Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что современная ситуация диктует необходимость уделять значительно большее внимание вопросам господдержке семьи и детства, разработке и совершенствованию действующего в рассматриваемой сфере законодательства, регламентирующего реализацию мер направленных на социально-правовую защиту семей с детьми. Кроме того, детские пособия, включенные в систему социальных пособий, являются самостоятельным институтом права социального обеспечения.
При этом особая важность семьи и интересов ребенка, необходимость их поддержки признается на международном уровне.
Согласно Конституции 2020 года, принятой путем всенародного голосования, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. И государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, так говорится в статье 67.1.
В современном русском государстве одним из главных направлений ее государственно-правовой политики считается защита семьи, материнства и детства согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации. В последнее время немаловажные перемены претерпел институт социальных выплат семьям с детьми. Это направление всегда являлось приоритетным в социальной и демографической политики России, поэтому и в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 им уделяется наиболее пристальное внимание.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере социальных выплат в связи с материнство.
Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие социальные выплаты в связи с материнство.
Целью исследования является анализ социальных выплат в связи с материнство.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
– раскрыть общую характеристику социальных выплат в связи с материнство;
– рассмотреть особенности начисления социальных выплат в связи с материнство;
– проанализировать учет социальных выплат в связи с материнство;
– выявить проблемы социальных выплат в связи с материнство и пути их решения.
Методологическая основа исследования является диалектический метод, а также метод анализа. В качестве частно-научного применялся сравнительно правовой метод.
Теоретической основой работы являются труды следующих авторов: Н.В. Антонова, Э.Ш. Велиева, И.В. Гулевич, Н.И. Виноградова, О.С. Семерова, С.В. Гавриляк, С.А. Суркова, Д.А. Зверева, Е.Ю. Иванова, Н.М. Хромова, А.И. Цховребов, Я.М. Гагиева, М.А. Кантемирова и др.
Структура работы. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВО
1.1 Общая характеристика социальных выплат в связи с материнство
Семья – это социальный институт, постоянно изменяющийся под влиянием социально-экономических, политических, духовных, а также внутренних процессов. Институт семьи очень быстро и чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе. Положение семьи в России в последнее время сильно изменилось из-за демографического кризиса в стране. Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по укреплению и поддержке семьи [23, с. 342].
Имеется ряд правовых документов, регламентирующих поддержку семей с детьми на федеральном уровне: федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [4]; федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [5]; федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» [6]; Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [7] и другие.
Государственная поддержка – это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических прав, обеспечение их реализации и создание условий для поддержания нормальной жизнедеятельности граждан. Данная поддержка направлена на наименее обеспеченные слои населения.
Государственная поддержка семьи – это различные направления правового, экономического и политического характера, способствующие развитию института семьи.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты. В целях реализации указанной статьи государством разработан комплекс мер, направленных на поддержание семей с детьми – выплачиваются социальные пособия, семьи получают социальные льготы, оказывается бесплатная помощь психолога, юриста и др.
Основным нормативным правовым актом, определяющем меры государственной поддержки граждан, имеющих детей, является Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот закон в статье 3 устанавливает 8 видов государственных пособий гражданам, имеющим детей:
1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
5) пособие на ребенка;
6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [20, с. 147].
Данные меры государственной поддержки граждан, имеющих детей, были в 2020 году усилены путем увеличения размеров выплат. Так, минимальная сумма пособия по беременности и родам увеличилась в 2020 году до 55 830,60 руб. (в 2019 составляла 51919 руб.); максимальная сумма увеличилась до 322 191, 80 руб. (в 2019 составляла 301 095, 20 руб.). Был увеличен минимальный и максимальный размер выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, проиндексированы и увеличены размеры всех прочих перечисленных выше пособий.
В Российской Федерации в рамках борьбы с пандемией принимается и реализуется целый комплекс дополнительных мер поддержки семей. Их можно поделить на два типа: меры поддержки, изначально не имеющие отношение к пандемии, но которые были изменены в рамках данных обстоятельств, а также меры поддержки, специально принятые для оказания дополнительной помощи семьям в условиях борьбы с инфекцией. В основном они несут временный характер, нацелены на помощь семьям только в самый тяжелый период, вызванный кризисом, и будут отменены при открытии экономики [11, с. 36].
Пандемия коронавируса COVID-19, не обошедшая в условиях глобализационных процессов и Россию, имеет далеко идущие последствия помимо самого распространения болезни и попыток разных стран организовать карантинные меры, введение режима самоизоляции и даже комендантского часа.
По мнению большинства экспертов, экономический шок от пандемии COVID-19 усугубит социальное неравенство, увеличит уровень бедности и может привести к социальной и политической дестабилизации в странах, где уровень жизни невысок, а возможности правительств по поддержке населения ограниченны.
В период распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации появилось несколько новых видов государственной поддержки, льгот и пособий для семей, имеющих детей. Семьи с детьми принято относить к категории наиболее уязвимых. Поэтому многие оказались в условиях пандемии коронавирусной инфекции в особенно трудном положении. Очевидно, что из-за сложной ситуации с распространением коронавирусной инфекции семьи с детьми нуждаются в дополнительной материальной поддержке [15, с. 148].
Государственное регулирование семей с детьми из-за COVID-19 в РФ состоит из следующих мер:
– все социальные пособия и льготы в ближайшие 6 месяцев продлеваются автоматически. Если семья получает ежемесячные выплаты на первого или второго ребенка, и ему исполняется один или два года, необходимо подать заявление и подтверждающие документы для продления права на пособие. Но в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года это не понадобится. Право на пособие продлят автоматически, без нового заявления;
– с апреля по июнь 2020 года всем семьям, имеющим детей, рожденных в период с 01.04.2017 г. по 30.06.2020 г. включительно, имеют право на ежемесячную выплату в размере 5000 рублей на каждого такого ребенка;
– выплаты на детей с 3 до 7 лет. Данная выплата назначается семьям, у которых среднедушевой доход в месяц не превышает одного прожиточного минимума, установленного в регионе. В этом случае ежемесячно на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет можно получать половину регионального прожиточного минимума на детей. Начисление данных пособий будет осуществляться с 1 января 2020 года. Если в семье по состоянию на 1 января 2020 года был ребенок в возрасте от 3 до 7 лет, то семья получит деньги и за первые 5 месяцев 2020 года тоже. Если три года исполнилось в период с января по июнь 2020 года, то семья получит доплату за время с момента достижения ребенком возраста 3 лет в 2020 году до назначения выплаты;
– семьи с детьми в возрасте от 3 до 16 лет имеют право на единовременную выплату в размере 10 000 рублей за апрель-май 2020 года на каждого рожденного или усыновленного ребенка. Выплата предоставляется гражданам РФ, проживающим в России. У ребенка тоже должно быть гражданство РФ. Дата рождения ребенка должна приходиться на период с 11.05.2004 г. по 30.06.2017 г.;
– выплаты по 3000 рублей на детей безработных родителей. Родители, которые оказались без работы и обратились в службу занятости с 1 апреля до 30 июня 2020 года, смогут дополнительно к другим выплатам получить по 3000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка. Данная выплата будет назначаться дополнительно к основному пособию по безработице. Она положена одному из родителей, который потерял работу и зарегистрировался в центре занятости с 1 марта 2020 года.
Появление новых мер поддержки семей, имеющих детей из-за пандемии коронавируса, подтверждает сделанные ранее авторами выводы о том, что необходимо расширить перечень бесплатных государственных услуг, и следует адаптировать уже имеющие формы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I).Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.94 г. (ред. от 08.12.2020).
3. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 223-ФЗ от 29.12.95 г. (ред. 04.02.2021).
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ.
5. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ.
6. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 418-ФЗ.
7. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431.
8. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199.
9. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.09.2015 № 84-КГ15-8 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Антонова, Н.В. Специфика и целевое назначение социальных пособий и компенсаций: проблемы совершенствования российского законодательства / Н.В. Антонова // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2020. – № 3. – С. 36-38.
12. Вага, Е.В. Роль пособий в социальном обеспечении граждан / Е.В. Вага // Горинские чтения. Наука молодых – инновационному развитию АПК: материалы Международной студенческой научной конференции. – 2019. – С. 277-280.
13. Велиева, Э.Ш. Материнский капитал: современное состояние, отдельные аспекты реализации права на материнский капитал / Э.Ш. Велиева, И.В. Гулевич // Modern Science. – 2020. – № 2-1. – С. 150-153.
14. Виноградова, Н.И. Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат / Н.И. Виноградова, О.С. Семерова // Экономика, управление и финансы в XXI веке: факты, тенденции, прогнозы. Материалы международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 372-378.
15. Гавриляк, С.В. Влияние пандемии коронавируса covid-19 на государственное регулирование поддержки семей с детьми / С.В. Гавриляк, С.А. Суркова // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2020. – С. 148-152.
16. Джулан, В.В. Современные вопросы учета социальных пособий / В.В. Джулан // Дни науки: материалы межвузовской научно-технической конференции студентов и курсантов на базе ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет». – 2019. – С. 453-457.
17. Зверева, Д.А. Материнский капитал и его эффективность / Д.А. Зверева, Е.Ю. Иванова // Саяпинские чтения: материалы III Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / Отв. редактор Я.Ю. Радюкова. – 2020. – С. 52-55.
18. Илюшина, Л.Ш. Социальное пособие на ребенка в России / Л.Ш. Илюшина // Актуальные проблемы социально-экологического знания. Межвузовский сборник научных трудов. Ответственный редактор Б.Г. Акчурин. – Уфа, 2019. – С. 181-188.
19. Кдлян, Е.Л. Государственное регулирование социальных пособий семьям с детьми / Е.Л. Кдлян, Г.А. Магдесян // Государство, право и общество: вопросы теории и практики: материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор В.И. Скрябин. – 2020. – С. 158-161.
20. Летова, Н.В. Меры государственной поддержки семьи, защита и борьба с бедностью семей с детьми / Н.В. Летова // Социально-политические науки. – 2020. Т. 10. – № 2. – С. 147-153.
21. Сухорукова, И.В. Дополнительные меры социальной поддержки граждан в период пандемии (2020 Г.) / И.В. Сухорукова // Наука через призму времени. – 2021. – № 1 (46). – С. 58-59.
22. Хромова, Н.М. Социальные пособия на детей: вопросы теории и практики / Н.М. Хромова // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2020. – № 1. – С. 56-58.
23. Цховребов, А.И. Реализация национального проекта демография в условиях пандемии. Помощь семьям с детьми / А.И. Цховребов, Я.М. Гагиева, М.А. Кантемирова // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: сборник научных статей Всероссийской научной конференции перспективных разработок, в 2‐х томах. – Курск, 2020. – С. 342-349.
24. Шестакова, Е. Социальная защита до и в эпоху пандемии: проблемы старые и новые / Е. Шестакова // Общество и экономика. – 2021. – № 1. – С. 81-99.