Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное образование направленно на формирование и развитие универсальных учебных действий личности в обучающем процессе. С 2015 года в соответствии с «Письмом о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» обязательный образовательно-воспитательный процесс включает в себя не только урочные, но и внеурочные занятия. Федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют внеурочную деятельность как продолжение занятий с обучающимися, но уже вне урока, на всех ступенях общего образования. Авторами, проводившие исследования в рамках внеурочной деятельности, являются Барышников Е.Н., Воронов В.В., Григорьев Д.В., Степанов Е.Н., Степанов П.В.
Государственным языком и средством межнационального общения является русский язык. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира [8, с. 8].
В настоящий момент времени проблема формирования навыков речевой деятельности определяется задачами образования и государственными требованиями к уровню подготовки обучающихся, которые обозначены в программе для общеобразовательных учреждений, требованиях федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС). В соответствии с этими требованиями важным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи обучающихся.
В обозначенных выше документах отмечено, что успехи в изучении русского языка, начиная с начала обучения в школе, определяют результаты учения по всем школьным предметам, создают предпосылки для активного и осознанного участия в общественной жизни, обеспечивают необходимыми в жизни навыками речевого поведения и культурой речевого развития [49, с. 12]. Поэтому работу по развитию устной и письменной связной речи обучающихся начальных классов важно проводить системно и организованно.
Для успешного развития связной устной и письменной речи обучающихся педагогам необходимо создать оптимальные условия, так как развитие речи ребенка – это процесс, требующий постоянного педагогического руководства [7, с. 18].
В методике обучения связной речи определено много упражнений как устного, так и письменного характера.
Одним из видов упражнений в результате, которого активно и целенаправленно обогащается и совершенствуется язык школьников, является внеурочная деятельность. Образовательные и воспитательные задачи, которым оно отвечает, сложны и многообразны. Несмотря на то, что в научной и методической литературе уделяется большое внимание изучению вопроса об использовании разных видов упражнений во внеурочной деятельности при организации работы по развитию связной речи, трудности при проведении данного вида работы по-прежнему остаются. Исходя из вышесказанного, целью данной работы является разработка, теоретическое обоснование и апробация комплекса упражнений, нацеленного на развитие умений связной письменной речи школьников во внеурочной деятельности по русскому языку.
Объектом исследования: процесс овладения работы с текстом на уроках русского языка в средней школе во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методы и приемы внеурочной работы русскому языку, способствующие развитию умений на уроках русского языка в средней школе.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1) разработать и провести диагностическое исследование с целью определения уровня сформированности умений связной речи обучающихся и уровня их развития внеурочной работы;
2) разработать и апробировать комплекс упражнений, направленный на развития связной речи школьников во внеурочной работы по русскому языку;
3) предложить эффективность предложенного комплекса заданий по методике внеурочной работы по русскому языку.
Методы исследования: Теоретические методы исследования: обобщенный анализ изученной литературы.
Эмпирические методы исследования: наблюдение; анализ и синтез методики организации внеурочной работы
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты организации внеурочной работы по русскому языку
1.1.Внеурочная работа и ее содержательные характеристики
Современное образование ориентируется на личность и ее развитие, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя требования «к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» [13], обеспечивает: «формирование готовности к саморазвити; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [13].
Анализ педагогической литературы показывает, что для реализации качественного образования в высшей мере нужны разнообразные виды и формы обучения, которые могут быть осуществлены через внеклассную, внешкольную и внеурочную деятельность. При этом в образовательных стандартах закреплена важная роль внеурочной деятельности, а именно «основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность» [13].
В соответствии с Письмом от 14 декабря 2015 года Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи внеурочная работа стала обязательной деятельностью и является продолжением образовательного процесса [24]. В свою очередь, «образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ» [14] – на основе пункта 13 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, должна происходить и в работе на уроке, и в процессе внеурочной деятельности.
Урочная и внеурочная деятельности должны образовывать единую систему, а так же придание ей статуса обязательной во всех классах образовательного учреждения подчеркивает ее значимость в современном образовании [32, с. 110]. При этом можно исследовать специфику внеурочной деятельности, функции, документы, регламентирующие этот вид деятельности, что собой представляет обучение вне урока. Исследуя эти характеристики, обратим внимание на такое понятие как «внеурочная деятельность».
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, как деятельность организуемая «по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы» [13].
Наиболее полно раскрывает понятие «внеурочной деятельности» Е.Н. Барышников:
• «внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы;
• направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС;
• способствующий проявлению активности обучающихся;
• реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока» [3, с. 11].
Важность внедрения внеурочной деятельности в процесс обучения устанавливается требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов [13], где зафиксированы результаты обучения на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Результаты обучения достигаются посредством образовательной программы. Согласно Письму министерства образования и науки [25], внеурочная деятельность может реализовываться через учебно-тематический план образовательного учреждения, а также через деятельность, организуемую другими педагогическими лицами (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с их должностными обязанностями [27].
Реализация программы по внеурочной деятельности должна соответствовать всем требованиям, заявленным в Постановлении об утверждении СанПин [2]. В этот перечень входят «Требования к зданию» (пункт IV), в котором проводятся внеурочные занятия. А так же «Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности» (пункт X), в котором говорится об объеме нагрузки часов в неделю, которые могут быть реализованы как во время учебных будней, так и в течение каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни[2].
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют общее количество часов внеурочной работы на каждом из уровней (начальном, основном, среднем) общего образования [24]. Количество часов на уровне основного общего образования составляет до 1750 часов.
Выше перечисленные нормативные документы регламентируют организацию внеурочной работы, а также закрепляют за работниками, осуществляющими этот вид образовательной деятельности, права и обязанности.
Основу обучения составляют результаты обучения – универсальные учебные действия, которыми обучающиеся овладевают по средством освоения основной образовательной программы, а так же воспитание обучающихся в образовательном учреждении в соответствии с «портретом выпускника основной школы». В связи с этим определим основные функции современной внеурочной деятельности, как деятельности в рамках образовательной программы.
Функции внеурочной деятельности:
1. Укладо-образующая функция (направлена на ценностно-смысловое устройство норм, правил, традиций в рамках школьной жизни).
2. Компенсаторная функция (направлена на устранение недостатков в учебном процессе, а также предоставление возможности реализации потенциала обучающихся).
3. Функция дополнительного образования (направлена на возможность овладения обучающимися
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность. – 2013. – № 25-1. – С. 68–72.
2. Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.
3. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966
4. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
5. Голуб И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто. –М, 2010.
6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.
7. Ефимова, Т. Ю. Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы) // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 687–690.
8. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.
9. Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности [Текст] / А.В. Кисляков, К.С. Задорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – № 2. – С. 99–104.
10. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника [Текст] / И. В. Колесникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 2. – С. 177–185.
11. Лингевич, О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. – 2016. – № 9-2. – С. 80–82.
12. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2007.
13. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2011
14. Мартынова, С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №2.1. – С. 19–21.
15. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.
16. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1990
17. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.
18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с.
19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2009 – 1359 c.
20. Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины – авторы-составители М.Ю. Олешков, В. Уваров – Москва, 2006
21. Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. / Е.П. Педчак.–М.: Феникс, 2001.–351с.
22. Писчаскина, М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения/ М.В. Писчаскина // Молодой ученый. – 2016. – №8.5. – С. 37–41.
23. Попова, И.Н. Актуальные аспекты организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 33. – С. 150–153.
24. Попова В.И. Образовательно-развивающая модель взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности школьника. Реализация концепций «Регионоведение» и «Профориентология» : учебное пособие / В. И. Попова ; Мин-во образования и науки Рос. Федерации ; Оренб. гос. пед. ун-т. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. — 136 с.
25. Починок, О. А. Организация внеурочной деятельности школьников / О.А. Починок, Ю.А. Филиппова, А.В. Хайретдинова // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 90–93.
26. Проектирование и реализация программ воспитания и социализации обучающихся в условиях введения ФГОС общего образования : учебно-методическое пособие / сост. А. В. Кисляков, К. С. Задорин. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 108 с.
27. Рожкова, Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности / Е.М. Рожкова // Пермский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 21–26.
28. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1 / В.А. Сухомлинский // М.: Педагогика. – 1979
29. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: Просвещение, 1991.–576с.
30. Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521с.
31. Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.
32. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.– М.: Просвещение, 1984.–224с
33. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2011
34. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.– М.: Прозерпина, 1994.–400с.