Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воображение – это весьма важный психический процесс, свойственный только человеку. При помощи воображения индивид способен изменять самого себя и окружающий мир, совершать научные открытия, а также создавать произведения искусства. Воображение детей являет собой огромный потенциал для развития личности и познания мира. То есть воображение – это важнейшая сторона жизни ребенка. Ведь без воображения усвоить какую-либо программу невозможно. Оно характеризуется в качестве необходимой и высшей способностью индивида. При этом именно данная способность нуждается в особом развитии.
Значимой характеристикой воображения дошкольника выступает его реализм, понимание ребенком того, что быть может и чего быть не может. Процесс развитие воображения неизменно приводит к тому, что дети в возрасте 5-7 лет создают различные воображаемые миры, а также населяют их персонажами, которые обладают определенными характеристиками и действуют в определенных ситуациях.
Однако воображение развивается не само собой, а обязательно требует определенных педагогических условий и, в первую очередь, организации правильной воспитательной работы с дошкольниками.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Педагогические условия и средства развития воображения детей старшего дошкольного возраста» актуальным.
Целью данного исследования является выявление педагогических условий и средств развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
В качестве задач исследования выступают следующие:
- рассмотреть понятие и сущность воображения;
- охарактеризовать процесс развития воображения в дошкольном возрасте;
- раскрыть понятие «педагогические условия»;
- выявить диагностическим путем уровень сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста;
- предложить педагогические условия и средства для эффективного развития воображения у старших дошкольников.
Объект исследования – особенности развития воображения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия и средства развития воображения у детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы, терминологический анализ, метод сравнения и сопоставления; диагностические методы: наблюдения, тестовые задания, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов; метод логической систематизации полученной информации. В качестве диагностических методик применялись следующие: «Придумай рассказ», «Вербальное фантазирование» или речевое воображение (авт. Р.С. Немов), «Дорисуй картину» (авт. Е. П. Торренс), а также методика «Где чье место?»
Экспериментальной базой исследования стало МДОУ № 103. Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: в соответствии с поставленными задачами в структуре работы выделено введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Первая глава носила теоретический характер, вторая отражала результаты проведения эмпирического исследования.
Глава 1.Теоретические основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста
§ 1.1.Понятие и сущность воображения
Воображение являет собой особый познавательный процесс, состоящий из создания новых образов, на базе которых появляются новые предметы действия.
Воображение относится к числу высших познавательных процессов, где весьма отчетливо прослеживается особый человеческий характер деятельности. Нельзя не вообразив готовый результат труда, приниматься за какую-либо деятельность. Первое и важное назначение воображения в качестве психического процесса прослеживается в том, что именно оно позволяет представлять результат труда еще до его начала .
Воображение – это также еще и особая форма человеческой психики, которая стоит отдельно от всех остальных психических процессов и одновременно занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, а также памятью. Специфика данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, скорее всего, характерно исключительно для человека и особым образом связано с деятельностью организма, являясь в то же самое время наиболее своего рода «психическим» из всех психических состояний м процессов .
В психологической литературе можно встретить различные определения воображения. Так, например, Л.С. Выготский указывал, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений . С позиции С.Л. Рубинштейна воображение тесным образом связано с нашей способностью, а также необходимостью творить новое. Названный исследователь считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это также преобразование данного, осуществляемое в образной форме» .
Практически каждый образ, который создан в воображении в какой-то степени является как воспроизведением, так преобразованием действительности. При этом воспроизведение – это основная характеристика памяти, а преобразование – это основная характеристика воображения. Подчеркнем, что если основной функцией памяти выступает сохранение опыта, то основной функцией воображения – преобразование данного опыта .
В когнитивно-процессуальном аспекте (исследования Л.С. Выготского, У. Найссера, О.И. Никифороваой, А.В. Петровской, В.В. Петухова и др.) воображение рассматривается в качестве высшей психической функции, высшего познавательного процесса, необходимого элемента творческой деятельности индивида. Сходство процессов воображения и мышления заключается в условиях их возникновения, в установленных пиках их развития, а различия прослеживаются в степени неопределенности той ситуации, в которой они возникают, а также в результативности.
На современном этапе изучения воображения его принято относить к универсальным сквозным психическим процессам. Основная функция воображения – это преобразование, связанное обычно с предвосхищением, прогнозированием будущего результата планируемого и затем выполняемого действия . Воображение позволяет индивиду познавать мир, других людей, не вступая при этом с ними в какие-либо отношения, и познать себя .
Воображение принимает участие в процессах самопознания: образы фантазии дают внутренний язык для чувства, а потому весьма активно проявляются в кризисные этапы развития человека, формируют у него осмысленную ориентацию в собственных переживаниях, а также углубляют и усложняют его внутренний мир . Л.С. Выготский, Т. Рибо склонны считать детский возраст временем наиболее полного раскрытия сил воображения, которое у взрослых остается лишь в качестве профессионально важного качества. В рамках обозначенного аспекта исследователи концентрируются на описании познавательной функции, в первую очередь, произвольного вида воображения.
В побудительно-мотивационном аспекте изучения воображения (исследователи А. Адлер, Л.Ф. Божович, В.В. Давыдов, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Моросанова, Г. Олпорт и др.) в большей мере описывается побудительная функция мечты. Мечта в современной психологии рассматривается как особая форма воображения, ориентированная на желаемое будущее, и характеризуется отсроченностью результатов, относительно совпадающих с образом желаемого, футуристичностью, эмоциональной окрашенностью, осознанностью, личностной устойчивостью. Отдельные исследователи мечту относят к мотивационным установкам .
Побудительная функция воображения описывается исследователями в большей мере на примере произвольного воображения и мечты .
В аспекте, в котором воображение рассматривается в качестве фактора развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К. Изард, В.И. Моросанова, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, Н.Т. Рожков), ученые концентрируются на роли воображения непосредственно в самовоспитании и самосовершенствовании личности. Такого рода изучение, в первую очередь, касается связи воображения и самосознания, при том, как последнее
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символьных структур в развивающемся интеллекте ребенка. – СПб.: Питер, 2016. – 122 с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 2018. – 238 с.
3. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. – М.: Владос, 2014. – 357 с.
4. Боровик О.В. Развитие воображения. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2016. – 112 с.
5. Вульф М.В. Фантазия и реальность в психике ребенка. – М.: АСТ, 2018. – 126 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2004. – 198 с.
7. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113. (дата обращения: 10.03.2021).
8. Дудецкий А.Я. Воображение. – Смоленск, 2017. – 210 с.
9. Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МПГУ, 2018. – 98 с.
10. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в пед. науках. Педагогика. – 2017. - №1. – С. 29-32.
11. Иванова А.А., Шинкарева Н.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 136–138.
12. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис. …докт. пед. наук. Челябинск, 2000. – 44 с.
13. Козырева Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры // Методология и методика естественных наук: сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2019. – 24 с.
14. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие // Психологический журн. – 2011. – №5. – С.57-68.
15. Лосева В. Влияние репрезентативной системы на развитие творческого воображения дошкольников // Прикладная психология и психоанализ. – 2011. – № 4. – С.47-53.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. – М.: Знание, 2015. – 592с.
17. Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности. – М.: Академия, 2016. – 264 с.
18. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. ‒ М.: Знание, 2017. ‒ 155 с.
19. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов // Молодой ученый. – 2019. – №4. – С. 279-282.
20. Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. – М.: Союз, 2017. – 356 с.
21. Смирнова О.Е. Детская психология: учеб. для вузов. – М.: Р ВЛАДОС, 2016. – 388 с.
22. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 1020-1022.
23. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск, 2017. – 242 с.