Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что убийство само по себе тяжкое преступление, а когда одно убийство служит катализатором для совершения новых убийств, то уже можно говорить о некой катастрофе. Одни из самых жестоких убийств – это убийства, совершаемые на почве мести, а особенности кровной мести. Кровная месть – это обычай, универсальное средство защиты от обиды, унижения и других подобных неблагоприятных для человека факторов, характеризующееся враждой родов. Российский законодатель хоть и упоминает в Уголовном кодексе РФ кровную месть, но само понятие в законодательстве не раскрывается, что обуславливает противоречия на практике. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве» также не разъясняет применение п. «е.1» ч.2 ст.105 УК РФ. Перед правоприменителем довольно часто встает вопрос о том, какой же в действительности был мотив. Кровная месть – это явление, которое возникает и в силу убийства, и в силу нанесения тяжкого оскорбления, причинения вреда здоровью и других негативных факторов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся вокруг традиционных форм социального контроля и, в частности, вокруг обычая кровной мести.
Предмет исследования составляют уголовно-правовые нормы об ответственности за убийство по мотивам кровной мести.
Целью настоящего исследования является формирование научных представлений о наиболее значимых для уголовно-правовой теории проблем, связанных с убийствами по мотивам кровной мести.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
– проанализировать кровную месть в современном обществе;
– рассмотреть понятие убийства по мотиву кровной мести;
– охарактеризовать субъект и субъективную сторону убийства по мотиву кровной мести;
– проанализировать проблемы квалификации убийства, совершенного по мотиву кровной мести, и его отграничения от других составов преступлений;
Методологической основой исследования являются: диалектический метод, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ, синтез, сравнение, аналогия. Кроме того, использовались специально – юридические методы: системный, сравнительно – правовой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВА ПО МОТИВУ КРОВНОЙ МЕСТИ
1.1 Кровная месть в современном обществе
Интересен вопрос, почему население Кавказа бывает не удовлетворено уголовным наказанием, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, и находит удовлетворение в примирении по местным адатам. Попытаемся разобраться: кровная месть в 2 % случаев заканчивается смертью и в 60 % — примирением, причем, обычно без внесения кровной платы. Как правило, люди стремятся не пролить чужую кровь или нажиться на подобной трагедии, а бывают всецело поглощены желанием наказать тот род, к которому принадлежит убийца. Ведь в суде преступник несет индивидуальную ответственность за содеянное им, а его семья и род, к которому он относится, остаются неподверженными никакому наказанию. Тогда как по всем Кавказским адатам, наказываются родственные и духовные общины, здесь все еще имеет место групповая ответственность за того или иного члена общества. Таким образом, каждый человек знает, что за убийство должен будет ответить не только он сам, но и его близкие. «Обида, направленная против одного индивида, касается в целом и его группы, ставя его в положение некоего обмена с обидчиком и его группой: эти последние уже приняли на себя долг в отношении оскорбленного и его группы, неизбежным следствием которого является обязательство тяжко отомстить оскорбителю и его группе» .
Вражда между семьями распространяется на родственников по материнской линии, по отцовской, по линии дедов и бабушек и т.д. Это сотни людей, не знакомых ни с погибшим, ни с тем, кто его убил, но вовлеченных в этот круг. О вступлении враждующих семей в отношения родства через брак не может быть и речи даже после примирения. Крайне редко, но бывают случаи разводов после объявления кровной мести, несмотря на то, что к разводам отношение негативное. Если трагедия произошла между близкими родственниками, то коллективная ответственность меньше: представитель жертвы по крови не может мстить своему близкому родственнику по мужской линии, виновному в убийстве другого родственника по мужской линии (отец, сын, брат).
Важная деталь обычая: попытки к примирению кровники предпринимают, как только узнают о трагедии, и так продолжается до тех пор, пока не будет получен положительный результат – месяцы, годы и даже десятилетия. Впрочем, нельзя не отметить, что есть категория людей, которые никогда не простят кровь, хотя и не будут мстить: их цель – чтобы объект мести жил в вечном страхе. Это тоже своего рода возмездие, так как до официального примирения люди считаются кровниками .
Обычно, получив весть о гибели близкого человека, родственники не совсем адекватно реагируют на информацию о том, как именно произошла трагедия: является ли она актом насилия, проявлением злой воли, случайным стечением обстоятельств или налицо факт превышения необходимой обороны. В расчет принимается только сам факт убийства, а не обстоятельства, которые привели к гибели человека. Аргументы и доводы, приводимые делегацией от виновной стороны, не воспринимаются как убедительные, поэтому ее визит обычно бывает безуспешным. Если же примирение все же достигается, прощенные всю жизнь относятся к простившим с особым почтением, проявляя деликатность, чуткость и внимание.
В состав примирительной комиссии входят старейшины родов, духовные лидеры и почитаемые в народе люди независимо от их возраста. Члены примирительной комиссии ведут тяжелую и кропотливую работу на протяжении многих лет, пока не добьются положительного результата. Большая часть этих людей обладает многолетним опытом, в связи с чем их и привлекают к работе с кровниками, когда хотят разрешить ситуацию благополучным образом. Любая семья, которая оказывается в ситуации кровной вражды, имеет право выбрать людей, которым она доверяет решать вопросы относительно процесса примирения.
Для того, чтобы примирить враждующие стороны членам комиссий приходится нелегко. Необходимо найти слабые стороны каждого рода, чтобы их затем использовать для примирения кровников. Все в совокупности, включая ораторское мастерство, такт, знание местных адатов и шариата позволяет им разрешать многие кровные дела. Примирение часто происходит по инициативе представителей старших поколений, которые стремятся избежать кровопролития, даже если некоторые члены семьи с ними не согласны. Это не подлежит обсуждению и огласке, поскольку влияние патриархального уклада ингушской семьи, где решение старшего — закон для младших, еще сильно. Для того, чтобы переговоры разрешились наилучшим образом, задействуются авторитетные родственники по отцовской и материнской линиям, которые смогут лично уговорить и привести различные доводы в пользу примирения.
Формы примирения претерпевали различные изменения с принятием ислама. На современном этапе оно происходит в окрестностях соборной мечети, но в молитвенном доме и во дворе мечети допускается только молебен, а прощение крови должно осуществляться вне его пределов. Поэтому процедура примирения назначается после дневной пятничной молитвы, так как на нее собирается огромное число людей. На примирении кровников женщины не имеют права присутствия ни в каком качестве. Глава пострадавшего рода или ближайший родственник погибшего объявляет, что с этого момента претензий ко всем ответчикам по мести и убийце нет, он прощает «кровников». Клятвенно заверяется, что если когда-либо и где-либо кто-то из родственников убитого нарушит сегодняшнюю договоренность, то род убитого за этого нарушителя ответственности не несет. Это отклонение от нормы, и случается крайне редко.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 25, 17.06.1996, ст. 2954.
Материалы судебной практики
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.12.2020)
4. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2007 г № 299-П07 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.12.2020)
Научная и учебная литература
5. Албогачиева М.С. Из истории борьбы с кровной местью в Ингушетии // Антропологический форум. – 2011. – № 14. – С. 3-22.
6. Борзенков Г.Н. Уголовное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Г.Н. Борзенков, В.С. Комиссаров, Н.Ф. Кузнецова, В.С. Комиссаров, И.М. Тяжкова М.: Проспект, 2015. – С. 38-40.
7. Голубовский В.Ю. Уголовное право России. Общая и Особенная части. Учебник. – М.: Проспект. 2020. – 736 с.
8. Джинджолия Р.С. Российское уголовное право. В 2 частях. Общая часть. Учебно-наглядное пособие (схемы). – М.: Прометей. 2018. – 158 с.
9. Звечаровский И.Э. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник. / под ред. Звечаровский И. Э. – М.: Проспект. 2020. – 688 с.
10. Капинус О.С. Уголовное право России. Особенная часть в 2 томах. Том 2. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2017. – 504 с.
11. Лаптева Д.Б. К вопросу о субъекте убийства по мотиву кровной мести. Западно-Сибирский Российского государственного университета правосудия / Д.Б. Лаптева, Я.В. Танасейчук. 2017. – С. 44-47.
12. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций – 6-е изд. – М.: Проспект. 2020. – 784 с.
13. Решетников А.Ю. Уголовное право / А.Ю. Решетников // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 8. – С. 122-132.
14. Саатова Б.А. Соучастие в преступлении / Б.А. Саатова // Молодой ученый. – 2018. – №16. – С. 238-240.
15. Сиянова П.В. Уголовное право / П.В. Сиянова // Вестник современных исследований. – 2017. – № 3 (6). – С. 211-213.
16. Солдаткина Р.Н. Уголовное право / Р.Н. Солдаткина // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. – 2017. – №9 (22). – С. 159-162.
17. Чечель Г.И. Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести: вопросы квалификации и индивидуализации наказания: монография. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 140 с.
18. Шульгин С.И. Проблемы квалификации убийства по мотиву кровной мести. // Вестник НГУ. Серия: Право. – 2011. – № 1. – С. 190-193.