Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
В младшем дошкольном возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сферы ребенка. Одним из показателей сформированности речи является словарный запас, поэтому одной из задач образовательной организации является обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.
Данная проблема обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), где сказано, что речевое развитие детей дошкольного возраста включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Необходимый и достаточный уровень словаря создает предпосылки для успешного обучения детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (ДОО) и затем в школе. Словарный запас необходим для социализации и адаптации детей, формирования навыков общения, умений выражать свои мысли и строить связное речевое высказывание.
Особенности развития речи детей дошкольного возраста изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. Развитие словаря у детей дошкольного возраста рассматривались Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой и другими.
В научно-методической литературе отмечается, что ведутся поиски эффективных средств развития словаря у детей, к которым можно отнести малые формы фольклора – загадки и пословицы. Эти жанры народного творчества в сжатой и образной форме даются самые характерные и яркие признаки предметов и явлений. Разгадывая загадки, дети развивают способность к обобщению, анализу, совершенствуют умения выделять выразительные и характерные признаки предмета или явления, умения очень лаконично и ярко передавать образ предметов. При изучении пословиц дети расширяют словарный запас об окружающей действительности. В отличие от пословиц загадки ориентированы на нахождение сходства или различия предметов или явлений.
Таким образом, загадки и пословицы рассматриваются как средство развития словаря у детей дошкольного возраста. Проблема исследования заключается в обосновании методики работы по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить методы и приемы работы по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством использования загадок и пословиц.
Объект исследования: развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: загадки и пословицы как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «словарь» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития словаря в младшем дошкольном возрасте.
3. Дать характеристику загадок и пословиц как средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень сформированности словаря у детей младшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по использованию загадок и пословиц в работе по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия «словарь» в психолого-педагогической литературе
Речь – это сложная психическая деятельность, специфически человеческая психическая функция, процесс общения посредством языка.
В структуре речи выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Первый вид речи включает в себя высказывания посредством языка, второй – это понимание речевого высказывания. В системе языка выделяются такие стороны речи, как фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая, каждая из которых состоит из соответствующих единиц – фонем, лексем, семантических единиц, предложений и высказываний .
Лексическая сторона речи включает в себя словарный запас, совокупность лексем, которые представляют собой языковые единицы для обозначения различных предметов, их свойств и признаков, действий, отношений, качеств и других объектов. Каждая лексема, или слово выполняют номинативную функцию (называние действительности) и функцию обобщения. Такое понимание лексемы было предложено В.В. Виноградовым .
Словарь как предмет исследования раскрывается в различных науках – в лингвистике (В.В. Виноградов, П.А. Лекант, А.А. Реформатский), психологии (Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев), педагогике (М.М. Алексеева, В.В. Гербова, С.А. Козлова, М.Р. Львов), логопедии (А.Н. Гвоздев, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев).
В лингвистике (языкознании) выделяется такой раздел, как лексикология (от греч. lexikos – относящийся к слову), который изучает словарный состав языка, его лексику. Лексикология направлена на исследование словарного состава языка, при этом основной единицей лексической стороны речи выступает лексема. В лингвистике рассматриваются различные типы лексем, структура и состав словарного запаса, особенности функционирования лексических единиц в речи, возможности развития словарного состава.
П.А. Лекант рассматривает понятие «лексическое значение слова» и понимает под ним определенное смысловое содержание, которое одинаково понимается людьми, общающимися на одном языке. Лексическое значение позволяет установить связь между словом и тем предметом (действием, качеством, явлением), которое оно называет. Благодаря лексическому значению определяются свойства, одинаковые для ряда предметов, или наоборот, устанавливаются различия, на основании которых выделяется тот или иной предмет .
В литературе выделяется два вида словаря – активный и пассивный.
Активный словарь – это словарь, который свободно употребляется в процессе речи и общения во всех сферах жизнедеятельности. Активный словарь включает в себя как общеупотребительные слова, так и слова узкого употребления (экспрессивно-эмоциональная лексика, профессионализмы и другие). Слова, входящий в активный словарь, составляют ядро лексической системы языка. Состав активного словаря зависит от возраста, от профессиональной деятельности, уровня развития и образования, от социальной среды.
Пассивный словарь – это словарь, который понятен для лиц, владеющих языком, но редко используемый в процессе повседневного общения. В пассивный словарь входят неологизмы, книжная лексика, слова, которые не стали привычными для речевого общения и другие. Пассивный словарь также зависит от возраста, условий воспитания, социальной среды, профессиональной деятельности. В пассивный словарь также входит часть лексики, которая может
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Academia, 2000. – 399 с.
2. Алиева, К.И. Чтение художественной литературы как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста / К.И. Алиева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9). – С. 219-221.
3. Багаутдинова, Г.Р. Знакомство с предметным миром как средство активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста / Г.Р. Багаутдинова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-2. – С. 36–39.
4. Виноградов, В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды [Электронный ресурс] / В.В. Виноградов. – Режим доступа: URL: http://www.twirpx.com/file/1343437/.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова – М.: Педагогика, 2014. – 504 с.
6. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 58 с.
8. Гербова В.В. Учусь говорить: пособие для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2005. – 31 с.
9. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: пособие для воспитателя детского сада / Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
10. Левченко, Е.В. Роль художественной литературы в развитии речи детей / Е.В. Левченко, Н.А. Карелина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 7 (17). – С. 9-12.
11. Лекант, П.А. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант. – М.: Высшая школа, 2015. – 462 с.
12. Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии / авт.-сост.: Т.В. Волосовец, О.С. Ушакова. – М.: Русское слово, 2015. – 166 с.
13. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб.-метод. пособие / Ф.А. Сохин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
14. Старикова, А.М. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой / А.М. Старикова // Филологическое образование в период детства. – 2015. – Т. 22. – С. 90-94.
15. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
16. Стерликова, В.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова; ред. А.Г. Арушанова. – М.: Флинта, 2014. – 132 с.
17. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Юрайт, 2019. – 161 с.
18. Ушакова, О.С. Ознакомление с художественной литературой во взаимосвязи с развитием речи и творчества дошкольников / О.С. Ушакова // Обруч. Образование: ребенок и ученик. – 2015. – № 2. – С. 49-53.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
20. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.