Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие хореографического искусства на современном этапе характеризуется многообразием форм, развитой танцевальной техникой, разнообразием манеры исполнения. В связи с этим, возрастают требования к уровню подготовки будущих преподавателей – хореографов и руководителей хореографических коллективов.
Эстрадный танец представляет собой вид сценического танца, небольшую хореографическую сценку, миниатюру, которая предназначена для эстрадного исполнения, который построен на четкой драматургической основе, на лаконичных средствах выразительности хореографии. Данный вид танца вбирает в себя эксцентрику, акробатические приемы, пластику и т.д.
К главным особенностям современного эстрадного танца относят четкую драматургическую основу; лаконичность; разнообразие средств выразительности хореографии; содержание элементов неожиданности в характере исполнения или в постановочных решениях.
Актуальность темы заключается в том, что танец содержит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, в нем сочетаются эмоциональная сторона искусства. Танец дарит радость танцору и зрителю, танец раскрывает духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Для руководителя хореографического коллектива эстрадного танца - это прекрасный инструмент для многостороннего развития личности учащихся.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Можно выделить несколько аспектов в теоретическом осмыслении данной темы: Исследования по историческим аспектам эстрадных и бальных танцев (Н.А. Дмитриева, Р.В. Захаров, М. Кнастер, В.М. Красовская и др). Исследования, в которых описывается создание хореографической композиции (Л.Д. Блок, Н.В. Соковикова, Н.И. Тарасов, Ж.Ж. Новер и др.). Исследования, в которых раскрывается роль хореографа при постановке хореографических композиций для коллектива эстрадного танца (А.В. Мелехов, А.Я. Ваганова, И.Г. Есаулов и др.).
Объектом исследования выступают особенности работы танцевального коллектива в эстрадном стиле.
Предметом исследования является технология методов и принципов работы танцевального коллектива в эстрадном стиле.
Цель исследования: теоретически рассмотреть методы и принципы работы танцевального коллектива в эстрадном стиле.
Задачи исследования:
1. Выделить теоретические аспекты методов и принципов работы танцевального коллектива в эстрадном стиле.
2. Рассмотреть методику и принципы руководства хореографическим коллективом эстрадного танца.
3. Изучить особенности работы танцевального коллектива в эстрадном стиле при постановке хореографических композиций.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Теоретические аспекты методов и принципов работы танцевального коллектива в эстрадном стиле
1.1 Аспекты развития эстрадных танцев
Необходимо отметить, что эстрадные танцы включают в себя элементы эстрадных и бальных танцев. Рассмотрим подробнее по отдельности исторические аспекты развития эстрадных и бальных танцев.
Современный эстрадный танец представляет собой музыкально-хореографическую миниатюру, идея которой выражена в четком драматургическом построении со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевают развитие сюжета и то, что каждый эпизод танцевального номера реализован танцевально-игровым или просто танцевальным приемом. Желательно, чтобы в эстрадном танце был элемент неожиданности в постановочном решении или в самом характере исполнения [5, с. 58].
Можно выделить, что в современном эстрадном танце большое значение имеет индивидуальность танцора, так как одним из главных принципов эстрадного танца является импровизация. Занятия современным эстрадным танцем поддерживают хорошую физическую форму, улучшают осанку и походку, развивают чувство ритма и выступают своего рода психологической разрядкой.
Главными чертами эстрадных номеров является следующее: легкая приспособляемость к различным условиям; кратковременность и концентрированность художественно-выразительных средств [7, с. 125].
Немаловажно, что истоки эстрадного танца уходят в народное творчество, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов, в русских и цыганских хорах. В конце XIX века начали организовывать сборные концерты на эстрадах «вокзалов», садов и кафешантанов. Кроме того, в их программах присутствовал «каскадный» репертуар, однако часто исполняли и народный танец. В начале XX века на эстраде возник сценический жанр лубка в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, которые исполняли «Рязанскую пляску», от которой пошла традиция комедийного номера на фольклорной основе (сохраняется и в современном эстрадном танце).
Перед Первой Мировой войной были распространены «салонные» или «декадентские» танцы («Танго смерти», «Танцы апашей» и др.), которые вобрали в себя компоненты модных в то время бальных танцев (танго, кэкуок и др.), они были усложнены элементами акробатических поддержек. Отметим, что вначале «салонные» танцы исполняли гастролеры, а потом их освоили русские артисты. Пользовалась популярностью и чечетка, которая была завезена в Россию из других государств. В 1910-20-е гг. распространены были и танцы «босоножек», то есть последовательниц А. Дункан [13, с. 78].
Необходимо подчеркнуть, что современная танцевальная эстрада сохранила репертуар дореволюционных талантливых танцоров, который не всегда соответствовал задачам революции. С начала XX-х гг. появились новые виды эстрадного танца, в которых отразилась современная действительность.
Необходимо подчеркнуть, что на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (1939) эстрадный танец занял одно из ведущих мест, первые премии были завоеваны Редель, Хрусталевым, Мирзоянц, Резцовым. Была отмечена и работа хореографа и Крестова, они создали танцевально-игровые миниатюры на современном материале [13, с. 75].
Кроме того, в процессе развития эстрадный танец стал оказывать влияние на всю советскую хореографию. Элементы эстрадной акробатики и жанровой специфики органично вошли в лексику классического танца.
Необходимо подчеркнуть, что в 60-е гг. были организованы учебные заведения для подготовки эстрадных танцовщиков (Киевская студия эстрадного и циркового искусств, Всероссийская творческая мастерская). Возродился жанр мюзик-холла, в Московском мюзик-холле женский ансамбль «Радуга», в Ленинградском мюзик-холле танцевальные сценки, например, «Носильщики», «Новгородские ложечники» и др. Здесь работали разные хореографы, в том числе Г. Вальтер из ГДР. Особенно следует отметить работы хореографа в Красноярском ансамбле танца Сибири (например, «Носильщики», «Вологодские кружевницы») [13, с. 63].
Немаловажно, что в 60-х гг. многие балетмейстеры обращались к сатирическому жанру. Э.Я. Виноградова сделала репертуар многим ленинградским танцовщикам, в том числе Н.А. Раудсепп и Э. Саттарову (к примеру, «Эксцентрический танец», «Учитель танца»). Кроме того, остроумием замыслов и отточенностью приемов отличались и номера киевского хореографа Б.Н. Каменьковича, которые были созданы для В.А. Кононовича (например, «Два кума», совместно с Г.С. Давиденко, «Докатился!»). Отметим, что интерес к джазовой музыке характеризует творчество танцовщика В.А. Шубарина, программа которого «Танцы в современных ритмах» имела много последователей [14, с. 65].
Необходимо подчеркнуть, что для танцевальной эстрады второй половины 70-х гг. определяющими стали большие концертные многожанровые танцевальные коллективы (к примеру, Хореографические миниатюры, Московский классический балет, Ленинградский ансамбль балета, Молодой балет Алма-Аты, «Сувенир» и др.). Каждый из коллективов имел свой репертуар, свое направление, которое было создано хореографами
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрипина Я.В. Статьи, воспоминания, материалы [Текст] / Я.В. Агрипина. – М.: Искусство, 1958. – 343 с.
2. Александрова, Н.А. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий [Текст] / Н.А. Александрова. – СПб.: Лань, 2011. – 624 с.
3. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Блок. – М.: Искусство, 1987. – 556 с.
4. Богданов, Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения [Текст]: учеб. пособие / Г.Ф. Богданов. – М.: ВЦХТ, 2007. – 192 с.
5. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://klassikaknigi.info/bolshaya-sovetskaya-entsiklopediya/
6. Ваганова, А.Я. Основы классического танца [Текст]: учеб. пособие / А.Я. Ваганова. – М.: Лань, 2007. – 192 с.
7. Захаров, Р. В. Искусство балетмейстера [Текст]. – М. : Искусство, 1954. – 430 с.
8. Иванова, И.А. Многообразие русского танца [Текст] / И.А. Иванова // Хореография: история, теория, практика. Вып. 4. – М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2011. – 248 с.
9. Ивлева Л.Д Анатомия и биомеханика в хореографии: учебное пособие. ЧГИК, 2017
10. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. Челябинск. 2000.
11. Ивлева Л.Д. Классический танец: методические принципы методы в обучении: учебное пособие по дисциплине «Методика преподавания специальных дисциплин. Классический танец»» для студентов, обучающихся по специальности «Народная художественная культура». ЧГИК. 2016.
12. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. Челябинск. 1989.
13. Ивлева, Л.Д. История преподавания танца: учебное пособие / Л.Д. Ивлева, Челяб..гос..ун - т. культуры и искусств. – 2-е изд. – Челябинск, 2006
14. Кузнецов, Е. Из прошлого русской эстрады [Текст] / Е. Куликова А. О проблемах в постановке танца [Электронный ресурс] / А. Куликова // URL: http://www.annkulikova.ru/stati/47problemapostanovkitanca
15. Мессерер А. Уроки классического танца. М., Изд. Лань. 2004.
16. Назаров В. Биомеханическая стимуляция мышечной деятельности. М., Советский балет. 1985/4.
17. Нарская Т.Б. Историко-бытовой танец: учебно-методическое пособие. ЧГИК, 2017.
18. Нарская, Т. Б. Организационно – творческая работа с хореографическим коллективом: методические рекомендации для студентов специализации «Хореографическое искусство» Т. Б. Нарская; ЧГАКИ. – Челябинск, 2014
19. Нарская, Т. Б. Основы репетиторской работы в хореографии: методические рекомендации для студентов специализации «Хореографическое искусство» Т. Б. Нарская; ЧГАКИ. – Челябинск, 2012
20. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. М.: ВЦХТ, 1998., 2001
21. Никитин, В.Ю. Композиция и постановка в современной хореографии [Текст]: учеб. пособие / В.Ю. Никитин. – М.: Норма. – 2011. – 250 с.
22. Никифорова А. Метод, рожденный практикой. М., Советский балет. 1983/1.
23. Островская О. Музыка к танцевальным упражнениям. М., Изд. Музыка. 1967.
24. опов П.А. Искусство танца должно сопровождаться искусством врача. М.. Балет. 2008/2.
25. Попова, Т.В. О музыкальных жанрах [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Попова. – М.: Сов. Композитор, 1981. – 154 с.
26. Регаццони, Г. Бальные танцы [Текст] / Г. Регаццони. – М.: БММ АО, 2001. – 192 с.
27. Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России [Текст] / Е.Л. Рыбакова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи. – СПБ.: 2007.
28. Хрусталев, М. Эстрадный танец [Текст] / М. Хусталев. – М.: Театр, 1964. – № 9.
29. Шереметьевская, Н.В. Танец на эстраде [Текст] /Н.В. Шереметьевская. – Москва: Искусство, 1985 – 416 с.