Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение……………………………………………………………...…………...3
Глава I. Альтернативная и дополнительная коммуникация: особенности и виды……………………………………………………………………..………5
1.1.Альтернативная и дополнительная коммуникация………….……5
1.2. Коммуникационное поведение…………………………………….8
Выводы по первой главе…………………………………………………..….22
Глава II. Психолого-педагогические особенности, характеристика детей в возрасте 3-4 лет……………………………………………………………….24
2.1. Характеристика детей………...…………………………..………24
2.2. Особенности развития детей……………………………………27
Выводы по второй главе………………………………..……………………..30
Глава III. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми……………...…..……..…31
Выводы……………………………………………………………………….….35
Заключение…………………………………………………………….……......36
Библиографический список…………………………………………………..37
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время практически отсутствуют данные о неговорящих детях (С.С. Генфон, М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичёва), остаётся малоизученным вопрос о коммуникации на невербальном уровне. Практика привлечения психолого-педагогического метода исследования по отношению к неговорящим детям для решения дифференциально-диагностических, прогностических и коррекционных задач логопедии характеризуется недостаточно унифицированным использованием разрозненных методик в сочетании с интуитивно-эмпирической оценкой результатов исследования. Недостаточная теоретическая разработанность выделенного аспекта и связанный с ней дефицит методических рекомендаций ставят логопедов перед необходимостью использовать приёмы, не рассчитанные специально на детей. Проблема формирования коммуникативной деятельности у таких детей требует дальнейшей разработки, определения новых подходов к организации, средствам, формам и приёмам обучения.
Особую значимость изучение формирования предпосылок к коммуникативной деятельности у безречевых детей приобретает в связи с многообразием проявлений структуры дефекта при отсутствии речи, когда недоразвитие языковой сферы в определённой мере коррелирует с нарушением познавательной деятельности.
Таким образом, социальная значимость данной проблемы, отсутствие системности в подходе к формированию предпосылок к коммуникативной деятельности у неговорящих детей, необходимость и возможность её совершенствования определяют актуальность настоящего исследования.
Цель исследования - разработка научно обоснованных путей и условий формирования предпосылок коммуникативной деятельности и апробирование их в ходе коррекционно-логопедического воздействия.
Объект исследования - предпосылки применения альтернативной и дополнительной коммуникативной деятельности с неговорящими детьми.
Предмет исследования - пути и условия формирования предпосылок применения альтернативной и дополнительной коммуникативной деятельности с неговорящими детьми дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ философской, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, определить концептуальную базу исследования на основе анализа современных подходов к решению проблемы.
2. В соответствии с выявленными особенностями коммуникативного развития разработать и апробировать в ходе экспериментального обучения пути и условия формирования предпосылок коммуникативной деятельности и применения альтернативной и дополнительной коммуникативной деятельности с неговорящими детьми.
Глава I. Альтернативная и дополнительная коммуникация: особенности и виды
1.1.Альтернативная и дополнительная коммуникация
Альтернативная и дополнительная коммуникация -это набор инструментов и стратегий, которые использует невербальный человек для решения повседневных коммуникативных задач. В процесс коммуникации можно вступать с помощью различных инструментов, таких как: речь, взгляд, текст, жесты, мимика, прикосновения, язык жестов, симвы, изображения, речи-генерирующие устройства и т. д. Каждый использует несколько форм коммуникации, опираясь на общий контекст и партнера по общению. Эффективная коммуникация происходит только при условии общего намерения и понимания смысла каждым участником процесса. Понимание сообщения намного важнее формы коммуникации.
Человек может использовать несколько методов или систем АДК, комбинируя их, меняя в зависимости от контекста, аудитории и коммуникативного намерения. Хорошо продуманная система АДК является гибкой и адаптируемой. Это позволяет вносить изменения в лексику и способ доступа, с учетом особенностей развития языка и физической потребности. Хорошо продуманная система также увеличивает способности человека эффективно взаимодействовать в различных средах и с различными партнерами коммуникации.
Формы (без посторонней помощи и с поддержкой)
АДК, как правило, делится на две широкие категории—без посторонней помощи и с поддержкой.
В случаях тяжелых множественных нарушений развития АДК является альтернативным единственно возможным способом общения.
Логопедия будет выступать дополнительной дисциплиной в формировании навыков орального праксиса и первичных вокализаций.
Основное направление будет сосредоточено на освоении нового способа общения.
Логопед формирует и адаптирует свои цели согласно программе специалиста по альтернативной коммуникации.
В случае, когда освоение вокальной речи возможно, но сроки довольно большие или при сложных нарушениях речи, АДК будет включаться в работу логопеда.
АДК в этом случае будет выступать больше как Дополнительная коммуникация:
* помощь в освоении навыков общения на первых этапах безречья.
* помощь в усвоении понятий и формировании структуры фразы (визуализация речи)
* подсказка (больше самостоятельности и меньше зависимости от подсказки взрослого).
Виды АДК, используемые в логопедии:
*Низкотехнологические (графические символы, жесты).
*Среднетехнологические (коммуникаторы – генераторы речи).
*Высокотехнологические (программы на компьютере) – реже, так как больше носят развлекательный характер.
Коммуникатор и его роль:
* Другой сенсорный уровень.
* Графический символ.
* Моторная реакция.
* Голосовое сообщение (возможность записи определенного голоса или голоса самого ребенка).
* Минимальный человеческий фактор.
* Интонационный компонент речи.
Ребенок самостоятельно активирует себе подсказку.
При использовании коммуникатора ребенок является активным участником диалога.
Коммуникатор позволяет сформировать «симметричную коммуникацию».
С помощью коммуникаторы мы можем развить такие речевые навыки как:
* Призыв взрослого (педагога).
* Первый контакт через коммуникатор.
* Лексико-грамматическая сторона речи (номинативная, предикативная и атрибутивная лексика).
* Глагольный тренинг с отработкой грамматики.
* Категоризация понятий.
* Совместное чтение (навыки слушателя).
* Навык задавать вопросы.
* Навык ведения диалога (очередность, развитие прагматической стороны речи, развитие интонационной, ритмической стороны речи).
* Рассказ по картинкам. Последовательность действий одной деятельности (моторное планирование).
* Развитие и увеличение объема слухо-речевого внимания и памяти.
* Комментирование.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список литературы
1. Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопр. Философии. – 1992. - № 10. – С. 76-86.
2. Беляевская Н. Д. Организация коммуникативного процесса посредством блиссимволики // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научно-методических материалов. Выпуск 2 / под ред. П. П. Симоненко. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. С. 45 - 59.
3. Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006. – 412 с.
4. Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы: межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. ун-т; [под ред. С. Ф. Мартыновича]. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 199 с.
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.
6. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами аутистического спектра», М.: «Теревинф». — 2014, 432 с.
7. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с неговорящими детьми / А. А. Магутина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 188-190.
8.
9. 3. Блаха Р. Календари. Пособие по формированию средств общения. Сергиев Посад.: ФГУ СПДДС -Росздрава, 2007. 79 с.
10.
11. 4. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами / М. Л. Барбера, Т. Расмуссен; пер. с англ. Д. Г. Сергеева; предисл. М. Сандберга. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 304 с.
12. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 240 с.
13. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
14. Зорина З. А. Возможность диалога между человеком и человекообразной обезьяной: обзор экспериментальных исследований // Разумное поведение и язык. Вып. 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка / Сост. А. Д. Кошелев, Т. В. Черниговская. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 135 - 173.
15. Йоханссон И. Словарь жестов: пособие по обучению детей жестовой речи. СПб.: С.-Петерб. ин-т раннего вмешательства, 2001. 111 с.
16. Козлова К. М. Особенности организации обучения альтернативной коммуникации младших школьников с сочетанными нарушениями развития // Педагогика и психология образования. 2017. №4. С. 107 - 117
17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
18.
19. 11. Красюк О. В. Использование ассистивных технологий в образовательном пространстве специальной школы // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: Сборник статей международной научно-практической конференции / под научной редакцией В. Л. Рыскиной. СПб., 2014. С. 221 - 225.
20. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра психол. наук [Электронный ресурс1 / Научно-исследоват. ин-т общей и пед. психологии. М., 1974. 36 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=161900 (дата обращения: 20.02.2018).
21. Макатон. Основной словарь. Символы / Под ред. Т. А. Бондарь. М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014. 50 с.
22. технологии в коррекционном процессе: сборник научно-методических трудов с международным участием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. С. 214 - 218.
23. Рыскина В. Л., Серебрякова Л. Д. Применение коммуникатора ГОУ ТОК в работе с детьми с нарушениями в развитии // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: сборник статей международной научно-практической конференции / под научной редакцией В. Л. Рыскиной. СПб., 2014. C. 226 - 228.
24. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. М.: Теревинф, 2014. 432 с.
25. Федосова А. Опыт использования альтернативной коммуникации GO TALK и JAB TALK // Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии: сборник статей международной научно-практической конференции / под научной редакцией В. Л. Рыскиной. СПб., 2014. С. 229 - 233.
26. Фощунова Н. А. Выбор и инициатива: использование альтернативной коммуникации на примере трех случаев // Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / ред-сост. В. Л. Рыскина. СПб.: Скифия, 2016. С. 260 - 273.