Фрагмент для ознакомления
1
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у школьников образовательного интереса при обучении на уроках физики 7
1.1.Особенности организации кабинета физики в современной школе 7
1.2.Школьное оборудование в образовательной среде кабинета физики 11
1.3. Анализ приказа «Об утверждении средств обучения и реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения….» 23
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на все институты жизни и, прежде всего, на образование и культуру. Сегодня налицо противоречие между сложившимися за долгие годы стереотипами мышления и деятельности и новыми условиями жизни общества. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, формирование духовно-нравственной личности, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости использования электронных образовательных ресурсов, различного вида развивающих игр, применения метода проектов, как индивидуальных, так и групповых, деловых дискуссий, и других активных форм проведения занятий, напрвленных на практическое применение полученных знаний и умений. [7].
Для выявления противоречий в педагогической деятельности были проанализированы все компоненты педагогического процесса. Выявлены противоречие как внешнего (социального), так и внутреннего педагогического характера:
• между необходимостью мотивировать всех школьников к обучению и отсутствием у них целенаправленной работы по повышению познавательного интереса. Возникает проблема: как и какими средствами организовать процесс обучения физике, чтобы у школьников формировался познавательный интерес.
Объект исследования: процесс обучения физике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование у школьника познавательного интереса в процессе обучения физике.
Цель исследования: проанализировать приказ «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования в развитии познавательного интереса образовательной среды в процессе обучения физике.
Гипотеза: сформированность у школьников познавательного интереса при изучении физики будет обеспечена, если:
• в процессе обучения будет системно осуществлено комплексное использование натурного эксперимента и технических средств обучения;
• организовать внеурочную деятельность учащихся как работу над проектами.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и научнометодической литературы выявить современное состояние проблемы исследования и определить пути ее решения.
2. Разработать и научно обосновать методику развития познавательного интереса при обучении развитии познавательного интереса образовательной среды в процессе обучения физики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: - теоретические: анализ научно-методической литературы, анализ противоречий в системе теоретического знания, формулирование гипотез, теоретическое обобщение, интерпретация полученных результатов; теоретический анализ приказа
Методологическая основа работы показала, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из главы, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в преподавании физики, педагогики в вузе на практических занятиях в рамках изучения дисциплины.
Глава 1. Теоретические основы формирования у школьников образовательного интереса при обучении на уроках физики
1.1. Особенности организации кабинета физики в современной школе
Кабинет физики – это учебное помещение, которое оснащено наглядным пособием, оборудованием и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, внеклассная и методическая работа по предмету [15].
Основными целями кабинета физики являются создание оптимальных научно-методических, организационных и информационных условий для обучения учащихся [13]:
формирование умений и навыков обращения с приборами и другим оборудованием;
демонстрация применения теоретических знаний на практике;
закрепление и углубление теоретических знаний;
контроль знаний и умений через способность применить на практике или объяснить явление, процесс;
развитие научного мышления через формулирование гипотез, логических выводов и интерпретации результатов экспериментальных работ;
развитие интереса к изучаемому предмету.
Оснащение кабинета физики включает в себя следующие компоненты:
1) учебно-методическое обеспечение (учебники, задачники, пособия, разработки, дидактические средства и др.);
2) средства наглядности (плакаты, макеты, модели);
3) средства для проведения опытов и экспериментов. Последний вид условно можно разделить на две группы:
1. Оборудование для проведения демонстрационного эксперимента.
2. Оборудование для проведения лабораторного практикума.
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать оснащение кабинета физики для проведения лабораторного практикума.
Цели (задачи) лабораторных работ (практикума):
Закрепление первичных знаний;
Развитие и воспитание личности;
Формирование способности самостоятельного поиска информации;
Планирование способов решения поставленных задач;
Научиться применять полученные знания на практике. Лабораторные работы (не зависимо от тематической принадлежности) делятся на следующие типы [7]:
1. Проведение прямых измерений физических величин;
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения);
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений;
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы;
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними); 6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Определим, что должно входить в комплект оборудования для лабораторного практикума [14]:
Общелабораторное оборудование, оказывающее минимальное влияние на практикум (лабораторная мебель);
Мерная посуда, для определения объемов; Измерительное оборудование;
Испытательное оборудование.
Беря за основание содержание лабораторных работ, выделяют следующие их виды:
наблюдение и анализ различных явлений, процессов;
наблюдение и анализ устройства работы оборудования;
исследование качественных и количественных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2005. – 193 с.
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. / Бардин К.В - М.: Просвещение, 2007. - 112с
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Божович Л.И. – СПб.: Питер, 2007. – 400с.
4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; Под ред. и со вступ. ст. Д. И. Фелбдштейна. - М.: Инст-т практ. психологии, 2003.- 352с.
5. Вахтеров В. Свобода учительского творчества // Народный учитель, 1994. - № 1. – С. 5-7. 68
6. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М., Петрова Е. П. Возрастная и педагогическая психология / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., Петрова Е.П. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с..
7. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / Дейкина А. Ю. - М.: МПГУ, 2007. – 475 с.
8. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Просвещение, 2005. – 575 с.
9. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба / Дубровина И.В. - М.: Педагогика, 2007. – 365 с.
10. Дусавицкий А.К. Формула интереса / Дусавицкий А.К. - М.: Педагогика, 2005. – 128 с.
11. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / Дусавицкий, А.Г. – М.: Знание, 2004. – 80 с.
12. Зайцев, В. Н. Практическая дидактика. [Текст] / В. Н. Зайцев - М., 2000. -160 с.
13. Занков Л.В. Дидактика и жизнь / Занков Л.В. - М.: Просвещение, 2005. – 548 с.
14. Занков Л.В.Избранные педагогические труды / Занков Л.В.. – М.: Педагогика, 2007. - 424 с.
15. Зимняя И.А Педагогическая психология / Зимняя И.А. – М.: Логос, 2007. – 480 с.
16.Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В. А. Иванников; Ун - т Рос. акад. образования. - М.: Изд-во УРАО, 2004. - 142 с.
17. Кабанова - Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е. Н. Кабанова - Меллер - М.: Педагогика, 2001. - 164 с
18. Константинов Н.А. / Педагогическая теория Н.К.Крупской, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, «История педагогики» Просвещение, Москва, 1982 г. - 180с.
19. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий / Коротяев Б.И. - М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
20. Куманев А. Раздумья о будущем. Мысли педагога о воспитании молодежи / Куманев А. - М.:ЮНИТИ. – 96 с.
21. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности /Лернер И.Я. - М.: Просвещение, 2007. – 86 с.
22. Лиханов А. Драматическая педагогика / Лиханов А. - М.: Педагогика, 2008. - 320 с.
23. Луначарский А.В. О Воспитании и образовании. / Луначарский А.В.– М.: Просвещение, 2006. – 315 с..
24. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Лысенкова С.Н. - М.: Просвещение, 2005.- 230 с.
25. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / Маркова А.К - М.: Просвещение, 2003. – 355 с.
26.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / Маркова А.. – М.: Просвещение, 2007. – 323 с.
27. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. – 2007. - №2. – С. 7-10
28. Немов, Р.С. Психология / Р. С. Немов - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. -576 с.
29. Огородников И.Т. Основные проблемы и методика изучения эффективности урока по основам наук в школе / Огородников И. Т. - М.: МГПИ, 2005. – 32 с.
30. Орехова Г.А.Эхо военных лет / Орехова Г.А. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
31. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркив В.И. Стимулирование побуждения к учению / Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркив В.И. - М.: Просвещение, 2006. – 255 с.
32. Педагогика [Текст]: учеб. Пособие для вузов / В.А.Сластенин [и др.]. - 4-е изд. - М.: Школьная пресса, 2008. - 512с.
33. Педагогика. Под ред. В.А. Сластёнина и др. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 336 с.
34. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 640 с.
35. Педагогика: учебник [Текст] / Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004. - 232 с
36.Физика 7 класс: Перышкин А.В., Гутник Е.М.. – М.:Дрофа,2009
37. Физика 8 класс: Перышкин А.В., Гутник Е.М.. – М.:Дрофа,2009
38. Физика 9 класс: Перышкин А.В., Гутник Е.М.. – М.:Дрофа,2009
39.Формирование у школьников готовности к самообразованию / Громцева А.К.- М.: Просвещение, 2007.- 193 с.
40. Харламов, И. Ф. Как активизировать учение школьников / И. Ф. Харламов.- Минск: Нар. асвета, 2003. - 208 с.