Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач оказания помощи детям с отклонениями в развитии в целом и детям с нарушениями интеллекта является определение образовательного маршрута (типа образовательного учреждения и программы обучения и воспитания ребенка). Эта задача решается в рамках одного из учреждений поддержки детей с отклонениями в развитии – Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Ее решение является конечным результатом дифференциальной диагностики, направленной на различение сходных состояний, выявление первичных и вторичных нарушений у детей с отклонениями в развитии.
Психолого-педагогическая экспертиза ребенка является обязательной составляющей педагогического процесса и проводится всеми членами экспертной группы. Перед поступлением ребенка в образовательную организацию (школу) проводится первичное психолого-педагогическое обследование, которое дает возможность получить первое представление о фактическом развитии ребенка и спланировать педагогическую работу на начало учебного года. Углубленное психолого-педагогическое обследование проводится с целью оценки фактического развития ребенка, выявления «зоны ближайшего развития», определения содержания обучения на предстоящий учебный год.
Роль психолого-педагогической экспертизы возрастает в связи с необходимостью обеспечения доступного образования.
Направления психолого-педагогического обследования носят комплексный характер, так как результатом обследования должно быть целостное представление о ребенке: двигательное и психическое развитие; владение существующими видами деятельности; формирование представлений об окружающем мире, математических понятий; социальное взаимодействие.
Содержание психолого-педагогического обследования непосредственно связано с содержанием программно-методического материала.
Результаты, полученные в ходе диагностики, позволяют оценить текущее развитие ребенка и определить перспективы дальнейшего развития.
Психолого-педагогическое обследование организуется таким образом, чтобы получить наиболее точные данные о характеристиках и потенциальных возможностях, имеющихся у ребенка.
Оценка результатов психолого-педагогического обследования позволяет выявить и зафиксировать даже незначительные изменения в развитии каждого ребенка по оцениваемым параметрам, отражающим динамику освоения содержания программного материала по учебным предметам и коррекционным курсам.
Степень изученности темы исследования. Анализ научных работ, посвященных детям с нарушением интеллекта, в частности, основам психолого-педагогической диагностики, исследуется отечественными и зарубежными учеными, такими как И.Н. Агафонова, Т.А. Акимова, В.М. Блейхер, О.С. Забаурина, В.В, Кришталь, В.А. Липа, В. Левитин, Дж. Лолер, И.И. Мамайчук, М.В, Маркова, Е.М. Мастюкова, В. Нижник, В. Помогайло, Н.К. Сухотина, В.В. Ткачева, У.В. Ульенкова, Ф. Фогель, М.А. Холодная, Г. Штернберг и др.
Объект исследования: дети с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями интеллекта.
Цель исследования: изучить разные цели (уровни, этапы) психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями интеллекта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность и причины интеллектуальных нарушений;
- предоставить психолого-педагогическую характеристику легкой степени умственно отсталости;
- определить современные проблемы психологической диагностики и коррекции интеллектуальных нарушений у детей;
- проанализировать состояние дифференциальной диагностики в области изучения детей с отклонениями в развитии.
Методологической основой проведенного исследования являются прежде всего общенаучные принципы системного анализа, принцип взаимной связи и взаимообусловленности процессов социальной деятельности и коррекционного воспитания как ее специфической разновидности, принцип технологического моделирования.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 29 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 22 источника.
Глава 1 Дети с нарушениями интеллекта
1.1 Сущность и причины интеллектуальных нарушений
Интеллектуальные нарушения - довольно сложная особенность течения развития ребенка. Известно, что интеллектуальные нарушения - это системное нарушение познавательной деятельности, имеющей задержку психического развития (ЗПР) - и необратимый характер. Одна из первопричин возникновения таких интеллектуальных нарушений – органическое поражение коры головного мозга, имеющее непрогрессирующий характер, поэтому такие дети способны к постепенному познавательному развитию, хотя со значительными трудностями. Такая особенность ребенка не ограничивает его возможности развиваться и жить в обществе, имея собственные перспективы. Интеллектуальные нарушения - лишь особое развитие ребенка, не исчерпывающее всех его потенциальных возможностей. Он будет учиться, однако очень медленно, а определенными знаниями и навыками может не овладеть.
Олигофрения - это форма психического и психического недоразвития, возникающая в результате поражения центральной нервной системы (прежде всего коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (во время родов) или постнатальный (на самой ранней стадии жизненного развития) периоды [20, с. 43].
Причинами олигофрении могут быть различные факторы экзогенной (внешней) и эндогенной (внутренней) природы, вызывающие органические нарушения работы головного мозга. К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания матери во время беременности (вирусные заболевания, красная сыпь, болезнь Боткина, токсоплазмоз и др.), различные родовые травмы (например, асфиксия и др.).
Эндогенные негативные факторы приводят к врожденной олигофрении. К ним относятся патологическая наследственность (венерические и некоторые другие заболевания родителей), умственная отсталость обоих или одного из родителей, нарушение хромосомного набора (хромосомные аберрации), заболевания эндокринной системы (например, фенилкетонурия), несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору и др.
Особо обращает на себя внимание связь между такими асоциальными явлениями, как алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, и появлением в этих семьях детей с различными расстройствами.
Деменция (от лат. деменция-безумие) - слабоумие, стойкое снижение познавательной активности, критики, памяти, ослабление и огрубение эмоционально-волевой сферы [13, с. 85].
В детском возрасте слабоумие возникает в результате органического поражения головного мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях головного мозга (менингоэнцефалит), черепно-мозговых травмах (сотрясение мозга, ушибы).
К возрасту 2-3 лет значительная часть мозговых структур уже сформирована, поэтому воздействие патогенных факторов вызывает только их повреждение.
В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении является очень сложным. В отличие от олигофрении нарушения деятельности мозга при деменции происходит после определенного периода нормального развития ребенка. Конечно, деменция возникает или начинает быстро прогрессировать в возрасте 2-3 лет.
Этим временным фактором в значительной степени определяется отличие течения и клинико- психологической структуры интеллектуального дефекта при деменции от олигофрении. Так, структура интеллектуальной недостаточности при деменции отличается неравномерностью различных познавательных функций. Кроме того, при деменции часто наблюдается несоответствие между запасом знаний и очень ограниченными возможностями их реализации.
В раннем возрасте слабоумие проявляется в виде потери поздно приобретенных навыков.
Например, если у 3-летнего ребенка возникает слабоумие, в первую очередь теряется речь, теряются навыки самообслуживания и опрятности, то могут быть утрачены ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким и т. д.). Характерным признаком начала деменции является появление нецелеустремленного поведения, общей моторной расторможенности, аффективной возбудимости, некритичности, немотивированного повышенного настроения [16, с. 4].
При заболевании в старшем дошкольном возрасте наиболее выраженным является искажение игровой деятельности - она становится стереотипной, однообразной. Если заболевание начинается в младшем школьном возрасте, то в течение длительного времени у ребенка может наблюдаться сохранение речи, усвоение навыков.
Но в то же время становится заметным резкое снижение умственной работоспособности и учебной активности в целом, меняется поведение ребенка.
В соответствии с МКБ-10 олигофрению разделяют:
F - умственная отсталость;
F 70 - легкая умственная отсталость;
F 71 - умеренная умственная отсталость;
F 72 - тяжелая умственная отсталость;
F 73 - глубокая умственная отсталость;
F 78 - другая умственная отсталость;
F 79 - неуточненная умственная отсталость.
Интеллектуальные нарушения у ребенка в зависимости от интенсивности поражения коры головного мозга, могут проявляться различными качественными характеристиками проявления: от легкой степени (IQ 50-70) до умеренной (IQ 35-49), тяжелой (IQ 25-49) и глубокой (IQ 24 и ниже) ступеней. Для определения эффективных стратегий развития ребенка родители должны владеть информацией, которая может способствовать уточнению ожидаемых результатов и выделению наиболее совершенных факторов, которые должны привести к положительным изменениям в развитии ребенка.
Рассмотрим сопутствующие соматические проблемы, которые характерны для детей с интеллектуальными нарушениями.
Помимо основного диагноза, дети могут иметь сопутствующие психиатрические проблемы.
Олиофрения может сочетаться с любыми другими психическими или физическими (соматическими) расстройствами, причем некоторые психоневрологические синдромы и расстройства встречаются у субъектов с умственной отсталостью почти в три (четыре раза чаще, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые подвергаются большому риску эксплуатации, физическому и сексуальному насилию. Адаптационные возможности таких людей всегда нарушены, однако в обществе с высоким уровнем социальной защиты, где существует система поддержки лиц с умственной отсталостью, эти нарушения могут быть сведены к минимуму [1, c.44].
Британские исследователи Д. Голдберг, С. Бенджемин, Ф. Крид выделяют три группы медицинских (соматических) проблем, характерных для умственно отсталых детей:
1. Специфические нарушения. Например, синдром Дауна основном встречается с дефектами сердечно-сосудистой системы, ожирением, инфекционными болезнями органов дыхания, кондуктивной глухотой, кожными сыпями, хроническим лимфолейкозом, болезнью Альцгеймера (что приводит к деменции, эпилепсии и преждевременной смерти), а также с наиболее значимым поражением – гипотерозом;
2. Общие этиологические факторы. Умственная отсталость преимущественно указывает на то, что головной мозг не функционирует нормально. Эта дисфункция может иметь другие проявления, например эпилепсия, нарушение сенсорной или моторной сферы (церебральный паралич), аутизм, гиперкинетический синдром. Также повышенным является риск развития психического заболевания, частично из-за нарушения функций головного мозга.
3. Повышенная уязвимость. Дети этой группы чаще оказываются в неблагоприятных обстоятельствах. Живут в неблагополучных условиях, чаще становятся жертвами преступлений, бывают безработными, подвергаются эксплуатации и жестокому отношению. Часто они живут в крупных стационарных учреждениях и подвергаются риску заболеть туберкулезом, гепатитом, иногда не имеют полноценного питания. Случается, что в заведениях с хорошим питанием, уходом, с положительными в целом условиями используются неадекватные в целом программы с повышенными требованиями. Все перечисленные факторы частично влияют и на нарушения поведения и психические расстройства, которые часто встречаются у клиентов этой группы.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика легкой степени умственно отсталости
Согласно Международной классификации болезней «самый легкий» вид олиофрении – легкая степень умственной отсталости, которую мы и рассмотрим дальше.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова И.Н. Методики изучения интеллекта / И. Н. Агафонова, А. К. Колеченко, Г.А. Погорелов, Л.Ф. Шеховцова. – СПб.: Питер, 20017. – 231 с.
2. Акимова Т.А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с умственной отсталостью // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 209-210.
3. Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук. – К.: 2018. – 185 с.
4. Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме / Е. Бычкова. – М.: РОСТ, 2015. – 382 с.
5. Забабурина О.С. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: Пособие для педагогов-психологов / О.С. Забабурина, О.В. Максименко, Е.А. Савина; под ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: Владос, 2018. – 223 с.
6. Кришталь В.В. Системная семейная психотерапия нарушений здоровья семьи / В.В. Кришталь // Медицинская психология. – 2007. – № 2. – С. 3-8.
7. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие / В.А.Липа. – Донецк: Лебедь, 2015. – 327 с.
8. Левитин В. Удивительная генетика / В. Левитин. – М.: Энас-книга, 2016. – 256 с.
9. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм / Дж. Лолер. – М.: Прогресс, 2015. – 136 с.
10. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И Мамайчук. – СПб.: Речь, 2018. – 288 с.
11. Маркова М.В. О разработке комплексной системы медико- психологической реабилитации семей, воспитывающих ребенка с нарушением психического развития / М.В. Маркова, Т.Г. Ветрила // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2019. – № 2 (22). – С. 38-45.
12. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московина. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 519 с.
13. Методы изучения структуры интеллекта / Сост. М.К. Тутушкина, Г.М. Товбин. – СПб.: 2016. – 204 с.
14. Нижник В. Помощь детям с особыми потребностями / В. Нижник. – К.: Главник, 2017. – 138 с.
15. Помогайло В. Генетика человека / В. Помогайло, А. Петрушов. – К.: Академия, 2017. – 208 с.
16. Практический интеллект / под ред. Р. Стернберга и др. – СПб.: 2017. – 108 с.
17. Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача / Под ред. А.Г. Гофмана. – М.: МЕДпресс- информ, 2017. – С. 360–377.
18. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2017. – 318 с.
19. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова. – М., 2019. – 176 с.
20. Фогель Ф. Генетика человека: в 3 т. / Ф. Фогель, А. Мотульски. – М.: Мир, 2015. – 175 с.
21. Холодная М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2018. – 206 с.
22. Штернберг Г. Отточите свой интеллект / Г. Штернберг. – Минск, 2019. – 166 с.