Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты развития навыков аудирования с использованием технологии «подкаст»
1.1 Сущность понятия «Подкаст» в контексте
В настоящее время изобретается все больше новых методов изучения английского языка. Не так давно стало широко распространенным такое явление как подкастинг.
Подкастинг - это процесс создания и распространения аудио- или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в интернете. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания.
Новые технологии всегда оказывают сильное влияние на образование, и подкастинг ничем не отличается. Многие учебные заведения сокращают выпуск учебников и инвестируют средства в развитие новых технологий для обучения. Подкастинг, как одно из последних средств массовой информации, является одной из передовых технологий в этой области. Использование подкастов в обучении английскому языку может повысить доступность и стимулировать вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.
Подкастинг предоставляет преподавателям возможность легко транслировать привлекательный аудио- или видеоконтент, который обучающиеся могут слушать и просматривать в любое время и в любом месте. Одним из самых больших преимуществ образовательных подкастов является их портативность и удобство.
Современные преподаватели активно и детально осваивают возможности работы с интернет технологиями в процессе обучения. С появлением социальных сервисов Веб 2.0. специалисты в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам полностью поддерживают использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). А именно: происходит организация конференций и вебинаров; создаются дидактические материалы со ссылками на интернет ресурсы и заданиями, предполагающими работу с интернет материалом; пишутся программы, предназначенные для обучения иностранному языку.
Сервисы Веб 2.0, или социальные сервисы, – это сетевые программные обеспечения, поддерживающие групповые взаимодействия. К ним относятся поисковые системы, карты знаний, социальные сети, блоги, сервисы для хранения закладок, видео- и фотоматериалов и др. Согласно точке зрения Сысоева П. В., «Социальный сервис подкастов – это вид социального сервисов Веб 2.0, позволяющий прослушивать, создавать и распространять аудио- и видеозаписи».
Понятие «подкаст» произошло от английского слова podcasting, которое стало известным, благодаря широкому распространению портативных медиаплееров iPod компании Apple, основоположником которой является Стив Джобс. Само слово podcasting возникло путем объединения двух слов – «iPod» и «broadcasting» (англ. – радиотелевещание; трансляция) и является особым форматом аудио- и видеопередач, выпускаемых во всемирной сети Интернет.
1.2. Классификация подкастов
Сегодня существует огромное количество различных подкастов, кажлый из которых имеет ряд значимых отличительная черт. Возможность скачать желаемый материал на своц ПК или загрузить собственный аудио или видео подкаст предоставляется посредством социального сервиса подкастов. Из всего множества подкастов, подкасты отличаются длительностью, своей аутентичностью, и функциональным предназначением.
Есть много подкастов, которые отличаются друг от друга по определенным причинам. Г. Стэнли выделяет следующие типы подкастов в сфере обучения. Иностранный язык:
- аутентичные подкасты – подкасты, которые предназначены для обучения иностранному языку обучающихся, содержащие богатый опыт прослушивания аудиофайлов;
- подкасты для учителей -обучающие подкасты предназначены для достижения цели обучения иностранному языку;
- подкасты для обучающихся - подкасты рассчитаны на то, чтобы впитывать опубликованный материал;
- методические подкасты – подкасты, которые охватывают вопросы, связанные с методикой преподавания иностранного языка.
Вышеперечисленные виды подкастов направлены на создание общепрофессиональные и профессиональные навыки, которые следует освоить обучающимся:
- умение усвоить теоретические основы обучения иностранным языкам, законы о профессиональной подготовке межкультурная коммуникация (ПК-1);
- возможность максимально смоделировать коммуникативные ситуации между представителями разных культур и обществ (ПК-17);
- возможность просмотра фонетических баз, лексики, грамматические и словообразовательные явления и закономерности целевой язык (ОПК-3);
- умение работать с электронными словарями и другие электронные ресурсы для решения языковых проблем (ОПК-13);
- умение работать с компьютером, получать, обрабатывать и использование полученной информации (ОПК-11);
- способность использовать различные информационные носители для распространения данных и знаний (ОПК-12).
В свою очередь, О.В. Олейник классифицирует подкасты на следующие типы.
Аудиоподкаст - пионер в движении подкастов. С помощью аудиоподкаста вы можете легко записать любой контент на интересующая вас и ваших слушателей тема в формате MP3. В помещении, аудиоподкасты совместимы со всеми компьютерами и ноутбуками мультимедийные устройства. Преимущества таких подкастов:относительно небольшой размер файла, обычно менее 10 МБ в зависимости от длины; эти подкасты можно легко создать.
1.3. Подкасты как новый ресурс в обучении аудрованию на английском языке
Использование подкастов для определенных целей обучения актуально в процессе проведения аудирования на уроках по иностранному языку.
Подкаст представляет собой упражнение и, одновременно, один из методов обучения иностранному языку, который направлен на развитие умения слушания.
При правильном включении данного метода подкастов в процесс обучения, происходит формирование следующих навыков:
• осознание цели общения или услышанного;
• выделение темы в услышанном аудио материале;
• определение участников коммуникации;
• выделение основных тезисов прослушанного;
• разграничение главных и второстепенных тезисов;
• умение улавливать главные идеи;
• лаконично и по сути вопроса уметь извлекать ответы на поставленные вопросы;
• выделять логику хронологии событий;
• анализировать отношение докладчика к теме;
• определять дальнейший исход диалога;
• высказывать свое мнение по теме.
Также, при использовании подкастов, как упражнений для формирования различных навыков, встречается ряд трудностей, так Е. Н. Соловова выделяет следующий ряд возможных трудностей:
1. Трудности, связанные с внешними условиями: внешние шумы, плохое качество аудирования.
2. Трудности, связанные с индивидуальными характеристиками говорящего. К ним относятся особенности дикции, паузы, скорость речи, которые могут выстроить внезапные барьеры для усвоения услышанного.
3. Трудности, вызванные особенностями слушающего к аудио материалу: неизвестная лексика или идиомы.
Подкасты обеспечивают обучающим погружение в родной мир звука при общении с носителями языка, а значит, преодолеваются трудности первой группы.
Одновременно, видеоподкасты воспринимаются учащимися лучше, так как таким образом можно отследить мимику, жесты говорящего, а также проследить зрительный контакт. Данный аспект повышает шансы на правильное понимание речи обучающимися.
Подкасты могут сформировать компенсаторные навыки, которые помогут в дальнейшем воспринимать речь с индивидуальными особенностями говорящего.
Подкаст идентифицирует современную лексику, которая относится к конкретной теме аудио материала и таким образом знакомит обучающихся с языковыми особенностями темы. Кроме того, подкаст демонстрирует состав высказываний на ту или иную тему, принятых в стране изучаемого языка, затрагивает актуальные вопросы конкретной страны.
Глава 2. Практические основы формирования умений аудирования обучающихся посредством учебных подкастов
2.1. Методическая работа с подкастами на уроке иностранного языка
После изучения сущности понятия «Подкаст», его особенности и технические характеристики, необходимо рассмотреть методическую работу с подкастами на уроке иностранного языка.
Методическая работа состоит из 3 этапов.
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Текстовой (демонстрационный);
3 этап. Послетекстовый (последемонстрационный).
Первый этап связан с психологической подготовкой ученика к восприятию речи у родных ораторов. На этом этапе преподаватель заранее ведет подготовку обучающихся к процессу знакомства их с подкастом. Преподаватель может в процессе беседы вводить обучающих в тему урока, поэтапно вводить новую лексику, и познакомить в итоге с подкастом. При этом аудио / видео файлы, ритм и объем текста, отображаемые в файле, должны соответствовать уровню, на котором обучающиеся говорят на иностранном языке. Обычно тексты более 3 минут загружают кратковременную память, тем самым мешая процессу восприятия.
Следующий этап включает задачи, которые выполняются в процессе прослушивания (While Listening). Таким образом, преподаватель делает вывод о степени ориентации обучающихся в тексте подкаста.
Последний этап (After Watching) содержит задания, подводящие итог усвоения обучающимися содержимого прослушанного подкаста.
В качестве примера покажем, как данная технология используется на занятиях по практике речи английского языка на первом курсе ИФМК КФУ. Подкасты записаны на диск, который является приложением к учебнику Speakout уровня Upper-Intermediate. Благодаря этому их использование очень удобно, как в аудитории, так и дома. В зависимости от наличия технической возможности студенты могут выполнять данные задания в оборудованной компьютерами аудитории под руководством преподавателя, либо на персональном компьютере с дисководом дома. Во втором случае на занятии только контролируется правильность выполнения заданий.
Подкаст является итоговым заданием раздела, поэтому введение лексики, беседы, чтение текста и упражнения по теме подкаста проводятся на предыдущих занятиях. Непосредственно для работы с подкастом даются задания следующего формата:
• Дискуссия: «Watch the video podcast. Do young people move away from their families and share flats together in your country? Whose opinions about flatmates do you agree with most»?
• Подбор соответствия: «Look at the people below (photos) and read the habits 1-7. Then watch the video podcast from 0:27- 1:16 and match the people to the habits».
• Лексические упражнения: «Read the sentences below. Then watch the video podcast from 0:12-0:24 and delete the incorrect word; The people below talk about flat sharing and annoying habits. Read the sentences and write a word or phrase from the podcast with the same meaning as the words in brackets. Watch the video podcast from 1:19-1:55 again and check your answers».
Можно с уверенностью сказать, что данный вид деятельности в значительной степени способствует повышению мотивации студентов при изучении иностранного языка, поскольку они всегда заинтересованы и с удовольствием выполняют подобные задания.
2.2. Анализ УМК по английскому языку О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой "Rainbow English" 9 класс на развитие навыков аудирования
С целью определения значимости и продолжительности уделяемого времени аудированию и говорению были проанализирована линия УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. "Rainbow English" со второго по девятый классы. Учебник состоит из двух частей, красочный, направлен на формировние и осмысление аудировании, говорении и письма. Также встречается упражнении на подготовку к итоговой аттестации учеников т.е. к ОГЭ и ЕГЭ. Состав УМК: учебники, рабочие тетради, лексикограмматические практикумы, книги для чтения, тетради диагностических работ, а также тетради с контрольными работами. В УМК не предусмотрен аудиоматериал. Его необходимо загружать из Интернета.
2.3. Разработка методической системы формирования умений аудирования посредством подкастов
В качестве предпосылки для практической необходимости развития речи и навыков слушания учащихся через подкаст, в образовании выделяются следующие: современные идеи о необходимости информатизации государства среднего образования в области информационного общества, социальный порядок формирования выпускников средних школ, говорящих на иностранном языке, и новые технологии информатизации, несоответствия между заявленными использованием информационных технологий в образовании.
В этой статье разработана методическая система для развития навыков языка и прослушивания студентов через подкасты, образовательную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов: целей, принципов, методов и организационных форм, методов, когнитивных, организационных отношений, форм, инструментов обучения и результат обучения (Рисунок 1).