Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия конфликта в педагогике, их особенности и причины 5
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия конфликта в отечественной психолого-педагогической литературе 5
1.2 Методология управления конфликтными ситуациями в современной организации 9
Глава 2. Анализ управления конфликтными ситуациями на примере ПАО «Вымпелком» 13
2.1 Общая характеристика ПАО «Вымпелком» 13
2.2. Описание программы исследования 16
Глава 3. Разработка основных направлений и способов решения выявленных проблем 19
3.1 Анализ конфликтных ситуаций причин и способов управления конфликтами 19
3.2 Рекомендации по организации мониторинга конфликтов в коллективе 24
Заключение 34
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Если обратиться к понятию «человек», то несложно выделить одно из важнейших его аспектов. Человек - это социальное существо, а значит, он не может существовать вне социума. Именно поэтому человечеству понятны такие чувства как дружба, любовь, сочувствие и, конечно же, конфликты.
В процессе деятельности организации происходит постоянное взаимодействие между людьми. При этом конфликты неизбежны. Однако грамотный подход к решению конфликта поможет привести ситуацию к адекватному и удовлетворяющему всех исходу.
Все люди по своей природе уникальны. У каждого свои интересы, взгляды на жизнь, потребности и желания. Отсюда вытекают противоположности. При их столкновении и возникает конфликт.
В современных реалиях тема конфликта не утратила своей актуальности.
Объект исследования: ПАО «Вымпелком».
Субъект исследования: пути решения конфликтов и их профилактика.
Цель исследования: изучить причины конфликтных ситуаций в коллективе и выявить пути их решения.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные понятия и виды конфликтов.
2. Определить причины появления конфликтных ситуаций в коллективе.
3. Предложить мероприятия по профилактике конфликтных ситуаций в коллективе.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
На первом этапе выявлены понятия конфликта, рассмотрены их особенности и причины возникновения.
На втором этапе изучены пути решения, диагностика конфликтов в коллективе и профилактические мероприятия по предупреждению их.
Теоретической основой исследования послужили работы О.И. Громовой, Е.М. Бабосовой, М.М. Рыбаковой, также труды Г.И. Козырева в области конфликтологии.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в углублении, расширении и конкретизации понятий, причин и путей решения конфликтных ситуаций в коллективе.
Методы исследования для решения поставленных задач использована комплексная методика, включающая теоретическое обобщение научных идей и взглядов, изложенная в философской, психологической литературе, наблюдение, анкетирование.
Глава 1. Теоретические основы понятия конфликта в педагогике, их особенности и причины
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия конфликта в отечественной психолого-педагогической литературе
В общественном сознании слово конфликт ассоциируется с обидами, упреками, враждой, негативом, призрением, то есть негативными отношениями в результате не сочетаемости взглядов, жизненных позиций, убеждений и интересов.
Однако существует другой взгляд на этот феномен. Конфликт – это естественная и неотъемлемая часть человеческих отношений, которая способна даже улучшить прежнее взаимодействие людей, разрешить ранее беспокоящие проблемы и разногласия.
Обращаясь к понятию «конфликт», нельзя не заметить одну общую и наиболее важную черту – противоречие. Это неотъемлемая часть конфликтной ситуации.
Важно понимать, что это два абсолютно разных понятия, и не всегда противоречие приводит к конфликту. В основном лишь те, что затрагивают личность человека, его семью, статус и достоинство.
Но и противоречию, и конфликту присуще одно – разногласие. Поэтому понятие конфликта можно определить, как разногласие между двумя или более сторонами. Рассмотрим некоторые понятия конфликтов:
Конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды, цели и помешать другой стороне, сделать то же [6].
Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением определенных вопросов социальной и личной жизни [2, 34].
Конфликты являются неотъемлемой частью функционирования любой организации [12, 9].
Любой конфликт может выполнять как положительные, так и отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определенный уровень конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по организационным конфликтам в основном основаны на методах его разрешения, уменьшения или минимизации. Но конфликт вовсе не нужно устранять, скорее, им нужно эффективно управлять.
Опираясь на определенные критерии конфликты можно разделить:
1. По длительности.
2. По объёму социального взаимодействия.
3. По источникам возникновения.
По длительности конфликты делятся на кратковременные и долговременные.
Первые связаны с минимальным разногласием, недопониманием, совершением ошибок. Такие разногласия осознаются и решаются достаточно быстро.
Долговременные или затяжные конфликты проявляются как следствие уже более глубоких психологических процессов, связанных с нравственно - моральными травмами человека. Такие конфликты решить трудно. Более того, они по своей природе несут большую опасность для психического здоровья человека, причиняют ему вред за счет долгого негативного воздействия на эмоциональную среду [3, 47].
По объёму социального взаимодействия конфликты можно разделить на межличностные, внутриличностные, межгрупповые и групповые.
Межличностные конфликты – практически самый распространенный их вид. Они возникают в повседневной жизни и обусловлены индивидуально - психологическими характеристиками личности. Такие разногласия могут быть связаны с индивидуальными проблемами человека, профессиональными разногласиями, личностными особенностями людей и прочее.
Внутриличностные конфликты связаны с деятельностью, чувствами, переживаниями, эмоциями одного человека. Возникают в результате несоответствия личных требований и реального положения вещей. Могут быть следствием перегрузки организма.
Межгрупповые конфликты – это конфликты, возникающие внутри формальных и неформальных групп. Как правило, причиной такого феномена является столкновение интересов разных социальных групп, коллективов, общностей индивидов; соперничество, борьба за ресурсы и сферу влияния.
Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой [3, 218].
По источникам возникновения конфликтных ситуаций их можно разделить следующим образом: объективно обусловленные и субъективно обусловленные.
Непригодные условия труда, низкое финансовое поощрение, нарушение режима отдыха и работы являются явными причинами возникновения конфронтации в таком обществе. Если люди работают и живут в таких условиях, то невзирая на их личностные особенности, характер, взгляды на жизнь, моральные и духовные ценности, между ними будут возникать различного рода конфликты [5, с. 200].
Субъективным будет возникновение конфликта, связанного с личностями конфликтующих сторон, с их индивидуальными особенностями, жизненными позициями, социальным статусом и другое.
По способам разрешения, конфликты бывают:
- антагонистические (конфликты с непримиримыми противоречиями между сторонами);
- компромиссные (конфликты с итоговым приспособлением, означающим, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями частично или полностью).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиев И.М. Экономика труда: Учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 671с.
2. Бабосов, Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. / Е.М. Бабосов. – М.: Амалфея, 2012. – 324с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов./А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2014. – 512с.
4. Аширов Д. А. Организационное поведение : учебник / Д. А. Аширов. – М.: Проспект, 2013. – 360 с.
5. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова / Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Под ред. Куликова Л.В. - 2 -е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 464с.
6. Балаева, О.Н. Конфликты в сервисных организациях: источники и пути решения. / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева.// Маркетинг услуг. 2010 - № 1. – С. 66-79.
7. Байнев В. Ф. Основы теории организации : пособие для студентов специальности «Менеджмент» / В. Ф. Байнев / Под ред. М. М. Ковалева. — М.: БГУ, 2012г. — 87 с.
8. Барбуто, Джон Е. мл. Исследование связей между личностными характеристиками, стилем поведения в конфликте и эффективностью. / Джон Е. мл. Барбуто, Келли А. Фиппс, Йе Ксу // Управление корпоративной культурой. – 2011. - № 2. – С. 86-99.
9. Большаков А.Г. Конфликтология организаций: учебное пособие / А.Г.Большаков, М.Ю.Несмелова. – М.: Пресс, 2012г. – 182с.
10. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2012. – 260с.
11. Бородкин Ф. М. Внимание: конфликт: серия Общество и личность / Ф. М. Бородкин, Н. М. Корякин. – М.: Наука, 2012г.–123 с.
12. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкиню – СПб.: Питер, 2014. – 540 с.
13. Бука Т.Л. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения: учебное пособие / Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова – М.: Институт Психотерапии, 2013. – 144 с.
14. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М. Р. Битянова – М.: ЭКСМО-Пресс, 2013. – 576 с.
15. Бороздина Г.В. Психология делового общения : учебник для вузов – 2-е изд. / Г.В. Бороздина – М.: Инфра, 2013 – 295 с.
16. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учебное пособие / И.В. Вачков – М: Ось-89, 2013. – 176 с.
17. Вересов Н.Н. Психология управления / Н.Н.Вересов – М.: Московский психолого-социальный институт, 2012. – 532 с.
18. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика. / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2011. – 688с.
19. Висторобская, Е.Н. Основы кадровой политики и кадрового планирования. / Е.Н. Висторобская, Л.Г. Гребеник // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4. - С. 83-84.
20. Горянина В.А. Психология общения : учебное пособие – 3-е издание / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2012. – 180 с.
21. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе / Н.В. Гришина – М.: Академия, 2013. – 226 с.
22. Дружинин В. В. Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, А. С. Конторов. – М.: Радио и связь, 2013г. – 158 с.
23. Доценко Е.Л. Межличностные отношения: семантика и механизмы / Е.Л. Доценко – Тюмень: Тогирро, 2012. – 376с.
24. Дмитриев А.В. Конфликтология : учебное пособие. / А.В. Дмитриев – М.: Гардарики, 2012. – 320 с.
25. Дерманова И.Б. Межличностные отношения: психологический практикум / И.Б. Дерманова, Е.В. Сидоренко – СПб.: Речь, 2014. – 40 с.
26. Дебольский М. Психология делового общения: учебное пособие. / М. Дебольский – М.: МАУП, 2013. – 244с.
27. Данькова Т. Н. Культура речи и деловое общение: учебно-методическое пособие для бакалавров / Т. Н. Данькова, И. Л. Новокрещенова – Воронеж: ВГАУ, 2014. – 305 с.
28. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. /А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2012. – 130 с.
29. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии: 2-е издание / С.М. Емельянов – СПб.: Питер, 2013. — 400 с.
30. Кайдалов Д.П. Единоначалие и коллегиальность/ Д.П. Кайдалов, Е.И. Суименко – М.: Юнити, 2012. – 280 с.
31. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства /А.Г. Ковалев. – М.: Политиздат, 2012. – 271с.
32. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учебное пособие для вузов; 2-е изд., перераб. и доп./ Ю. Д. Красовский. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 511 с.
33. Кибанов, А.Я. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации. / А.Я. Кибанов. – М.: Проспект, 2012. – 48с.
34. Кибанов, А.Я. Система управления персоналом. / А.Я. Кибанов. – М.: Проспект, 2012. – 64с.
35. Конфликтология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям. / Под ред. В.П. Ратников. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 543с.
36. Кричевский Р. Л. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская – М.: Изд. МГУ, 2014. – 207 с.
37. Карякин А. М. Организационное поведение: учебное пособие / А. М. Карякин; под ред. Н. О. Козиной. – И.: Иван. гос. энер. ун-т, 2012. – 220 с.
38. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, В.Г. Коновалова, Д.К. Захаров — М.: Инфра-м, 2013. — 368 с.
39. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование/ А.И. Кочеткова. – М.: Дело, 2013. – 944 с.
40. Кузин Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие; 6-е изд. перераб. и доп. / Кузин Ф. А. – М.: Ось-89, 2012. – 320 с.
41. Коротаева Е. В. "Хочу, могу, умею!" Обучение, погруженное в общение / Е. В. Коротаева – М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 2013. – 224 с.
42. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру /Ч. Ликсон – СПб.: Питер, 2012 – 280 с.
43. Лютенс. Ф. Организационное поведение: университетский учебник; пер. с англ.,7-е изд. / Ф. Лютенс – М.: Инфра-м, 2013. – 692 с.
44. Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах / Э. Э. Линчевский – СПб.: Речь, 2012. – 540 с.
45. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения : учебник для вузов – 5-е изд. / В.Н. Лавриненко – М.: Юнити, 2013. – 415 с.
46. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон; М. Альберт; Ф. Хедоури – М.: Дело, 2012. – 702 с.
47. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук – М.: Инфра-м, 2012. – 255 с.
48. Мишаткина, Т. В. Культура делового общения: учеб. пособие/Т.В. Мишаткина, Г.В. Бороздина. – Мн. : Изд. Союз НПК РБ, 2013. – 283 с.
49. Ньюстром Д. Организационное поведение: поведение человека в процессе труда / Д. Ньюстром, К. Дэвис. – СПб.: Питер, 2014. – 477с.
50. Оксинойд К.Э. Организационное поведение: учебник / К.Э. Оксинойд. –М.: Кнорус, 2013. – 472 с.
51. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А. Петровской. – М.: МГУ, 2012. – 311 с.
52. Погорадзе А. А. Культура производства: сущность и факторы развития / А. А. Погорадзе. – Н.: Наука, 2012.– 280 с.
53. Петровская Л. Л. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. / Л. Л. Петровская – М.: Изд. МГУ, 2014. – 216 с.
54. Папкова, Л.Л. Экономическая эффективность HR — путь к стратегическому партнерству. / Л.Л. Папкова. // Управление человеческим потенциалом. – 2011. - № 1. – С. 24-31.
55. Решетникова, К.В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами. / К.В. Решетникова. // Социологические исследования. – 2006. - № 10. - C. 52-61
56. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: учебное пособие. / С.Ф. Фролов. – М.: Юристъ, 2012. – 240 с.