ходе непосредственной образовательной деятельности речевого развития, которая в соответствии с ФГОС ДО проходит всегда в игровой форме [26].
Объект исследования – процесс формирования грамматического строя речи младших дошкольников.
Предмет исследования – использование речевых заданий и упражнений для формирования грамматического строя речи младших дошкольников.
Цель исследования – теоретическое обоснование проблемы формирования грамматического строя речи младших дошкольников с использованием речевых заданий и упражнений дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие грамматической речи и её роль в значение для развития ребёнка.
2) Выделить особенности развития грамматически речи в дошкольном детстве.
3) Провести опытно – экспериментальную работу по формированию грамматического строя речи младших дошкольников с использованием речевых заданий и упражнений.
4) Предложить комплекс речевых заданий и упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи у младших дошкольников.
Методы исследования:
1) теоретические – изучение научной литературы по теме исследования, материалов из опыта работы, сравнительный ретроспективный анализ первоисточников;
2) эмпирические:
3) обследование детей с помощью специальных диагностических методик.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи младших дошкольников
1.1. Понятие грамматической речи и её роль в значение для развития ребёнка
В лингвистики грамматика - строение слова и предложения, присущее данному языку [8],формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему[7].
По словам К.Д.Ушинского , грамматика является логикой языка. Она помогает мысли приобретать материальную оболочку. С помощью грамматики речь становится организованной, ее понимают окружающие[66, с.23].
Грамматика речи состоит из нескольких компонентов: морфологии и синтаксиса. В свою очередь морфология включает в себя словообразование и словоизменение. Морфология изучает структуру слова и грамматические значения в пределах слова и аспекты создания, функционирования и строения производных и сложных слов. Синтаксис выражается в сочетаемости и порядке следования слов, общих свойств предложения)[115].
Грамматическое значение- это части речи, общие и частные значения (у имени - род, число, падеж; у глагола - вид, залог, время, лицо, наклонение).
В слове грамматика рассматривает возможности его синтаксической сочетаемости (интенция слова, его валентность) и тенденцию вбирать в себя семантические и грамматические характеристики своего лексико-грамматического окружения.
В. В. Виноградов называл грамматический строй речи «организующим центром языка». Он отмечал, что благодаря грамматике человечество имеет возможность накапливать общественный опыт и передавать его, посредством системного формулирования своих мыслей [1].
Уровнями (разделами) грамматического компонента являются морфология и синтаксис, а также словообразование.
Морфология – раздел, изучающий формы слова, в котором раскрывается одна из грамматических составляющих – словоизменение. Данная составляющая предполагает изменение слов (склонение) по категориям рода, числа, падежа и времени.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, как составляющие не только грамматического компонента, но и связного строя речи.
Словообразование – раздел, включающий изучение структуры слова, а также законов образования новых слов, среди которых выделяют: морфологический (новые слова создаются на базе существующих основ и словообразовательных аффиксов), к нему относятся фонетико-морфологический способ (без аффиксов, но при наличии фонетических изменений путем смещения или чередования ударения); способ аффиксации (суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный, постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный); безаффиксный способ; способ аббревиации (сложение сокращенных частей слов). К неморфологическим способам словообразования относят морфолого-синтаксический (переход слов одной части речи в другую); лексико-семантический способ (расщепление слова на два и более омонима); лексико-синтаксический (сращение сочетаний различных слов).
Таким образом, порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс, в котором выделяются последовательные этапы его развертывания: мотивации, внутреннего программирования, лексико-грамматического оформления и сенсомоторной реализации.
В модели речевого высказывания особое место принадлежит грамматической организации речи. Процесс грамматического структурирования состоит из определения грамматической конструкции; нахождения места элемента в синтаксической структуре и наделение его грамматическими характеристиками, выполнение роли, определяемой грамматической формой первого или ключевого слова, в словосочетании или предложении [2].
Лексические единицы, как указывал В. П. Глухов, обладают как содержательными грамматическими признаками (число и т.д.), так и формально-грамматическими признаками, указывающими на возможность синтаксической связи данной лингвистической единицы с другими [3].
Таким образом, выбор структурных языковых единиц, необходимых для формирования высказывания и для организованного протекания мышления, становится главнейшим условием успешного формулирования мысли с последующим превращением ее в развернутое высказывание. В обычных условиях вероятные потенциальные вербальные связи фильтруются автоматически, при недостаточном речевом опыте и аномальном развитии возникают столкновения с рядом препятствий, и обнаруживаются значительные затруднения.
Естественно, что кодирование и декодирование простых грамматических структур происходит значительно легче, чем построение и понимание речевых высказываний, содержащих сложные семантико-синтаксические связи. Понимание фразы предполагает одновременный учет значения всех ее составляющих: слов и их последовательности, грамматического оформления и структуры высказывания, что невозможно без операций анализа и синтеза [6].
Речевую единицу, составные компоненты которой организованы в соответствии с законами грамматического структурирования и логики, а также представляют собой единое целое, В. П. Глухов определяет как связную речь. На этом уровне реализуется замысел высказывания, осуществляется взаимодействие языка и мышления Грамматические и логические связи между предложениями обусловливают связность речевого сообщения [3].
Развернутая грамматически правильная речь создается и строится по детальным синтаксическим правилам, допускающим перефразировку.
Различные нарушения строения структурных единиц (слов, предложений, текстов), проявляющиеся в ходе речевой деятельности обусловливаются разнообразными расстройствами органического или функционального характера и определяются в логопедии как аграмматизмы [7].
Отклонения в усвоении грамматического строя языка могут проявляться в разных речевых формах: устной и письменной, экспрессивной и импрессивной, могут касаться
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Н.Г. Формирование произносительных умений и навыков в процессе коррекции отдельных звуков у детей дошкольного возраста/ Н.Г. Андреева //Логопедия - 2016. - № 3. - 129-141с.
2. Арсеньева М.В. Изучение произносительной стороны речи у дошкольников с использованием произведений детской художественной литературы / Арсеньева М.В., Баряева Л.Б. // Вестн. Том.гос. пед. ун-та. - 2014. - № 1. - С. 100-104
3. Баранова В.В. Методы и содержание развития связной речи детей в изобразительной деятельности // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - № 5. - С. 81-85
4. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. - М.: ВЛАДОС, 2013. 223 с.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2013. с 42
6. Ванюхина Г.А. Анализ качества правильного звукопроизношения дошкольников с речевыми системными нарушениями // Логопедия. - 2015. - № 7. - C. 26-27.
7. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С.-Петербург, 2015. с. 332
8. Глухов В. П. Формирование правильного звукопроизношения у детей с общим речевым недоразвитием в процессе онтогенеза // Коррекционно-развивающая направленность воспитания и обучения детей с нарушениями речи. - М., 2015. с 55
9. Галкина И.А. Индивидуальные подходы в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. - 2014. - № 2 (13). - С. 72-73.
10. Груздева М.В. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста // Царскосельские чтения : материалы XIX междунар. науч. конф. - СПб., 2015. - С. 31-35
11. Гурова И.В. Технология обучения детей дошкольного возраста правильному произношению отдельных звуков [р] и [л]// Самарский научный вестник - 2013. - № 4. - С. 63-65
12. Ефименкова Л. Н. Развитие речи у детей в онтогенезе. - М., 2014.
13. Жинкин Н.И. Механизмы развития речи у детей 5-7 лет. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1983, 252 с.
14. Корнев А.Н. Нарушения произношения у детей: Учебнометодическое пособие. - СПб.: МиМ, 2015, 411 с.
15. Киселёва О.И., Кривоногова О.А. Реализация адаптивной образовательной деятельности по формированию речевого творчества старших дошкольников с учетом особенностей их развития // Самара. - 2015. - № 1. С. 80-86;
16. Колесникова Е.П. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста / Колесникова Е.П., Сергеева М.А. // Педагогика и психология: проблемы и методика практика применения. - 2017. - № 37. - С. 99-104
17. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2001. - 128с.
18. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность [Текст] / А.Н. Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. - М.: Просвещение. - 1997. - 405 с.
19. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 157с.
20. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новотворцева - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
21. Миронова С.А. Развитие речи на логопедических занятия. Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. - 208с.
22. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. -118с.
23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - 3е изд., стер. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
24. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368с.
25. Сергеева Е.Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе // Логопедия сегодня. - 2015. - № 2. - 52-64с.
26. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н. Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - №3. - С.59-69.
27. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб-метод. пособие для воспитателей дотттк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 288с.