Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Расширение межкультурных связей в мировом социуме обусловили тот факт, что значение иностранного языка становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Обновлённое содержание целевого компонента изучения иностранного языка: формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что связано с ведущей функцией языка – являться средством общения, определяет основную функцию процесса обучения иностранному языку.
Как показывает общеобразовательная практика, наблюдается снижение мотивации школьников к изучению иностранных языков на всех ступенях общего образования. Несмотря на то, что владение иностранным языком имеет высокое социальное одобрение, немногим школьникам удаётся по окончании школы иметь высокий уровень его освоения. Следовательно, настало время для изучения причин, лежащих в основе неудовлетворительного для современного этапа уровня освоения иноязычной речью.
Совершенно очевидно, что требования к уровню преподавания иностранного языка повышаются, от педагогов требуется не только хороший академический уровень и владение коммуникативными навыками, но и умение в максимальной степени способствовать развитию у школьников коммуникативных умений.
Вопрос о сохранении интереса и создании мотивации к обучению широко обсуждается современными методистами и педагогами. Немаловажную роль в поддержании мотивов к изучению иностранного языка и развитии гуманистических идеалов играет введение на уроках музыкального материала.
В настоящее время музыкальные материалы играют всё большую роль в педагогической деятельности, в частности при обучении иностранным языкам. Поэтические тексты и песни особенно часто применяются в начальной школе, что является особенно успешным педагогическим ходом, учитывая тот факт, что они зачастую могут быть с лёгкостью восстановлены в памяти и воспроизведены много лет спустя.
Музыка воздействует на правое полушарие, а речь – на левое. Следовательно, сочетание музыки и рифмы, слов из текста песни, способствуют быстрому запоминанию лексических единиц. Музыка доставляет удовольствие учащимся и может создавать приятную атмосферу в классе. В то же время, музыка обладает силой, которая положительно влияет на наши эмоции и таким образом, вовлекает учеников в учебу.
С лингвистической точки зрения, применение музыкального компонента на уроках иностранного языка полезно для восприятия на слух, произношение (особенно просодии), пополнения словарного запаса учащихся и изучения грамматики. Музыкальный компонент помогает учащимся приобщаться к иноязычной культуре, сплачивают группу, развивают творческие способности и создают непринужденную обстановку на уроке.
Актуальность работы заключается в создании нового подхода к использованию музыкальных средств в образовательном процессе, так как на современном этапе недостаточно полно осознаются и используются методы и приемы обучения, повышающие эффективность изучения иностранного языка.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся начальной школы устной иноязычной речи.
Предмет исследования составляет музыкальный компонент как средство овладения младшими школьниками устной иноязычной речью.
Целью исследования является изучение возможностей обучения учащихся начальной школы устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить цели обучения младших школьников устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента в условиях обновления языкового образования.
2. Рассмотреть средства и приемы работы с музыкальным компонентом в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся начальной школы.
3. Провести анализ методики обучения устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования музыкального компонента в процессе овладения младшими школьниками устной иноязычной речью
1.1. Цели обучения младших школьников устной иноязычной речи с использованием музыкального компонента в условиях обновления языкового образования
Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования результаты освоения программы по иностранным языкам заключаются в следующем:
1. Приобретения начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого общения.
2. Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке; расширение лингвистического кругозора.
3. Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [ФГОС 2016] .
Как видно из вышеперечисленного, данные цели достаточно общи и не отражают конкретных знаний, умений, навыков, необходимых для достижения данных целей.
В методике преподавания иностранных языков выделяют несколько видов целей обучения:
1. Цель государственной программы – это самые общие цели обучения.
2. Цель отдельного этапа обучения – это может быть одна ступень обучения, одна тема, навык, умение, один урок, этап урока. Умея выделить данные цели, учитель может грамотно построить свою работу, направленную для достижения целей государственного стандарта.
На этапе начального обучения важно создать необходимые условия для формирования культуры интеллекта, поведения, а также основных умений и навыков, необходимых для развития личностных и индивидуальных особенностей учащегося, формирования основных понятий об общественном строе, а также дальнейшего обучения. Приоритетной задачей федеральных государственных стандартов второго поколения становится обозначение современных требований к обучению в начальной школе и обеспечение качества образования. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования был введён в действие с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные, индивидуальные и психофизические особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Иностранный язык» должны отражать:
1) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
2) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент учителя делают на осмысление и освоение норм и способов сотрудничества, форм оценивания, способов общения, без чего невозможно в дальнейшем активное овладение предметным содержанием.
Эффективность урока английского языка во многом зависит от грамотной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, благодаря которому, дети учатся мыслить и логически рассуждать [5] .
М.В. Вербицкая считает, что развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе обучения наиболее эффективно происходит в игровой форме [Вербицкая 2016: 3] .
В начале урока учитель формулирует учащимся проблемную ситуацию, в которой создаются условия включения обучающихся в учебную деятельность для определения цели и темы урока. Учитель задает наводящие вопросы, а учащиеся выдвигают свои варианты, и таким образом проблемная ситуация подводит детей к теме урока и к формулированию цели.
В образовательном процессе учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной – М.: Педагогика, 1972. – с. 7–44.
2. Вербицкая, М.В. Новое в стандартах и учебниках по английскому языку. Серия FORWARD – современный УМК для начальной школы [Текст] / М.В. Вербицкая // Информационно-методический бюллетень. – 2016. – №1. – С. 2-4.
3. Гебель С. Ф. Использование песни на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе – 2009. - №5. – С. 28-31.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
5. Комарова Ю. А. Использование современного песенного материала в обучении иностранному языку учащихся старших классов// Иностранные языки в школе. – 2008, №4. – С. 41-46
6. Комарова Ю.А., Бирюлина А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов [Текст] / Ю. А. Комарова, А. Бирюлина // Иностранные языки в школе. – 2008. – N4. – С. 41–46.
7. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл 2009. 509–519 с.
8. Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 597–599.
9. Маничева Т.М. Работа с песней на уроке французского языка // Иностранные языки в школе. – 2012, №3. – С. 30-32
10. Муханова Б. Х. Использование песен на занятиях иностранного языка. // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 13-16 марта 2012 г./ ФГАОУ ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т», Екатеринбург, 2012. – С. 529-532
11. Павлова Е. А. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка – эффективное средство усвоения языкового материала// Иностранные языки в школе. – 2009, №2. – С. 25-30.
12. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур [Текст] / Е.И. Пассов. – Минск: Лексис, 2003. – 184 с.
13. Перетятко М.О. Использование музыки как технологии на уроках иностранного языка / М.О. Перетятко // Молодой ученый. – 2016. – №7.5. – С. 65-66
14. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа [Текст] В 2 ч. Ч. 2. / А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с.
15. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 272 с.
16. Фатахова М.С. Эффективность использования песни на уроках иностранного языка/ М.С. Фатахова // Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков. – 2018, Т. 2. – №5(8). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnostispolzovaniya-pesni-na-urokah-inostrannogo-yazyka
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
18. Шендрик А. Лечимся музыкой // Радиолюбитель. – 2001. – № 9. – С. 13–15
19. Шутова Н.В., Ходыкина О.А., Блохина В.В. Использование технологии музыкального воздействия в оптимизации обучения иностранному языку. В сборнике: Инновационные технологии в образовательной деятельности. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 305–307.
20. https://urok.1sept.ru/статьи/313897