Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменения, происходящие в современном обществе показывают необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача - развитие творческого воображения подрастающего поколения.
Творческое воображение является сложным психологическим процессом, под которым понимается самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности, в ходе которой получаются оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Изобразительная деятельность в детском саду позволяет эффективно развивать творческое воображение. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на занятиях лепкой развитее творческого воображения имеет свои особенности, так как лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет в процессе лепки воспринимается ребенком со всех сторон и благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ.
Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В процессе лепки дошкольники усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной творческой деятельности быстрее, чем в других видах изобразительной деятельности, так как поделки не ограничены форматом листа как в рисовании или аппликации. Благодаря этому у дошкольников происходит интенсивное развитие творческого воображения.
Изучением творческого воображения дошкольников занимались исследователи: Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др. они считают что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творческий.
По мнению педагогов и психологов Т.М. Бондаренко, А.А. Грибовской, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Е.А. Коссаковской, В.Б. Косминской и др. обучение лепке позволяет успешно развивать творческое воображение дошкольников. На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего изображения, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Изображать задуманные предметы и явления в лепке дети могут лишь при условии овладения техникой лепки и развитию творческого воображения.
Цель исследования: Теоретически изучить особенности обучения лепки у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования технических умений и навыков на занятиях лепкой.
Предмет исследования: Особенности технических умений и навыков лепке у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить историю возникновения лепки, как вида изобразительного искусства;
2) Изучить особенности лепки в детском саду;
3) Рассмотреть методику обучения лепки детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Глава 1. Теоретический анализ значимости работы с детьми по лепке
1.1. Особенности лепки в детском саду
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, начинается в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка, а творческое развитие – важнейший компонент любой деятельности человека. Одной из главных задач ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала [1].
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. В процессе рисования и лепки развивается эстетическое восприятие, на этой основе формируются образные представления и развивается образное мышление [2]; а также формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, креативность, которые являются основными компонентами творческой деятельности.
Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений.
И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.» [15]. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок передает форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Дети учатся таким приемам лепки, как откручивание, ощипывание, разрезание и надрезание стекой, раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, вдавливание, прижимание, примазывание, защипывание, сглаживание.
Являясь видом изобразительного творчества, лепка использует богатые и разнообразные техники, доступные даже маленьким детям. Кроме этого, занятия лепкой позволяют развивать мелкую моторику рук детей, что напрямую способствует развитию их интеллектуальных способностей. Кроме этого, занятия лепкой позволяет ребенку развивать воображение, пространственное мышление и моделирование за счет создания пластических рельефных объектов. Кроме всего прочего, лепка представляет наиболее осязаемый вид художественного творчества, т.к. в процессе лепки ребенок не только наблюдает, но и ощущает выполненную им поделку, развивая трехмерное воображение.
При этом, при выполнении поделки ребенок использует только свои руки, используя один и тот же материал для изготовления различных поделок. Поэтому, для развития творческих способностей посредством лепки необходим опытный воспитатель, обеспечивающий необходимую помощь в творческой работе дошкольника [8,с.47].
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Е.А. Коссаковская приводит высказывание скульптора И.Я. Гинцбурга, который говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о каком - либо предмете. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки» [4, с.35].
Под лепкой понимается одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала - глины, пластилина, соленого теста, отмечает М. Архипенко [1].
Говоря о лепке в детском саду, Т.С. Комарова имеет в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином [2].
По мнению В.Б. Косминской [15], лепка - это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающего их мира, создают простейшую скульптуру. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску новых решений развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления вылепленного предмета.
Т.С. Комарова выделяет следующие виды лепки [1]:
1. Декоративная лепка направлена на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек.
2. Предметная лепка направлена на формирование у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику.
3. Сюжетная лепка направлена на создание различных образов, связанных с общим содержанием.
В программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, конкретно указаны задачи обучения лепке на каждом возрастном этапе дошкольного детства [4].
1.2. Организация и методика занятий
Для того, чтобы понять суть процессов, необходимо в первую очередь разобрать, что же понимается под педагогическими терминами «метод» и «прием».
Под методом принято понимать целую систему различных техник работы, которую использует педагог в процессе взаимодействия с учениками. Более того, метод включает в себя приемы, поэтому можно считать, что это более обширное понятие, которое выполняет больший круг задач. Таким образом, метод представляет собой некую выверенную последовательность приемов, которые воспитатель или учитель применяет для достижения тех или иных задач.
В связи с этим стоит отметить и значительное разнообразие приемов, которые могут быть использованы педагогом, некоторые из них:
Игровые;
Практические;
Наглядные;
Словесные;
Исследовательские;
Поисковый.
Метод и, соответственно, прием обучения выбирается в зависимости от возрастной категории, преследуемых целей и особенностей физического или умственного развития обучающихся. Также при разработке технологий обучения педагоги обращают внимание и на то, что детям младшей возрастной группы бывает сложно долго концентрировать свое внимание на определенном занятии. Поэтому они включают в занятие различные игровые моменты, которые с одной стороны прививают полезные навыки, а с другой – дают возможно переключить внимание ребенка.Методы и приемы обучения
Ранее уже упоминалась взаимосвязь возраста ребенка и способов его обучения, поэтому имеет смысл более подробно остановиться на детях дошкольного возраста. Это связано с несколькими причинами, главная из которых заключается в том, что дошкольное образование является фундаментом, на него и наслаиваются академические знания, получаемые в школе. И поэтому от правильного подхода педагога зависит, насколько этот фундамент будет прочным.
Ключевой особенностью обучение детей дошкольного возраста можно считать ограниченность их ресурсов. К примеру, они еще не умеют писать и читать. И это исключает возможность обращения к учебникам или данным из Интернета, также у них нет возможности записать мысли и наблюдения по интересующему вопросу.
Поэтому чаще всего педагоги дошкольных образовательных учреждений обращаются к наглядным и игровым формам обучения ребенка. Фактически они отрабатывают на практике необходимые в дальнейшем навыки: определение различных геометрических фигур, порядковый счет. Сами же занятия занимают достаточно небольшой промежуток времени, около 20 минут. А опытный педагог к тому же построит учебный процесс таким образом, чтобы время от времени менять вид деятельности детей, переключать их внимание[6].
Самый яркий и показательный пример эффективности использования практических приемов обучения – это различные творческие дисциплины. Ведь именно этот вид деятельности подразумевают выработку и последующее закрепление определенного навыка или умения.Методы и приемы обучения детей
Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности
Для того, чтобы научить ребенка рисовать, педагоги обращаются к наглядным методам обучения. Так, они сначала демонстрируют различные произведения живописи (чаще всего это репродукции известных картин), давая ребенку возможность увидеть различные техники передачи изображения на бумагу.
Вторым шагом будет работа с «натурой», то есть с объектом, который детям предстоит изобразить. Педагог просит внимательно рассмотреть предмет, назвать его отличительные черты и особенности. Важно понимать, что для первого занятия будет использоваться самый простой вариант, например, красный мяч. И поэтому дети будут называть самые явные признаки – форму, размер, цвет. А уже в последующих уроках задача будет усложняться, то есть сам объект будет становиться сложнее.
Кроме того, многие педагоги не останавливаются на простой демонстрации. Они сначала самостоятельно выполняют рисунок, объясняя свои действия и их значение, а после повторно работают, но уже вместе с группой.
Лепка в силу своей специфики выступает результативным средством познания объемно-пространственных форм действительности – одного из ключевых факторов в общем развитии учащегося. Для развития школьников значимость лепки также велика, как и для иных общеобразовательных предметов. В раннем возрасте она часто является более активным развивающим началом, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов создает возможность для познания школьниками объектов в реальной полноте их формы. В первую очередь для плоской резьбы надо подбирать подходящие рисунки; хотя количество мотивов может быть большое, нельзя выбирать особо сложные. Так, например, если будет задуман орнамент, то он должен быть собран из полосок, спутанных между собой, но именно так, чтобы каждую деталь можно было увидеть в отдельности; нельзя допустить, чтобы полоски спутывались между собою в хаосе. Если решите, что это будет ветка растения, то листики обязательно должны находиться по соседству, а не перекрывать друг на друга.
Т.С. Комарова выделяет следующие общие задачи обучения дошкольников лепке [12]:
- содействовать формированию у детей интереса к лепке;
- знакомить их со свойствами материалов; - учить правильно пользоваться глиной и пластилином;
- помочь овладеть техническими приемами лепки (отрывание, вдавливание, скатывание (получаем шар), раскатывание (цилиндр), скатывание и сплющивание (диск), оттягивание, прищипывание, сглаживание, умение пользоваться стекой;
Обучить различным способам лепки: - конструктивный (предмет создается из отдельных частей, работу начинают с основной, более крупной, мелкие детали лепят в последнюю очередь.)
- пластический (лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины); Наметив основную форму, например, животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, хвост, конечности.
- комбинированный (включает в себя оба вышеназванных способа) для лепки посуды используются способы: ленточный, жгутиковый, гончарный, каркасный;
- рельефный (контррельеф - углубленный рельеф; барельеф и горельеф - выпуклый рельеф).
По мнению Н.П. Сакулиной [3] ведущими методами обучения лепке являются: - игровой метод,
- рассматривание предмета для лепки с выделением его формы, составных частей, величины; - показ воспитателем способа изображения, - обыгрывание получившегося изделия, - анализ работы
Лепка в детском саду начиная с ясельной группы: виды, приёмы, методические вопросы Лепка в детском саду является одним из важнейших и увлекательнейших занятий. Начинать работать с пластилином можно уже с детками младшей группы. Маленькие пальчики под руководством опытного воспитателя научаться мять пластилин, затем отщипывать от него кусочки и, используя разные техники и приемы, скатывать из пластилина шарики, колбаски и многое-многое другое.