Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Педагогика и ее история как отрасль научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем контексте развития науки. С самого начала было принято широкое понимание предмета педагогики: не только рассмотрение взглядов на сущность, задачи, содержание и методы обучения («философия образования»), но и практика воспитания, воспитания и обучения. . сам. Это широко связано с различными трактовками основных понятий педагогики - «воспитание» и «образование».
В конце 19 - начале 20 вв. В России историки образования, ранее ограничивавшиеся описанием прошлого, пытались объяснить причины изменений в развитии отношения к образованию и его практике. Это было связано как с развитием самой педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе. Однако основные функции истории педагогики остаются неизменными: это понимание причин возникновения образования как социального явления и закономерностей его развития; Раскрытие многогранной связи цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и обучения с особенностями отдельных исторических периодов.
История образования тесно связана с историей многих других гуманитарных наук, особенно философии, психологии и физиологии. Учет этого помогает правильно понять развитие и трансформацию педагогических идей и различных форм организации обучения и воспитания.
Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, воспитания и обучения подрастающего поколения помогает осознать важность индивидуального стиля работы учителя с учениками, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рекомендаций по рецептам, независимо от того, от кого они исходят.
Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках предсказать будущее с его учетом. В такой сложной среде историко-педагогические знания позволяют мыслящему учителю действовать рационально в современных условиях с учетом будущего.
Судьба XXI века в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все более важную роль в различных областях корпоративного управления, экономики и политики. В российских высших учебных заведениях женщины составляют 55% от общего числа сотрудников. Они доминируют в таких сферах, как бизнес, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% от общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. В настоящее время широко распространено обучение женщин в институтах и университетах. Однако история женского образования в России уходит корнями в прошлое.
Глава 1. Становление женского образования в России
1.1. История женского образования от Киевской Руси до начала 18 века
Первые известия об образовании девочек в Древней Руси относятся к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла женскую школу при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния учила не только монахинь, но и мирянок в основанных ею монастырях. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих учениях говорил, что образование необходимо не только монахам, но и мирянам - «юношам и женщинам». С начала 17 века дочери царя и дочери из дворянских боярских семей в это время получали хорошее домашнее образование. При Петре I в Москве и Санкт-Петербурге появились светские частные школы, в которых могли учиться и девушки. В 1724 году монахиням было приказано обучать сирот обоего пола и учить их читать и писать, а девочек, помимо прядения, шитья и других навыков.
В 1754 г. были открыты первые акушерские школы в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в других городах. В раскольнических зарисовках фигурировали частные школы, в которых учили «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные школы-интернаты, которыми руководили иностранцы. Началом народного просвещения женщин в России считается 1764 год, когда в Санкт-Петербурге было создано Воспитательное общество благородных девиц по проекту И.И. Бецкий.
В то же время было приказано открыть во всех провинциальных городах привилегированные учебные заведения для детей знати. В небольших государственных школах, созданных в соответствии с уставом 1786 года, девочкам разрешалось учиться, однако количество девочек было намного меньше, чем количество мальчиков (в 1800 году в 315 школах было 18 128 мальчиков и только 1787 девочек и 2/3 из них учились в столичной школе). Школьная реформа 1804 г., несмотря на явный либерализм, игнорировала вопрос образования женщин, который продолжал развиваться вне общей системы народного образования.
В 1743 г. были созданы епархиальные школы - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1744 году местным властям было приказано открыть в этих районах специальные женские школы, в которых учились бы не менее 25 девочек соответствующего возраста. Однако в условиях крепостного права в России эти школы не могли привлечь значительное количество учеников. Развитие женского образования в России, особенно в первой половине XIX века, характеризовалось стремлением создать классовую организацию женских школ.
Смольный институт - первая школа закрытого типа в России. Создан по инициативе И.И. Бецкого в 1764 году. В Петербурге у Воскресенского монастыря - Смольных Новодевичьих. Под названием «Воспитательное общество благородных девиц». Дочери дворян от 6 до 18 лет учились в Смольном институте.
Задачи обучения в Смольном институте были изменены после того, как оно было рассмотрено «Комиссией по созданию дворянских училищ в России» в 1783 году, которая установила плохое знание учащимися русского языка и предписала увеличить количество часов. для его изучения и преподаю все предметы на русском языке. При этом выполнение общечеловеческих целей воспитания в институте чисто женское.
1.2. Развитие образования женщин в 18 веке
Развитие женского образования в России продолжается с XVIII века. Он был сформирован на основе законов, регулирующих развитие образования в России того времени. Средняя школа для девочек развивалась по двум основным циклам, каждый со своими особенностями: конец 17 века - начало 18 века. В то время государство и приоритетные направления его политики играли решающую роль в развитии школ для девочек. Влияние государства на формирование женских школ было несомненным и доминирующим. Вторая половина 18 века. Происходит отделение женской школы от влияния государства. Большинство женских учебных заведений приобретают юридическую автономию и становятся независимыми от влияния правительства.
Становление женского образования и обретение им независимости происходит в период правления Екатерины II. Проведены реформы во всех сферах и сферах общественной деятельности, в том числе в системе образования. Новая политика в области образования внесла коррективы в существовавшую ранее систему образования, изменив ее ориентацию на профессиональное развитие и утилитарный характер на общеобразовательную подготовку гражданина общества. Учебное заведение и его деятельность были направлены на формирование нового типа личности и создание третьего сословия. Основным законодательным актом, положившим начало образованию женщин в России, стала доктрина «Всеобщее учреждение образования для обоих полов молодых людей», принятая 12.03.2020 г. 1764 г. Именно этот документ стал основным законодательным актом, повлиявшим на дальнейшее развитие системы образования в России. Он не только подошел к системе образования, но и заложил основу для развития домашней педагогики. Эта доктрина одобрила создание первых средних школ для женщин.
Вся последующая история российского образования строилась на педагогических идеях, изложенных в учении 1764 года. К ним относятся:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бецкой И. И. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного е. в. императрицей Екатериной II. СПб., 1768.
2. Воронов А. С. Материалы для нового положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал Министерства народного просвещения. 1865. Т. 125.
3. Ведомство учреждений императрицы Марии в царствование императора Александра III. 1880—1894. СПб., 1895.
4. 25-летие С. – Петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. 19 апреля 1858—1883: Краткая историческая записка. СПб., 1883.
5. Дополнение к сборнику постановлений и распоряжений по женским гимназиям Министерства народного просвещения за 1870—1905 гг. М., 1908.
6. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803—1864. СПб., 1867.
7. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858—1905 гг. СПб., 1905.
8. Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего устройства народных училищ. СПб., 1862.
9. Замечания иностранных педагогов на проекты уставов учебных заведений Министерства народного просвещения. СПб., 1863.
10. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения (за период 1858—1900 гг.). СПб., 1859—1902.
11. Инструкция начальницам женских учебных заведений. СПб., 1847.
12. Кампе. Отеческие советы моей дочери. СПб., 1890. Ч. 1.
13. Лаурсон А. М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения. Петроград, 1916.
14. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб., 1852.
15. Настольная книга по народному образованию / Сост. Г. Фальброк, В. Чарнолуский. М., 1901.
16. Нормальные табели, учебные планы и программы для женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1905.
17. Обзор деятельности Ведомства народного просвещения за время царствования императора Александра III. СПб., 1901.
18. Об училищах девиц духовного звания. СПб., 1866.
19. Положение о частных учебных заведениях. СПб., 1835.
20. Правила внутреннего распорядка Мариинского женского училища, утвержденного главноуправляющим в 1859 г. // Устав женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1906.
21. Предложения и проекты П. А. Валуева по вопросам внутренней политики (1862—1866) // Исторический архив. 1958. № 1.
22. Программа преподавания всеобщей и русской истории в женских учебных заведениях. СПб., 1853.
23. Программы учебных предметов для женских институтов с объяснительными записками // Женское образование. 1876. № 1.
24. Пятидесятилетие IV отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1828—1878. СПб., 1878.
25. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения / Сост.М. Родевич. СПб., 1884.
26. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1875—1909 гг. В 3 ч. / Сост. Д. Кузьменко. М., 1910.
27. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. В 5 т. СПб., 1865—1875.
28. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 3—7. СПб., 1867—1905.
29. Сборник узаконений об учебных заведениях, не состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения. СПб., 1905. Вып. 1; СПб., 1907. Вып. 2.
30. Свод законов Российской империи: Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений. СПб., 1893. Т. 11. Ч. 1; СПб., 1911, Ч. 2.
31. Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии. В 2 кн. СПб., 1903.
32. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, утвержденный 30 августа 1855 г. СПб., 1885.
33. Устав епархиальных женских училищ. Пенза, 1880.
34. Устав училищ для приходящих девиц Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1862.
35. Учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. Краткий очерк. СПб., 1906.
36. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в женских гимназиях. СПб., 1890.
37. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. Т. 1—2. СПб., 1774.