Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подростковый возраст является одним из наиболее важных и одновременно с этим наиболее сложных периодов в развитии личности. Наряду с физиологическими изменениями многие подростки испытывают определённые трудности во взаимоотношении со сверстниками.
Проблема межличностного общения подростков со сверстниками всегда волновала педагогов и психологов. Не всегда удаётся создать в коллективе положительный микроклимат, в котором каждый участник имеет равноправную роль. В большинстве случае можно наблюдать определённый дисбаланс, при котором одним детям отводится роль лидеров, а другим приходится подчиняться требованиям более уважаемых и сильных сверстников.
В результате такого дисбаланса в школьном коллективе многие дети перенимают такое общение и в будущем, они не позволяют себя вести иначе, так как бояться встретить отпор со стороны своих сверстников. Поэтому очень важно еще на этапе становления коллектива помочь школьникам создать условия для равного и уважительного общения каждого его члена.
Актуальность исследования состоит в том, что современные условия социального общества провоцируют социально-психологические трудности в общении сверстников. Поэтому задачами педагогического процесса является не только интеллектуальное развитие детей, но и работа над их межличностным общением.
Целью курсовой работы является изучить возможность использования социально-педагогического консультирования для улучшения межличностного общения подростков со сверстниками.
Объект исследования - процесс межличностного общения сверстников.
Предмет исследования - организация социально-педагогического консультирования подростков по общению со сверстниками.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть научную литературу по теме исследования и дать заключение о важности темы исследования;
2. Описать личностные проблемы общения подростков со сверстниками;
3. Описать особенности социально-педагогического консультирования подростков;
4. Подобрать и реализовать программу социально-педагогического консультирования подростков с целью улучшения взаимоотношений подростков со сверстниками;
5. Апробировать программу посредством практического эксперимента.
В работе были использованы следующие методы исследования: общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, систематизация полученной информации в виде глав и параграфов работы; эмпирические - психодиагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа), коррекционные методы (повышения самооценки, самоуправляемости), методы математико-статистической обработки данных.
Гипотеза исследования заключается в том, что становление личности подростка напрямую зависит от социальной среды, в которой он постоянно находится. Школьный коллектив - это сложно-организованный социум, в котором не всегда есть возможность раскрытия личности каждого участника. Поэтому применение социально-педагогического консультирование может помочь выявить трудности, с которыми сталкиваются подростки при общении со сверстниками и построить модель межличностного общения, таким образом, чтобы каждый участник мог выражать своё мнение и быть признанным.
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялась на базе Средней школы № 64 Красноармейского района г. Волгограда.
Методологической основой исследования являются основные принципы психологии и педагогики, такие как саморазвитие и самосовершенствование, нашедшие отражение в теории подросткового периода.
Исследуемой теме посвящено достаточно много научных трудов, в частности, ее занимались такие исследователи как А. М. Прихожан, В. И. Мясищев, Д. И. Фельдштейн, С В. Духновский и многие другие.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация может быть полезна для педагогов и практикующих психологов при работе с подростками и их родителями.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.
1 Теоретический основы изучаемой темы
1. 1 Понятие межличностного общения в научной литературе
Межличностные отношения, будучи закономерно включенными в самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности и являясь одним из основных факторов любого социального процесса, всегда остаются актуальным предметом для исследований. В соответствии с этим говорить об «отношении» значит иметь в виду субъективную связь, которая устанавливается между индивидом и каким-либо внешним объектом и проявляется в его эмоциональных реакциях, оценках и действиях. Именно этот смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В. Н. Мясищеву: «Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [16, 13].
Межличностные отношения, по мнению Е. П. Ильина, – это субъективно переживаемые взаимоотношения между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных воздействий, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [8, 63].
М. Р. Битянова определяет межличностные отношения через систему установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций членов группы относительно своих коллег, посредством которых люди воспринимают и оценивают друг друга [1, 285]. Эти диспозиции в энциклопедии опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
В точки зрения А. Н. Суховой, межличностные отношения следует рассматривать как объективно проявляющиеся взаимосвязи людей, отраженные в содержании и направленности реального их взаимодействия и общения и порождающие субъективное видение своей позиции и положения других, что, в свою очередь, «задает» определенный характер межличностных взаимосвязей, прежде всего, в рамках совместной деятельности [24, 65].
Межличностные отношения, по мнению Б. С. Волкова, представляют собой совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу [4, 127].
Тот факт, что в основе термина «межличностные» лежит не только то, что объектом отношения выступает другой человек, но и взаимная направленность отношений, подтверждается в определении, приведенном С. В. Духновским: «Межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [6, 35].
Итак, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «межличностные отношения».
1.2 Личностные особенности отношения подростков со сверстниками
Возраст от 11 до 18 лет принято называть подростковым. В этом возрасте происходит взросление детей, выражающееся не только в интенсивном физиологическом росте, но и в психологических личностных изменениях [23, 24]. Личность подростка заметно отличается от личности дошкольника или младшего школьника. Постепенно все большее значение для подростка приобретают друзья, а общение со сверстниками становится одной из основных потребностей.
В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации [2, 27]. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей [24, 154]. Поэтому «чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него».
Общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную [25, 35].
Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатий. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов и т.д. [15, 87]
Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина считают, что «причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания [10, 87].
Л.А. Поварницына выделяет пять групп трудностей общения:
1 группа - трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;
2 группа - трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;
3 группа - трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью, собственной перцептивной стороны общения;
4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовлетворения, даже раздражения по отношению к партнеру;
5 группа - трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением [18, 25].
Педагоги и психологи считают, что от взрослых, воспитывающих ребенка, зависит в первую очередь, благополучно в целом или болезненно, с нежелательными отклонениями - будет протекать его развитие в подростковом возрасте, что характер взаимоотношений взрослых с подростком, требования, которые они предъявляют, обстановка в семье - все это создает совершенно определенную атмосферу, в которой подростку дышится легко или, напротив, с трудом [17, 52].
В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются кодексы чести. В целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого [3, 68]. Высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п. [22, 85]
Нормативность в подростковых группах формируется стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах [12, 17]. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы [20, 52].
Общение со сверстниками обладает крайней субъективной значимостью для самого подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, достичь общественного признания в сочетании с несформированностью Я-концепции, неуверенностью в себе сопровождается порой повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников, повышенной чувствительностью к групповому мнению [11, 98].
Подросток испытывает страх оказаться вне общества сверстников, стать отверженным. Т.е. у подростка существует определенная психологическая зависимость от сверстников: «Типичная черта подростков и юношей – чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое в свою очередь противопоставляется «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо» [20, 158].
Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых. При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отмечаются крайним конформизмом в подростковой группе [27, 39].
1.3 Понятие о социально-педагогическом консультировании подростков
Социально-педагогическое консультирование – это процесс оказания помощи и поддержки людям, имеющим нормальное психическое развитие, но испытывающим затруднения в реализации своих социальных прав и свобод, организации общественного взаимодействия [7, 104].
Такое консультирование помогает родителям в разрешении проблем, связанных с воспитанием и обучением детей, способствует предотвращению развития конфликтных ситуаций между детьми и родителями и при необходимости помогает преодолеть их. Также, консультирование социально-педагогической направленности используется в профилактических целях. Оно нацелено на недопущение развития беспризорности, распространения девиантного поведения [5, 67]. Благодаря консультированию дети группы риска получают возможность нормального развития.
Социальная помощь, оказываемая семьям, имеющим детей группы риска, может проводиться в виде разнообразных консультаций:
Заочная консультация. Такие консультации проводятся в виде переписок и телефонных разговоров;
Очная консультация. В данном случае социальные педагоги проводят беседы с детьми, помогают разрешить их разнообразные проблемы;
Стационарная консультация. Проведение специализированных бесед в различных центрах;
Комплексные консультации. Они включают в себя оказание помощи одновременно несколькими специалистами по разнообразным направлениям [11, 14-15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками: моногр. / Под редакцией М.Р. Битяновой. - М. : Питер, 2017. - 304 c.;
2. Бодалев, А. А. Психология общения. Избранные психологические труды/ А. А. Бодалев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство НПО «МОДЭК», 2012. — 320 с.;
3. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В. В. Бойко. — СПб. : Союз, 2012. – 160 с.;
4. Волков, Б. С. Психология подростка : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Б. С. Волков. - 5-е изд. -М. : Питер, 2010. - 240 с.;
5. Гурова, Е. В. Психология развития и возрастная психология / Е. В. Гуров. — М. : Аспект –пресс, 2014.- 174 с.;
6. Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. — М. : Юрайт, 2020. — 353 с.;
7. Изотова, Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособие / Е. И. Изотова. – М. : Академия, 2012. – 288 с.;
8. Ильин, Е. П. Пси¬хо¬ло¬гия об¬ще¬ния и меж¬лич¬ност¬ных от¬но¬ше¬ний / Е. П. Ильин. – М. ; СПб. ; Н. Нов¬го¬род [и др.] : Пи¬тер, 2011, 2010. – 573 с.;
9. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления / В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2013. – 240 с.;
10. Клюева, Н. В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В. Клюева. - М. : Творческий центр Сфера, 2000. – 185 с.;
11. Колесников, Г. И. Основы психологической профилактики и психологической коррекции / Г. И. Колесников. — Ростов н/Д. : Феникс, 2010.- 185 с.;
12. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. 5-е изд. – М. : Академия, 2012. – 365 с.;
13. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2011.- 256 с.;
14. Лютова Е. К. Тренинг эффективного воздействия с детьми / Е. к. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб.: Речь, 2012. - 190 с.;
15. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский. - СПб. : НЕВА, 2010. – 512 с.;
16. Мясищев, В. Н. Психология отношений : Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 363 с.;
17. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н Поливанов. - М. : Академия, 2010.- 184 с.;
18. Поварницына, Л. А. Работа практического психолога с личностью учителя : Учеб. пособие для студентов психол. отд-ния / Л. А. Поварницына; Твер. гос. ун-т. - Тверь : ТГУ, 1996. – 160 с.;
19. Прихожан, А. М. Тревожность детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М. : Московский психолого – социальный институт; В.: Изд – во АПО «МОДЭК», 2012.- 304 с.;
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб. : Питер, 2010. – 656 с.;
21. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. : Питер, 2013. — 432 с.;
22. Регуш, Л. А. Психология современного подростка / Л. А. Регуш. — СПб. : Речь, 2012. — 400 с.;
23. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. : Флинта, 2012. – 96 с.;
24. Сухов, А. И. Социальная психология : учебник / А. И. Сухов и др.; под ред. А. И. Сухова, А. А. Дергача. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2005. – 600 с.;
25. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков / Д. И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 1982. - 224 с.;
26. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман. — М.: Институт Психиатрии, 2012.- 480 с.
27. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов. - М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2012. — 351 с.