Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Явление одаренности – одна из нерешенных проблем психологической науки. История развития исследований одаренности в зарубежной и отечественной психологии из дореволюционного периода соответствовала изменениям социальных потребностей общества и динамике развития психологической науки. Эти исследования охватывали всю систему
проблем, которые изучаются и в наши дни: теоретические проблемы психологии одаренности, проблемы диагностики, разработки принципов, методов развития и обучения одаренных, талантливых личностей. Собственно, изучение этого феномена психики человека должно быть направлено на то, чтобы общество научилось бережно относиться к одаренным детям, помогало им приумножить и реализовать творческий потенциал, реализоваться в личностном и общественном уровнях. Такие
попытки, безусловно, можно найти во многих исследованиях.
Под одаренностью понимали: естественную предпосылку способностей; совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; общие способности; высокий уровень развития способностей; интеграцию способностей с целью деятельности; творческие возможности человека; потенциальный талант и тому подобное. Считаем, что такое разнообразие взглядов обусловлено сложностью и многоаспектностью исследуемого явления, а также использованием для раскрытия феномена одаренности таких дефиниций, как «способности», «талант», «гениальность», «творчество».
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы одаренности
1.1 Изучение детской одаренности как психологического феномена
Психологию одаренности как самостоятельную отрасль психологической науки впервые выделил немецкий психолог В. Штерн. «Одаренность, – замечал он, – это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, способность психического приспособления к новым задачам и условиям жизни» [5, 30]. Собственно по признаку приспособления ученый разграничивает понятия «одаренность», «талант» и «гениальность». Характерная особенность таланта заключается, по его мнению, в «ограничении умственных способностей одной отраслью содержания», а суть гениальности «в самодовольном творчестве". Он рассматривал интеллектуальную склонность к выполнению актов мышления как форму проявления одаренности. Наивысшее проявление одаренности, по мнению В. Штерна, в предсказании (то есть прогнозировании, опережении ситуации). В этом случае человек приспосабливается не к существующим, а к возможным или вероятным условиям окружающего мира. Заметим, что использование в контексте анализа одаренности критерия способности личности к приспособлению, прослеживается в последующих, в частности современных, научных позициях.
У истоков проблемы одаренности в отечественной психологической науке около ста лет назад стоял психиатр и психолог И. А. Сикорский.
Он совершал не столько общий теоретический анализ проблемы одаренности, сколько тяготел к анализу конкретных случаев одаренности и гениальности. Ученый пытался показать многогранную связь психобиологических и социокультурных факторов развития личности, понимал одаренность как результат «объединения многочисленных и сложных элементов личности». И. А. Сикорский считал, что творчество является одним из ключевых признаков одаренности, поскольку является имманентным личностным свойством. Исследователь настаивал на том, что важным фактором развития творчества и одаренности выступает эмоциональная сфера, особое внимание уделял необходимости специального развития воли [11, 8].
Основой разработок теории способностей и одаренности в отечественной психологии была концепция Б. М. Тепловая. Он отмечал, что «приставление основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходило из понятия «способность». Ученый выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, что чаще всего используется специалистами: способности – это индивидуально-психологические особенности, которые, во-первых, отличают одного человека от другого, во-вторых, касающихся успешности выполнения определенной деятельности или многих деятельностей, в-третьих, не сводятся к имеющимся навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и скорость приобретения этих знаний и навыков. «Мы не можем понимать способности ... как врожденные свойства индивида... Врожденными могут быть только анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», – отмечал Б. М. Теплов [15,106]. А одаренность им толковалась «как то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».
Теория развития способностей Б. М. Теплова получила дальнейшую разработку, в частности в исследованиях по дифференциальной психологии, в работах Е. О. Голубевой, Е. О. Климова, В. С. Мерлина и других.
Второй подход, связанный с рассмотрением способностей, прежде всего, как родовых качеств человека, основан на теории Л. С. Выготского и также имеет свое продолжение в современных исследованиях. Ученый выделяет как минимум три характеристики способностей: во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью; во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого; в-третьих, развитие способностей характеризуется через освоение ребенком определенных достижений культуры [5, 30].
Эти положения содержат две наиболее традиционные и дискуссионные проблемы психологии способностей. Прежде всего, положение о целостности организации различных способностей ставит вопрос об универсальных механизмах подобного интегративного образования, механизмах развития и функционирование детских способностей. Положение о роли усвоения культуры в развитии способностей неизбежно поднимает вопрос о соотношении биологического и социального в развитии способностей, врожденности и приобретенности универсальных психологических структур. Фактически, это вопрос о том, что развивается в качестве способностей у ребенка и как это происходит.
1.2 Характеристика одаренных детей
Одаренными считают детей, которые демонстрируют высокий уровень развития способностей, что дает возможность достигать выдающихся успехов в одном или нескольких видах деятельности. Согласно социологических исследований одаренные дети составляют от 20-ти до 30-ти процентов общей популяции. В «благополучных» с ним относятся лишь 5 процентов, остальные находятся в ситуации риска социальной изоляции и отчуждения со стороны сверстников. Одаренность может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может провоцировать большое количество сложных социально-психологических противоречий и проблем. К сожалению, последний вариант больше распространен. Проявления - симптоматика данного пути развития очень разнообразна. Главная ее особенность заключается в том, что своим поведением, особенностями обучения, внутренним психологическим состоянием, одаренный ребенок приближен к ребенку дезадаптованой. Одаренные дети трудно воспринимаются окружающими, а нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. Одаренность как вид девиаций, представляет собой отклоняющее поведение на основе гиперспособностей [13, 41].
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для талантливых детей, что часто наблюдаются в их поведении и общении со сверстниками и взрослыми. Одаренные дети в сравнении с обычными характеризуются такими качествами, что могут вызвать трудности в процессе социальной адаптации. Особого внимания требуют те свойства, которые существенно отличают одаренных детей от сверстников и дают основания относить их к категории «группы риска».
По нашему мнению, следует обратить внимание на следующие социально-психологические особенности одаренных детей.
Перфекционизм как стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначимых делах проявляется уже в раннем возрасте. Это характеристика, которая дает возможность достигать высоких результатов в любой деятельности. Однако следствием этого часто является постоянное чувство неудовлетворенности собой, что отражается на самооценке. Одаренные дети не склонны к конформизму, отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их требованиями или кажутся бессмысленными. Такое поведение часто рассматривается окружающими как дерзкое и такое, что нуждается в применении воспитательных воздействий.
Для одаренных детей характерным является высокая степень эгоцентризма (познавательного, коммуникативного, социального), который выражается в неспособности понять позицию другого человека, что связано с ограниченностью их опыта.
Особенностью эмоциональной сферы одаренного ребенка является их повышенная уязвимость. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам, лучше понимают причинно-следственные связи и воспринимают окружающие явления и события, они глубже и детальнее их понимают. Способность воспринимать то, что осталось вне поля зрения других приводит к принятию любых нейтральных замечаний, реплик на свой счет. Одаренный ребенок часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. Некоторые события, которые являются незначительными для их сверстников, для одаренных детей становятся источником сильных переживаний [8, 52].
1.3 Виды детской одаренности
Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес квалифицирует разнообразные педагогические направления данной проблемы, выделяя три категории одаренных детей: [4, 14]
- дети с ранней умственной реализацией;
- дети с ускоренным умственным развитием;
- дети с отдельными признаками нестандартных способностей.
Дети с ранней умственной реализацией - это дети, которые при обычном уровне интеллекта обладают особой «притягательностью», интересом к определенному учебному предмету (в какой-то области науки или техники).
Дети с ускоренным умственным развитием - это учащиеся, которые в тех же условиях резко отличаются высоким уровнем интеллекта, особенно они заметны в младших классах.
Дети с отдельными признаками нестандартных способностей не отличаются по психическим характеристикам, не опережают сверстников в общем развитии интеллекта и не проявляют ярких успехов в том или ином предмете, но отличаются особыми качествами индивидуально-психологических процессов (необычайная память на любые предметы, богатство воображения или умение наблюдать).
Типы одаренности различны. Прежде всего, необходимо исходить из интересов ребенка и ни в коем случае не навязывать ему свою волю. Виды детской одаренности помогут определить следующие важные критерии.
Степень сформированности. Она может быть выраженной или наименее слабой. Например, если ребенок любит рисовать, но у него все равно получается довольно плохо, это не значит, что он не получится замечательным художником в будущем. Главное, чтобы было желание работать над собой, совершенствовать свой дар. В то же время бывают ситуации, когда ребенок проявляет меньше усердия при высокой степени одаренности. Тогда ваша собственная неорганизованность может сильно помешать развитию способностей. Степень сформированности указывает, есть ли у ребенка задатки.
Форма проявления. Типы одаренности детей во многом определяются тем, как они проявляют себя. Например, дети, склонные к изобразительному искусству, как правило, очень спокойны, умны, дисциплинированны. У них очень уравновешенный характер, они никого не раздражают своими маленькими выходками и шалостями. Талантливы в спорте - подвижны, шумливы, темпераментны, амбициозны.
Особенности возрастного развития. Вы не можете ожидать, что пятилетний ребенок будет шедевром. Конечно, он проявит талант в зависимости от своих лет. Но, как правило, определенная тенденция видна уже в младшем возрасте. Тип одаренности указывает на то, в какой сфере деятельности в будущем ребенок сможет успешно реализоваться, проявить себя.
ГЛАВА 2. Педагогическая работа с одаренными детьми
2.1 Работа педагога с одаренными детьми
Как убеждает педагогическая практика, ключевой фигурой в создании образовательной и воспитательной среды, которая способствует развитию творческой природы одаренного ребенка, есть педагог, в том числе и социальный. Поэтому к его профессиональной и личностной подготовке выдвигаются особые требования. Здесь уже недостаточно владеть высоким уровнем знаний предмета, определенными навыками и иметь опыт. Учитывая развивающий характер обучения одаренных детей, современный педагог, кроме сугубо предметной подготовки, должен: [9, 5]
- иметь представление об одаренности и особенностях развития одаренных детей;
- понимать развивающее образование, его отличия от традиционных форм обучения и воспитания;
- знать психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей;
- знать общеобразовательную среду, его разновидности, субъекты и типы взаимодействия между ними;
- владеть методами психологического и дидактического проектирование учебного процесса;
- уметь реализовать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды (учащимися (индивидуально и в группе), родителями, коллегами-учителями, руководством школы);
- уметь занимать рефлексивную позицию (позицию самоосознания): что, как и зачем учить.
Функциональные обязанности педагогов обычно подчинены системе работы с одаренными детьми, которая состоит из таких компонентов: [16, 10]
- целенаправленное выявление одаренных и способных детей с помощью комплексной диагностики;
- отбор детей позволяет дифференцировать процесс обучения, создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития способных детей и обеспечение их фундаментальной подготовки;
- реализация новой стратегии обучения, направленной на «ускорение» и «обогащение» содержания образования;
- стимулирование творческой деятельности способных и одаренных детей с помощью индивидуальных и массовых форм работы с учащимися;
- развитие обще-интеллектуальных, научно-исследовательских, организационных умений и навыков учащихся, интенсификация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- развитие высокого уровня мировоззренческих убеждений через углубленное изучение общественных дисциплин, которые дают учащимся возможность ориентироваться в сложном мире социальных отношений, адаптироваться к требованиям современного общества;
- методическая работа с педагогическими кадрами, направленная на организацию, координацию, контроль и обобщение деятельности учителей, работающих с одаренными детьми;
- взаимодействие с родителями с целью формирования у ребенка позитивной концепции и особого семейного климата, который будет способствовать развитию способностей ребенка.
Анализируя работу педагога с одаренными детьми, уместно обратить внимание на социально-психологический подход к социальной защите одаренных детей, и социально-интегративный – к поддержке одаренных детей, а также особенности социально-педагогической деятельности в учебных заведениях для одаренных детей.
Защита одаренного ребенка базируется на учете ведущих подходов: охранно-защитного, социально-педагогического, социально-психологического, социально-интегративного.
Направление защиты одаренного ребенка отражены в Конвенции о правах законах и актах об образовании. Специалист должен научить их радоваться и любить, верить в себя, помогать найти им свое место и реализовать все свои человеческие возможности и способности. В последнее время появились образовательные учреждения, общественные организации и фонды, главной целью которых является выявление, обучение, развитие одаренных детей.
2.2 Направления и методы работы педагога с одаренными детьми
Социально-педагогические исследователи Л. Коваль, И. Зверева, С. Хлебик считают, что социальная защита одаренного ребенка базируется на учете ведущих подходов, которые определяют действия социальных институтов по сохранению уникальности и культивированию способностей, талантов, общей и специальной одаренности, установлению ее видов с помощью специфических методик диагностики, разработанных в зарубежной и отечественной науке и практике.
К таким подходам относятся: [3, 132]
- охранно-защитный (действия государства по отношению к одаренному ребенку);
- социально-педагогический (создание условий культивирования одаренности специально подготовленными людьми);
- социально-психологический (связан с разработкой форм и методов психологической поддержки одаренной личности с социально-позитивистской направленностью);
- социально-интегративный (предусматривает дифференциацию и индивидуализацию форм организации обучения, обоснование разноуровневых программ, направленных на активизацию познавательно-творческих потенций талантливого ребенка).
Итак, социально-педагогическая поддержка одаренных детей, кроме перечисленных выше, включает работу по оптимизации взаимодействия ребенка с ближайшим окружением.
Перед характеристикой направлений работы педагога с одаренными детьми целесообразно определить основные проблемы исследуемой категории клиентов. Американская исследовательница Лета Холлингуорт определяет такие проблемы, которые необходимо учитывать при составлении программ психолого-педагогического сопровождения одаренных детей: [10, 57]
- враждебность к дошкольному заведению (может появляться из-за несоответствия учебного плана способностям и интересам детей);
- игровые интересы (отличные от «обычных» детей);
- конформность (вследствие готовности отказаться от социальных стандартов, которые противоречат их интересам или кажутся бессмысленными);
- погружение в философские проблемы (считается, что для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, такие дети ищут себе друзей по уму, а не по возрасту);
- несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием (диссинхронно развития отмечают большинство исследователей одаренности).
Одаренность как проблема является распространенным вариантом развития ребенка в общеобразовательных учреждениях. Это свидетельствует о том, что в своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии одаренный ребенок приближается к ребенку дезадаптированому. В таком случае одаренность приобретает черты неуспеваемости, социальной запущенности, девиантности. Поэтому работу педагога можно планировать в двух направлениях: работа с взрослыми (учителя и родители) и работа с ребенком (в т.ч. коллективом).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следовательно, одаренность - это высокий уровень способностей человека, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества. Специальная одаренность связана с определенными видами деятельности, в которых она больше всего развивается.
Одаренные дети - это дети, которые имеют общую или ту или другую специальную одаренность. Как свидетельствуют научные исследования и жизненная практика является определенная возрастная последовательность в проявлениях различных видов специальной одаренности. Так, довольно рано проявляется музыкальная одаренность, затем к рисованию. Вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к науке, а в области науки раньше других развивается математическая одаренность.