Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из правовых институтов, способствующих сохранению окружающей среды и поддержанию ее удовлетворительного состояния, выступает экологический контроль. Экологический контроль являет собой одну из правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредоносного воздействия антропогенного характера, функцию государственного управления и институт экологического права. Именно с помощью экологического контроля обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению требований экологического законодательства. Зачастую в результате осуществления экологического контроля на субъектов-нарушителей накладывается юридическая ответственность, которая в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения может быть уголовной, административной, гражданско-правовой и трудовой. Основной целью осуществления государственного экологического контроля является обеспечение конституционного права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, обозначенного в ст. 42 Конституции Российской Федерации путем проверки исполнения требований законодательства относительно рационального природопользования и охране окружающей среды от деструктивного воздействия.
В свою очередь, государственный контроль и надзор в области охраны окружающей среды является предметом научных исследований таких известных отечественных и зарубежных авторов, как Д.Е. Кузьмин, Е.О. Личманюк, О.А. Притужалова, К. С. Радченко, Д.А. Храмов, Mark Cleveland, Kyle A. Palmer, Anthony Williams. Несмотря на весомые результаты научных поисков указанных выше ученых, теоретико-методологические основы экологического контроля требуют глубокого изучения и совершенствования. Дискуссионным остается вопрос уточнения и развития понятийного аппарата, прежде всего, по раскрытию сущности и содержания экологического контроля. Также до сих пор не определено место экологического контроля в системе экологического права и не выяснена до конца его правовая природа. Таким образом, выбранная тема работы является актуальной.
Объектом исследования являются общественные отношения, составляющие государственный экологический контроль.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие организацию государственного экологического контроля, деятельность государственных органов, уполномоченных на осуществление данного вида контроля.
Целью работы является комплексный анализ государственного экологического контроля в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- дать понятие и определить виды экологического контроля;
- изучить понятие государственного экологического контроля;
- проанализировать правовое регулирование государственного экологического контроля;
- определить субъекты и объекты государственного экологического контроля;
- охарактеризовать возможности дальнейшего совершенствования государственного экологического контроля.
При написании работы применялись такие методы, как анализ и синтез, логика, сравнение, историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод.
Структура работы соответствует поставленным задачам и включает следующие элементы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Государственный экологический контроль как вид экологического контроля в Российской Федерации
1.1 Понятие и виды экологического контроля
Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением . Но как подтверждает практика, в реальности эти права нарушаются. Данный факт отражается в статистике, приведенной на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, в январе-сентябре 2020 г. было зафиксировано 16,9 тыс. экологических преступлений, что превышает показатель за аналогичный промежуток времени на 0,6% .
Экологический контроль представляет собой элемент экологического управления, деятельность по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства уполномоченными на то субъектами. Среди видов можно выделить: государственный экологический контроль, общественный и производственный. Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно субъектами хозяйственной и иной деятельности. За непроведение производственного контроля природопользователи могут быть привлечены к административной ответственности. Требование о проведении производственного экологического контроля распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Однако обратим внимание на такой вид экологического контроля, как общественный. Законодатель реагирует на сложившуюся ситуацию, в том числе, путем определения в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ Об охране окружающей среды) общественного экологического контроля как инструмента воздействия, под которым понимается «вид контроля, осуществляемый общественными организациями, отдельными гражданами и другими лицами в целях реализация экологических прав и предотвращения нарушений норм законодательства». В Законе также предусмотрено равнозначное понятие данному явлению – «общественный контроль в области охраны окружающей среды».
Впервые официально общественный экологический контроль обрел нормативно-правовую форму в Законе РСФСР «Об охране природы в РСФСР» , закреплявший его как «в помощь государственным органам при местных отделениях Всероссийского общества содействия охране природы и озеленению населенных пунктов учреждаются общественные инспекции по охране природы, которые согласуют свою деятельность с другими общественными инспекциями (охотничьими, рыболовными и др.)». Но реальных правовых основ для реализации данной деятельности законодатель не в то время не установил.
Субъектами, осуществляющими общественный экологический контроль, можно обозначить, к примеру, общественные организации, некоторые НКО, если данная деятельность не противоречит их уставам и принципам. Отмечают в качестве субъектов и отдельных граждан, которые становятся общественными инспекторами в сфере охраны окружающей среды на добровольных и безвозмездных началах. Для их формальной деятельности каждому инспектору выдается удостоверение. Активное участие в данной деятельности принимают и Общественные палаты: как на уровне федеральном – Общественная палата России, так и на региональном, например, Общественная палата Саратовской области . Яркими примерами общественных организаций, осуществляющих экологический контроль можно назвать Общероссийскую общественную организацию по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» и Общероссийский народный фронт (далее – ОНФ). Приведем примеры их практической деятельности. Так, 25 октября 2020 г. произошел прорыв дамбы на Белопорожской ГЭС. Местные жители г. Кемь обратились именно к общественникам, и сообщили о данной экологической катастрофе. Прорыв дамбы происходит уже второй раз за год, также жители рассказывают, что рыба в этих водах пахнет бензином из-за попадания сточных вод из местной канализации. Активисты ОНФ для быстрого реагирования обратились с просьбой по проведению проверки образования маслянистого слоя в реке Кемь в межрайонную природоохранную прокуратуру Карелии. «Ситуация под контролем», - отмечается членами Общероссийского народного фронта .
В то же время в Липецке забился канализационный коллектор, вследствие чего сточные воды вылились на дорогу, попав в ближайший пруд, тем самым поставив под угрозу жилые дома и участки.
Местные жители вызвали аварийные службы, Но кроме того, обратились и к местным активистам ОНФ, которые, в свою очередь, подключили к проблеме управление Роспотребнадзора, организовали совместный рейд сотрудников ресурсоснабжающей организации, департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка, местных жителей. Также вследствие этого инцидента была загрязнена детская площадка, восстановлением которой занялись члены Общероссийского народного фронта .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. 4 июля.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС Консультант Плюс (дата обращения 11.03.2021).
3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
4. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» // СЗ РФ. 2015. № 36. Ст. 5043.
5. Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (ред. от 21.03.2019) «О федеральном государственном экологическом надзоре» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 11.03.2021).
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (дата обращения 11.03.2021).
Научная литература
7. Вершило Н.Д. К вопросу о государственном экологическом контроле и надзоре // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 6. С. 35-39.
8. Гулак Н.В. Проблемные аспекты отношений в области экологического контроля. Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 4 (36). С. 268-271.
9. Данилова Н.В. Экологический надзор и реформа экологического законодательства // Lex russica. 2016. № 10. С. 88-96.
10. Дохныч А.Д. Экологический контроль: государственный и общественный контроль: Аллея науки. 2019. Т. 2. № 11 (38). С. 772-775.
11. Жочкина И.Н. Общественный экологический контроль: новые подходы к правовому регулированию отношений // Социально-политические науки. 2018. №6. с. 54-59.
12. Исмаилова Ш.В. Экологический контроль в строительстве // Юрисконсульт в строительстве. 2017. № 9. С. 30–34.
13. Кичигин Н.В. Правовые проблемы публичного экологического контроля (надзора): монография / Кичигин Н.В.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Изд-во Триумф, 2012. 328 с.
14. Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби; Проспект, 2005.
15. Чхутиашвили Л.В. "Совершенствования государственного экологического контроля (надзора)" Lex Russica, no. 9 (118), 2016, pp. 155-162.
Интернет-источники
16. Общероссийский народный фронт: официальный сайт. URL: https://onf.ru/ (дата обращения: 11.03.2021).
17. Общественная палата Саратовской области: официальный сайт.. URL: http://xn--64-emce.xn--p1ai/ (дата обращения: 11.03.2021).
18. Росприроднадзор: официальный сайт // URL: https://rpn.gov.ru/o-sluzhbe/polozhenie-o-rosprirodnadzore/ (дата обращения: 11.03.2021).
19. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2020 года / Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт // URL: https://media.mvd.ru/ (дата обращения: 11.03.2021).