Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Повышение физической подготовки современных спортсменов - проблема многогранная. Она включает в себя ряд ответвлений, включая улучшение технической и тактической подготовки, определение новых способов повышения производительности спортсменов, использование фармакологии, питания спортсменов и другие. Тренеры, ученые и сами спортсмены взаимодействуют в постоянном поиске средств, обеспечивающих наибольший потенциальный рост спортивных результатов.
Одно из ответвлений оздоровительной спортивной подготовки - использование достижений спортивной психологии. Сегодняшняя психологическая наука располагает значительным арсеналом методов, технологий и средств, способных существенно повлиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов. В принципе, достижения психологии давно потрачены на спорт. Но большинство специалистов в этой области считают, что круг перспектив здесь далеко не исчерпан.
«Настрой бьет класс!» - эта крылатая фраза очень хорошо знакома и тренерам, и спортсменам, и болельщикам. «Настрой» на языке науки и значит психологическое состояние спортсмена.
В условиях возрастающей спортивной конкуренции, когда силы соперников примерно равны, морально-волевые качества спортсмена, его психологическая устойчивость, готовность к борьбе в самых сложных, иногда неожиданных или неблагоприятных условиях и к достижению поставленной задачи, приобретают привилегированную ценность.
Психическое возбуждение спортсменов сложное и разнообразное. Напряжение, скованность, страх поражения и другие навязчивые мысли становятся доминирующими в сознании, привлекают внимание, создают своеобразный психологический барьер, преодолеть который под силу далеко не каждому.
Психическая готовность к соревнованиям характеризуется такими качествами, как трезвая уверенность в себе, стремление к динамичной и напряженной борьбе, с полной отдачей, за обеспечение поставленной задачи, рациональная степень возбуждения. эмоциональная, высокая степень помехоустойчивости к текущим неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям, способность управлять своими действиями, чувствами и поведением в меняющихся условиях спортивной борьбы, в атмосфере напряженного и захватывающего соревнования.
В основе этого состояния лежит общая физическая форма спортсмена - физическая, техническая, тактическая, моральная - волевая и психическая. Чем выше уровень подготовки спортсмена, тем надежнее его психологическая готовность к соревнованиям.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Психологическая подготовка на равных основаниях входит в интегральную подготовку спортсменов и как каждый вид подготовки очень важна. Психологическая подготовка индивидуальна и специфична для любого вида спорта, одной из её первостепенных задач представляет собой развитие психологических качеств спортсмена. Психологические качества, аналогично умственным, физическим и прочим, должны намеренно развиваться и совершенствоваться.
В художественной гимнастике, как и во множествах, прочих видах спорта, важны компетенции в фокусирования внимания, релаксации (мышечное расслабление), рефлексии (внутренний диалог гимнастки – это постоянные команды самой себе во время осуществления упражнения: держись, стоять, ловить, оперативно, внимательно, улыбайся и т.д.), идеомоторное (мысленное) представление, «выстраивание» собственного упражнения или его бесчисленных элементов, как на тренировках, так и на соревнованиях. Также значимым качеством в художественной гимнастике представляет собой антиципация (предвидение), которая в психологическом плане основываясь на «забегающей» вперёд работе мозга, вынуждает гимнастку более динамично решать двигательную задачу. Все перечисленное и многое другое требует каждодневной кропотливой работы. Для тренировки психологических качеств требуется особая подготовка, которая имеет свою систему, структуру и содержание.
Значимость психологической подготовки все выше и выше начинает осознаваться в сегодняшней гимнастике, невероятная сложность программ и жесткая конкуренция данному подтверждение.
Непростая техника, малые сроки для подготовки к соревнованиям, значимость состязаний и некоторые другие ситуации могут вызвать у гимнастки серьёзный срыв, именно поэтому рядом с тренером, на котором весит весь груз ответственности и которому не редко тоже требуется психологическая содействие самому, обязан функционированию профессиональный психолог. К сожалению не некоторые спортивные школы могут иметь в штате спортивного психолога, если капнуть глубже в нашей стране хорошего спортивного психолога не так уж просто выявить. Несомненно, сегодняшний тренер обязан быть и психологом (для чего нужно увеличивать свое образование в данной сфере), но все равно, как говориться в русской пословице «одна голова нормально, а две лучше». Еще раз хочется подчеркнуть, что недопустимо «спустя рукава» относиться к данной важной задаче, как работа с трудным психоэмоциональным, биоэнергетическим существом, которым представляет собой человек.
Спортсменка может быть восхитительно подготовлена с технической стороны, но если не уделялось должного внимания психологической подготовке, то влияние, к примеру, даже внешних факторов, может про- сто «перечеркнуть» всю подготовленность.
К окружающим факторам можно отнести:
– большое число людей на соревнованиях;
– неосторожные изречения со стороны (зрителей, соперниц, судий, родителей, тренера и т.д.);
– неудовлетворительное настроение (неодобрение) тренера, участниц по команде;
– климатические условия;
– условия состязаний и т.д.
Выступление наших гимнасток на олимпиадах наглядный пример насколько в этом виде спорта требуется высокая степень фокусирования внимания, стойкости, эмоциональной стабильности, чувства ритма, точности, координации и высокого показателя самоконтроля, самообладания. Упражнение длится всего 1,5 минуты в индивидуальных упражнениях и 2,5 минуты в коллективных, в течение такого времени гимнастка обязана показать собственные лучшие качества: артистизм, эмоциональность, музыкальность, высочайший уровень хореографии и техники, идеальное владение предметом.
Дабы со всем данным справится, гимнастка обязана быть в гармонии с собой, с собственным организмом и со всем её окружением.
Что же нужно для данной гармонизации? Нужно каждодневно, постоянно осуществлять работу по совершенствованию психологической подготовленности гимнасток, научить их независимо работать над собой, научить всем тонкостям само регуляции и рефлексии. На что необходимо обратить внимание тренеру:
1. Психоэмоциональная обстановка учебно-тренировочного процесса:
– лишь позитивный настрой, помните, что воспитывать и получать итоги может лишь человек любящий.
– создать особые установки (общие и личные), которые помогут благоприятно начать тренировку, приготовить к соревнованиям, прокачать само регуляцию и множество другое, к примеру:
«Мы вошли в спортивный зал, оставили за дверью все свои проблемы и начинаем работать, для того дабы стать лучшими!»; «Вы много трудились, у вас просто не может получиться плохо, идите на площадку и покажите, на что вы способны» и т.д.
– анализ тренировочного занятия, итоговый и индивидуальный, обязан проходить лишь на фоне доброжелательности, если ситуация требует некой строгости, завершающим моментом должно быть действие, дабы воспитанник осознал, что его, невзирая ни на что любят.
2. Знание средств и методов психического влияния в условиях тренировочного процесса:
– средства: вербальное влияние (слово педагога, уверенность, установки, приказы, команды, анализ, поощрение); особые дыхательные упражнения; особые упражнения на релаксацию; упражнения в сочетании напряжения и расслабления; упражнения, которые развивают концентрацию внимания, антиципацию, верность; психотехнические игры и т.д.;
– приемы: тестирование, диагностика, опрос, музыкальное воздействие, идеомоторная тренировка, ментальная (умственная) тренировка, психорегулирующая тренировка (куда входят все выше- перечисленные средства).
Стоит отметить эффективность использования идеомоторной тренировки в гимнастике, мысленного
«идеального выполнения» упражнений. В словаре идеомоторика определяется как психофизиологическая комплекс явлений, которые связаны с мысленным представлением о телесном движении, как если бы оно выполнялось действительно.
Мысленное выполнение гимнасткой упражнения, элементов или связок, помогает «оттачивать» технические подробности, уберегает ее от влияния внешних факторов, учит фокусирования внимания, уменьшает напряженность и физическую усталость, при помощи данного метода можно регулировать нагрузку и решать другие важные проблемы. Храбрые эксперименты коллективной работы психологов и тренеров
Фрагмент для ознакомления
3
1. С. Токарев Гимн гимнастике, М., «Физкультура и спорт», 1984г.
2. В. Кирсанов Спорт, музыка, грация, М., «Физкультура и спорт», 1984г.
3. Б. Собинов Путь к красоте, «Молодая гвардия», 1964г.
4. Г. Боброва Искусство грации, Ленинград, 1986г
5. Художественная гимнастика под ред. Орлова, М., «Физкультура и спорт», 1973г.
6. Д. Сивакова Уроки художественной гимнастики, М., 1968г.
7. Ж. Шишманова Большой путь, М., 1980г.
8. Г. Боброва Художественная гимнастика в школе, М., 1978г.
9. А. Крефф; М. Каню Женщина и спорт, М., 1986г.
10. Женская гимнастика под ред. Л. Лансон, М., 1976г.
11. Т. Лисицкая Хореография в гимнастике, М., 1984г.
12. Т. Ротерс Музыкально – ритмическое воспитание в художественной гимнастике, М., 1989г.
13. И. Шипилина Хореография в спорте, Ростов-на-Дону, 2004г.
14. Художественная гимнастика под ред. Л.Орлова, М., 1965г.
15. Художественная гимнастика под ред. Т. Лисицкой, Учебник для институтов физической культуры, М., 1982г.
16. Грациозо Чеккетти Полный учебник классического танца, М., 2007г.
17. В. Костровицкая, А. Писарев Школа классического танца «Искусство», Ленинградское отделение, 1978г.
18. В. Ванслов Балеты Григоровича и проблемы хореографии, М., «Искусство», 1971г.
19. З. Вербова Искусство произвольных упражнений, М., Физкультура и спорт, 1967г.
20. В.В. Мироненко О структуре выразительных движений. Республиканский научно – методический сборник «Психология», 1977г.
21. http://ru.wikipedia.org/wiki/Художественная_гимнастика
22. http://www.figgimnastika.sitecity.ru/phtml_0601135211.phtml
23. http://www.vfrg.ru/index.php?dn=docs&to=cat&id=2
24. http://www.sportmedicine.ru/rhythmic-gymnastics.php