Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии – это одно из самых актуальных направлений коррекционной педагогики в России. Обратимся к статистике. В нашей стране число детей с нарушениями в состоянии здоровья среди новорожденных насчитывается 74%. Отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте до 3 лет.
В специализированном психолого-педагогическом сопровождении есть необходимость не только у дети, которые обучаются в коррекционных образовательных организациях, но и у обучающихся массовых образовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций. Большинство детей имеют не грубые, а стертые, пограничные формы нарушений, которые проявляюся в дефиците внимания, нарушениях эмоциональной сферы, характерологических, поведенческих девиациях и прочих. Следствием этого становится трудным формирование всех существующих деятельностных форм, прежде всего, конечно, учебной, устойчивости социальная адаптации, нарушается процесс социализации.
Увеличение количества лиц с отклоняющимся развитием коренным образом поменяло отношение к ним общества. Это дополнительно простимулировало развитие специальной психологии и повысило ее значимость в социуме.
Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизме, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах.
Ранняя коррекция недостатков детского развития - актуальная проблема отечественной специальной педагогики. Не менее актуальна проблема диагностики отклоняющегося развития. В данной ситуации возрастает значение медицинского и психологического анамнеза в диагностике отклоняющегося развития. Потому что в ведении медиков является, прежде всего, детское здоровьесбережение, их физическое развитие, соматическое благополучие, но а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдано под наблюдение педагогической психологии.
Цель данной курсовой работы заключается в определении значения медицинского и психологического анамнеза в диагностике отклоняющегося развития.
Объект: медицинский и психологический анамнез в диагностике отклоняющегося развития.
Предмет: значение медицинского и психологического анамнеза в диагностике отклоняющегося развития.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты по вопросу значения медицинского и психологического анамнеза в диагностике отклоняющегося развития;
2. Выявить сущность медицинского и психологического анамнеза в диагностике отклоняющегося развития;
3. Рассмотреть значение медицинского и психологического анамнеза в диагностике отклоняющегося развития.
Методологической основой подхода к данному вопросу являются наставления М.Я. Мудрова, который впервые разработал подробную схему клинического исследования больных и явился основоположником характерного для отечественной медицины анамнестического метода исследования больных. В дальнейшем этот метод был развит и усовершенствован его последователями А. И. Овером и в основном Г. А. Захарьиным.
В работе опираемся на современный контекст отклоняющегося поведения, которое достаточно разнообразно по своим проявлениям, среди них: делинквентное, аддиктивное, дизадаптивное, агрессивное, суицидальное и другие. Основное внимание уделим трудам ученых, изучающих вопросы отклоняющегося поведения: А. В. Хомич, Е. В. Змановской, В. Д. Менделевич, Я. И. Гилинского и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;
- организационный метод - сравнительный;
- методика эмпирического исследования
- педагогическое наблюдение.
1.Теоретические аспекты медицинского и психологического анамнеза в диагностике отклоняющегося развития
1.1. Понятие отклоняющегося развития
В специальной педагогике для обозначения своеобразной точки отсчета, относительно которой анализируются отклоняющиеся формы развития, вводятся понятия «идеальная программа развития», «идеальный онтогенез».
Под идеальной программой развития подразумевается своевременное последовательно-уровнево-иерархическое формирование взаимосвязанных, синхронно изменяющихся в процессе развития функциональных систем в условиях «идеальной» детерминации их внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием окружающей образовательной среды, включая имманентно присущую развитию ребенка «идеальную» способность к присвоению образовательных воздействий, включение их в собственные психические структуры.
Понятие «идеальная норма» (идеальный онтогенез) - не существующее в реальности образование, которое имеет исключительно теоретическую значимость как объект, обладающий набором свойств и качеств, существующих в сознании одного человека или группы лиц. «Идеальная норма (модель нормы) не может служить критерием оценки реально протекающих процессов или состояний психики, но позволяет вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условия для обеспечения успешности их формирования» [26].
Итак, подобная модель служит целям исключительно общетеоретического «программного» описания развития. Она позволяет определить ту точку, момент, начиная с которого будет отсчитываться вначале индивидуальный вариант нормативного (условно-нормативного) развития, а затем при выходе показателей психического развития из области условно-нормативного развития (области, задаваемой требованиями в данном случае среднепопуляционного социально-психологического норматива) — развития отклоняющегося. На этом этапе возникает еще одна теоретическая модель — модель идеального дизонтогенеза/
Для раскрытия понятия «отклоняющиеся развитие» рассмотрим понятие социально-психологического норматива, который «… в сжатом виде … можно определить как систему требований, которые общество к психическому и личностному развитию каждого из его членов» [4].
Чтобы быть успешным в социальном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют основу социально-психологического норматива.
Объединив понятия «идеальный онтогенез» и «социально-психологический норматив» в контексте определения «отклоняющиеся развитие», можно говорить, что изменение «программы развития» ребенка в пределах, определяемых социально-психологическим нормативом, можно рассматривать как «условно нормативное развитие». Именно такое определение условно нормативного развития наиболее актуально и эффективно может быть использовано для задач диагностической практики специалиста. Таким образом, условно нормативное развитие может быть представлено в виде некоего «коридора», «области нормативного развития», границы которой определяются действующим в конкретном месте и времени социально-психологическим нормативом, задаваемым в свою очередь, образовательной, социально-культурной, этнической ситуациями.
Такой подход может рассматриваться не только в рамках условно нормативного развития, но распространяться на социально психологический норматив, предъявляемый в условиях специального образования при обучении детей с различными вариантами отклонений в развитии. С той лишь разницей, что в этом случае в качестве условно нормативного развития будет принят некий «типологический социально-психологический
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 1999.
2. Аксенова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С.15–21.
3. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002.
4. Введение в психодиагностику /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М., 1999.
5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика. 1979г.
7. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. — 41 с.
8. Ермолаева Т. Н., Зиналиева Н. К. Ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии детей . учебно-методическое пособие. — Астрахань: «Астраханский университет», 2010. — 88 с.
9. Кисова В. В., Конева И. А. Практикум по специальной психологии. — СПб .: Речь, 2006. — 352с.
10. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Медицина, 1985.
11. Лихачева Е. Н. Ранняя психолого-педагогическая диагностика замедленного темпа психического развития: актуальность, проблемы и пути решения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. — № 17. Выпуск 20. — С. 254–256.
12. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб .: Речь, 2006. — 400 с.
13. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
14. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
15. Мудров М.Я. Избранные произведения. – М.: Издательство АМН СССР, 1949. – 295 с.
16. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 267 с.
17. Основы специальной психологии // Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2007. - 480 с.
18. Парицкая, И. В. Теоретические аспекты комплексной диагностики отклоняющегося развития в раннем возрасте / И. В. Парицкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1000-1003. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24090/ (дата обращения: 11.03.2021).
19. Певзнер М.С. Дети - олигофрены. - М.: Медицина. 1959
20. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М., 1996.
21. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
22. Практическая психодиагностика: Методы и тесты. - М., 2001.
23. Психология развития.// Под ред. Марцинковской Т.Д. М, 2001 г.
24. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. - М., 1999.
25. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.:Медицина, 1979.
26. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. - М., 2000.
27. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Педагогика. 1978г.
29. Захарьин, Г.А. Клинические лекции : практическое пособие / Г.А. Захарьин. – Изд. 5-е. – Москва : б.и., 1895. – Вып. 1. Введение в клинические занятия (3 лекции). – 137 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453375 (дата обращения: 13.03.2021).
30. Хомич А.В. Психология девиантного поведения https://www.studmed.ru/homich-av-psihologiya-deviantnogo-povedeniya_ac2e80816fd.html
31. Ганнушкин П.Б. Клиника малой психиатрии https://www.klex.ru/k3
32. Большая Медицинская Энциклопедия. Главный редактор Б. В. Петровский, издание третье, онлайн версия https://бмэ.орг/