Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в наше время любой человек должен уметь правильно использовать свои навыки в коммуникации. Особенно этим навыком должны пользоваться в совершенстве сотрудники тех организаций, которые напрямую работают с людьми и с разными структурами, где коммуникация является ключевым фактором в решении различного рода вопросов.
Коммуникативная компетентность важная часть профессиональной компетентности работника. Она показывает степень овладения трудоемкими коммуникативными навыками и умениями, развития соответствующих умений в новых социальных структурах, знания культурных норм и ограничений в общении, знания обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдения приличий, воспитанности, ориентации в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках выбранной профессии.
Максимально развитые коммуникативные навыки способны прийти на помощь специалисту в вопросах нахождения партнеров в бизнесе, приобретения и постоянного развития клиентской базы, правильного построения отношений с членами коллектива и получении дополнительной пользы от работы в коллективе единомышленников, создании и постоянного поддержания позитивного делового имиджа.
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникативной компетентности персонала
1.1. Коммуникативная компетентность персонала: понятия, типы
В современной научной литературе зачастую можно встретить понятия: «коммуникация», «компетентность», а также, тесно связанное с ними - «компетенция».
В XX веке понятие «коммуникация» было внедрено в научный оборот, подразумевая общение, трансферт информации от одного индивида к другому, в качестве своеобразной формы при взаимодействии людей в процессе их познавательной рабочей деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка, т.е. использования всевозможных знаковых систем.
Термин «коммуникативная компетенция» (communicative competence [латинское competentia, от competo – добиваюсь, соответсвую, подхожу]) ввел американский антрополингвист Д. Хаймс (D. Hymes, 1972). Он находил, что каждому выражению присущи свои правила, которые должны подчиняться общепринятым правилам грамматики и овладение которыми позволяет использовать язык в процессе коммуникации. Т.е., в компетентности находит свое отражение готовность человека к осуществлению определенного рода деятельности и включены не только когнитивные (навыки, знания), но и не когнитивные (мотивация, ценностные ориентации, этические установки и т.д.) компоненты.
1.2. Методы изучения коммуникативной компетентности персонала
В предыдущем параграфе мы изучили понятие коммуникативной компетентности, что она включает в себя, и, в связи с этим, можно сделать вывод, что коммуникативная компетентность характеризует собой умение определять и поддерживать требуемые контакты с другими людьми. Также выяснили, что в состав компетентности включают определенный набор знаний и умений, которые гарантируют действенное развитие коммуникативного процесса. Подобное представление компетентности устанавливает выбор стратегии построения системы ее диагностики, т.е. инвентаризацию компонентов компетентности (знаний, умений) и выбор, и формирование для оценки каждого из элементов отвечающей требованиям и ситуации психодиагностической процедуры. Однако на практике данного рода подход не имеет возможности быть максимально результативно реализован, поскольку по мере углубления исследований коммуникации, рост числа выявляемых компонентов превосходит темпы развития диагностических средств, соответствующих элементарным критериям надежности и валидности. Но, стоит отметить, что даже если бы наиболее действенный инструментарий сегодня был найден, его нельзя было бы использовать ввиду очевидной громоздкости. Фактически при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора ее составляющих, причем основания выбора редко эксплицируются, а может быть даже, и осознаются. В связи с тем, что всесторонняя диагностика затруднительна (если вообще возможна), целесообразно установить критерии отбора компонентов компетентности для оценки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Т. З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 200 с.
2. Жернакова М. Б. Деловые коммуникации: учебник и практикум для вузов / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — М.: Изд-во Юрайт, 2020. — 370 с.
3. Зимняя И.А., Мазаев И.А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2020. – 400 с.
4. Каймакова М.В. Коммуникации в организации: Учебное пособие / М.В. Каймакова. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 73 с.
5. Картер Р. Коммуникации. Научись понимать других и общайся продуктивно. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2019. – 160 с.
6. Методы организационной диагностики в управлении персоналом: учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Киселева, М. Н. Крутцова, Л. Г. Приятелева, А. М. Рудко, Л. И. Скворцова, С. Г. Старцева ; под ред. Е. В. Киселевой. – Вологда : Вологодский филиал РАНХиГС, 2016. – 422 с.
7. Садовская В. С., Ремизов В. А. Основы коммуникативной культуры. Психология общения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. - 169 с.
8. Самыгин С.И. Психология делового общения / С.И. Самыгин, А.А. Волкова, Л.Д. Столяренко /Ростов-на-Дону:Феникс, 2016. — 223с.
9. Собольников В. В. Невербальные средства коммуникации: учебное пособие для прикладного бакалавриата / В. В. Собольников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 164 с.
10. Степанов О. Святая наука – расслышать друг друга: книга об общении / О. Степанов, Н. Панова. – М. : НФ Класс, 2019. – 168 с.
11. Сухих С. А. Коммуникативная компетентность личности в общении: учебное пособие. – Изд-во: Проспект, 2021. – 192 с.
12. Таратухина Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 324 с.
13. Тесленко В.И. Коммуникативная компетентность в контексте продуктивного взаимодействия: монография/В.И. Тесленко, Л.В. Латынцев. — Красноярск: изд-во КГПУ, 2016. — 252 с.
14. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c.
15. Минаева С.В. Социально-профессиональная коммуникативная компетентность: современные факторы и проблемы, стадии, средства и среда формирования коммуникативной компетентности/С.В. Минаева, В.В. Николаева, Е.Ю. Пузырева и др.//Социальные отношения. – 2018. - № 2 (25). - С. 31-43.
16. Низаева Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав/Л.Ф.Низаева // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 933-935. — URL https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения 14.03.2021)