Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Об актуальности в современном мире социальной защиты семьи с приемными детьми свидетельствуют многочисленные конференции, ассамблеи и встречи по данной проблематике.
Актуальность проблем деятельности органов государственного управления в сфере социальной защиты семьи с приемными детьми обусловлена тем, что в настоящее время проблема социальной защиты семьи остается одной из самых сложных, требующих от государства и общества ее глубокого понимания и поиска наиболее эффективных способов решения. В современной социально-демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. При этом организация системы социальной защиты семьи, материнства и детства в нашей стране оставляет желать лучшего.
Реализуя обязательства, принятые в социальной сфере, государство должно создавать соответствующие функциональные структуры, наделяя их необходимыми полномочиями в сфере защиты прав семьи с приемными детьми. На сегодняшний день выполнение данной функции в России возложено на ряд министерств и ведомств, прокуратуру, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и целый ряд других структур и органов. Так же в Российской Федерации более чем за четверть века была создана объемная правовая база, направленная на регулирование вопросов охраны и защиты материнства и детства. Этот процесс не прекращается и в наши дни.
Государством был принят целый комплекс мер, направленных на устройство системы социальной защиты семьи с приемными детьми, однако ситуация в этой области все еще далека от идеальной.
Объектом данной работы является социальная помощь гражданам с приемными детьми.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие государственную помощь гражданам с приемными детьми, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение социальной помощи семьям с приемными детьми.
Задачами работы ставится:
● рассмотреть Российскую Федерацию как социальное государство;
● изучить приемную семью и ее социално-правовое оформление;
● прранализировать финансирование и социальную помощь семьям с приемными детьми;
● рассмотреть семейный (материнский) капитал для семей с приемными детьми;
● выявить проблемы реализации государственной помощи гражданам имеющих приемных детей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовоые основы социальной помощи семьям с приемными детьми
1.1. Российская Федерация как социальное государство
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Функции государства были исследованы А.Г. Еллинеком в работе 1990 г. «Общее учение о государстве». Государственную функцию он относит к разряду массово-психических явлений, которые порождаются социальными отношениями между людьми, их взаимными действиями друг с другом.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». В целом можно заключить, что функции государства трактуются через его активность в разных сферах общественной жизни. Объединяющей данные трактовки формулировкой является конструкция «основные направления деятельности государства», что в целом характеризует форму реализации функций государства, но ничего не говорит о содержании такой деятельности. Между тем государство может действовать в интересах властных групп, экономических элит, его деятельность может быть антинародной. В связи с этим, как представляется, понятие функций государства должно отражать содержательный аспект деятельности государства, детерминированный современной исторической реальностью.
Таким образом, понятие «функции государства» представляется нам как основные направления деятельности государства (проявляющие, с одной стороны, динамику, а с другой - статику государственного функционирования), обусловленные целями и задачами государства на определенном историческом этапе, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.
Характеризуя социальную функцию государства, отметим, что наиболее часто она трактуется как его внутренняя деятельность, охватывающая основные направления социальной политики: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Актуализируя содержание социальной функции государства применительно к современным условиям, О.В. Родионова определяет ее как деятельность, направленную на минимизацию различий в доступе к общественным благам с целью обеспечения самосохранения социума. Данная функция государства выражается через средства и способы реализации внедрения социальных групп в единое государственно-организованное общество. С данной трактовкой можно согласиться, поскольку именно через устранение (сглаживание) социальных различий создается основа общественной солидарности.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. М.М. Рассолов полагает, что такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
7. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 27.10.1997, N 43, ст. 4904.
8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 19.
10. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России как предмет научного исследования // Ленингр. юрид. журн. 2018. N 2. С. 87.
11. Боброва Н.А. Понятие конституционного строя, двойственность его природы // Право и политика. 2002. N 2. С. 22, 23.
12. Гнатенко А.И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 2.
13. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 126.
14. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2017. С. 609.
15. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
16. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. N 16. С. 37 - 41.
17. Малько А.В. Указ. соч. С. 57; Сунцова Е.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 59.
18. Нечаева А.М. Дети России. М.: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. С. 3.
19. Нечаева А.М. Семейное право: Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С. 23 и др.
20. Никитина Е.М. Защита семьи, материнства и детства как важная составляющая ювенальной политики Российского государства // Вопросы ювенальной юстиции. 2018. N 3. С. 8.
21. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. N 3. С. 3 - 9.
22. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
23. Подузова Е.Б. Договор простого товарищества как форма организации и ведения совместной деятельности: проблемы теории и практики // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 10(83). С. 83.
24. Социальные договоры в праве: Монография / Н.Н. Тарусина, А.М. Лушников, М.В. Лушникова. М.: Проспект, 2017. С. 72 - 85.